Александров, Г. Школа Ривкина : [заслуженный тренер Беларуси, могилевчанин Генрих Ривкин] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2020. — 30 июля. — С. 13.
«Бокс — это обмен знаниями при помощи жестов», — говаривал тренер Привалов из старого советского фильма «Первая перчатка». Вообще-то первоначальное английское выражение звучит немножко иначе: бокс — это выяснение отношений джентльменами при помощи жестов. Но и «знания», и «джентльменские отношения» и даже «первая перчатка» — все эти понятия очень даже характеризуют заслуженного тренера Беларуси Генриха Ривкина.
Возможно, культовая в свое время кинокартина тоже повлияла на то, что могилевский паренек не только полюбил бокс, но и посвятил этому виду спорта всю жизнь. Ну, а еще Генриха Ривкина считают основоположником могилевской школы бокса. Кто-то может возразить: первые боксерские клубы в Могилеве появились еще в 30-х годах прошлого века, могилевские боксеры выходили на ринг и на первом чемпионате БССР в 1933-м. А Генрих Ривкин, родившийся в 1938 году, тренерскую карьеру после окончания Белорусского института физкультуры начал в 1960-х. Но именно он воспитал плеяду замечательных боксеров, благодаря которым Могилев стал значимой точкой на спортивной карте. В числе его учеников свыше 20 мастеров спорта СССР, 15 чемпионов республики. В честь своего наставника его воспитанники, областная федерация бокса учредили открытый республиканский турнир памяти Генриха Ривкина. Первый из них был проведен в 2010 году, и с тех пор в городе на Днепре прошло 11 международных боксерских форумов среди юниоров.
Тренером от бога называют Ривкина его ученики. Вспоминают о справедливости, непредвзятости своего наставника, что он был внимательным и заботливым педагогом и человеческие отношения ставил превыше всего. Следил за жизнью подопечных, кому-то помогал зачеты в вузе сдать, кому-то — устроиться на работу. Учиться заставлял — практически все его воспитанники получили высшее образование. А как тренер, Генрих Тевелевич, рассказывали, был из той когорты наставников, которые считали, что бокс — интеллектуальный вид спорта, своего рода «шахматы» на кулаках. Хороший боксер, говаривал Ривкин, должен постоянно думать, как обмануть соперника, защититься от ударов, постоянно анализировать ситуацию. Делать это во время боя, когда на тебя накатывают эмоции, азарт и спортивная злость, понятно, непросто, так что воспитывать этот навык надо с детских лет.
Вот это кредо наставника передалось и его ученикам, талантливым спортсменам. В том числе, Александру Котлярову и Семену Соркину, также ставшими потом заслуженными тренерами республики. Александр Котляров, к слову, первым в истории могилевского бокса стал мастером спорта СССР.
— В 1960-х годах олимпийские чемпионы по боксу были у нас, мальчишек из рабочего поселка Могилева, настоящими кумирами, — рассказывал он. — Советская боксерская школа гремела тогда на весь мир — взять Бориса Лагутина, который дважды завоевывал «золото» Олимпийских игр: в Токио в 1964-м и в Мехико в 1968-м, или Виктора Агеева, чемпиона Европы. Мы росли спортивными ребятами, я, например, ходил и на борьбу, и на футбол, но чего-то мне в них не хватало. И в поселке, и в соседних Буйничах мы облюбовали площадки, где устраивали как бы боксерские поединки — перчатки приносили старшие ребята. Ну, а потом захотелось стать ни много ни мало, а чемпионом Советского Союза. Поехал в город искать секцию бокса. Мне тогда, в 1965-м, было 15 лет. А в начале 1960-х в Могилеве не было специализированных боксерских залов, их и начал создавать Генрих Ривкин — сначала в одной из средних школ, а потом в Доме культуры швейников. И вот приезжаю в ДК, отворяю дверь за дверью, в большом зале (зеркала, «груши» висят) вижу тренирующихся боксеров. Ривкин меня увидел, пригласил в зал, узнал, что я хочу заниматься боксом, и велел прийти со спортивной одеждой завтра. Что-то во мне, наверное, разглядел, хотя в 15 годков заниматься боксом уже поздновато. И, помню, в пример своим спортсменам мою прическу привел, у меня была такая легкая щетина на голове: «Вот так надо стричься!».
Между прочим, по воспоминаниям могилевских старожилов, танцевальные вечера в ДК швейников были лучшими в городе. Некоторые тренеры, к слову, на полном серьезе говорят новичкам: «Хочешь стать классным боксером? Играй в шахматы и занимайся танцами». Если шахматы — это стратегия, то танцы — движения для бокса. Только человек, далекий от него, полагает, что самое главное в нем — кулаками махать. Нет, именно на передвижении ног (изменение скорости движения, длины шага, подступ к противнику) строится вся тактика боя. Поэтому тренеры на занятиях постоянно учат боксеров перемещениям по рингу. Потом уже — упражнения с применением одиночных и серийных скоростных ударов. Ривкин прорабатывал новейшие методики обучения боксу, перелопачивал горы литературы, к каждому воспитаннику у него был индивидуальный подход: дети ведь разные приходили, кого-то одна мама воспитывает, кто-то живет в семье с полным достатком, а кто-то довольствуется малым. С одним надо быть жестче, а другой — слишком ранимый… Словом, психология! Хотя, конечно, все зависит от желания самого спортсмена, но талант Ривкина в том и заключался, что он умел тренировку превратить в интересное событие, увлечь ребят, не давал скучать. Пусть и не всем дано быть чемпионом. Бывает, приходят к тренеру одаренные ребята, но — ленятся, и в результате ничего путного в спорте не получается. У других таланта меньше, но они трудолюбивые и упорные, из таких чаще всего и выходит толк. И что в жизни, что в боксе главное, учил Ривкин, умение держать удар, грамотно защищаться. Разумеется, и эффективные удары должны быть «поставлены».
— Но бокс — не драка пьяных возле ларька, — сказал Александр Котляров. — Спорт вообще — действия по правилам, поэтому бокс красив, а драка — нет. Суть бокса в том, чтобы нанести противнику как можно больше правильных ударов, а самому пропустить как можно меньше. Техника боя очень сложна, чтобы ее постичь, нужны годы тренировок. А чтобы добиться больших высот в спорте, надо обладать какими-то выдающимися качествами: высокой скоростью, мгновенной реакцией, сокрушительной силой удара… Чем-то выделяться из общего круга! И тренер должен увидеть в спортсмене какую-то «изюминку». У меня, к примеру, — это я как тренер говорю — выдающихся данных не было. Было желание победить, спортивная злость, упорство в оттачивании боксерских приемов. Вот это во мне и поощрял Генрих Тевелевич. В результате выработался «фирменный стиль»: вести бой, не что называется, грубым напором, а переигрывать соперника за счет техники: защитных и контратакующих действий, комбинаций, серий точных ударов.
Во многом благодаря тренерской работе Ривкина, в Могилеве появилась плеяда талантливых боксеров, сумевших добиться высоких спортивных результатов. Под его руководством был подготовлен Валерий Соколов, ставший двукратным бронзовым призером чемпионата СССР в 1972 и 1973 году, Семен Соркин, бронзовый призер чемпионата Вооруженных Сил СССР, Владимир Лифшиц, чемпион БССР… Чемпионом всесоюзного спортивного общества «Спартак» стал Александр Котляров.
— И даже это достижение не давало права получить звание мастера спорта СССР, — вспоминал он. — И победы в чемпионате республики было мало. Чтобы заслужить это звание, надо было выиграть два всесоюзных турнира, одержать в течение одного года 5 побед на ринге над мастерами спорта и 15 — над кандидатами в мастера.
В 1974 году Котлярову было присвоено звание мастера спорта СССР по боксу. Он выступал на ринге до 27 лет, попутно окончил Ленинградский техникум физкультуры и спорта, Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена и сам стал тренером. А Генрих Ривкин до начала 1980-х годов работал в школе высшего спортивного мастерства. А потом перешел старшим преподавателем факультета физвоспитания в Могилевский пединститут — студенческая команда боксеров под его руководством около 15 лет занимала первые места в спартакиаде вузов республики, оставляя позади даже столичный институт физкультуры. В 1992-м Генриху Ривкину присвоили звание заслуженного тренера Беларуси.
Спортсмен — всегда «продукт» труда тренера. В то же время далеко не каждому спортсмену, пусть даже с чемпионскими титулами, дано стать хорошим тренером. Для этого нужно иметь педагогический дар, призвание, жить спортом.
— Знаете, есть тренеры, которые работают только ради зарплаты, — рассуждает Александр Котляров. — Есть у него способный спортсмен, и он думает: вот я его заставлю работать, он станет чемпионом, и у меня будут деньги. Да ничего не будет! Надо и вид спорта любить, но главное — ребят любить, радоваться даже маленьким их успехам. Как говорил Генрих Ривкин, нужно чувствовать человека, понимать его.
По словам Александра Котлярова, он в тренерской работе вслед за своим наставником понял: важно, помимо всего прочего, развивать индивидуальные особенности спортсмена. Есть, например, боксеры «тяжелые», делающие ставку на мощные удары. А есть — «быстрые», способные, запутав соперника движениями, нанести неожиданный и точный удар. Развивать всех «в одном русле» бесполезно, надо, прежде всего, «шлифовать» самые сильные качества у конкретного спортсмена. У последователей Ривкина, ставших тренерами, появились свои талантливые ученики. Например, Александр Банин, победитель первенства СССР, серебряный призер чемпионата СССР и игр Доброй воли в Сиэтле (США), бронзовый призер Кубка мира, Вадим Мезга, бронзовый призер чемпионата Европы, Хаважи Хацигов, чемпион Европы, Бато-Мунко Ванкеев, бронзовый призер чемпионата Европы и другие.
Кто за ними? «Честно скажу, следующее после этой блестящей плеяды спортсменов поколение мы упустили, — говорит Александр Котляров. — Больше занимались собственными воспитанниками, их подготовкой к международным соревнованиям, республиканским турнирам, а вот работа с резервом на местах была пущена на самотек. Для бокса много не надо, и залов хватает, и инвентаря, и амуниции. Но многое зависит от популяризации бокса, квалификации тренеров в ДЮСШ».
Конечно, нынешние дети предпочитают сидеть в интернете — затянуть их в спортзал сложно в принципе. И хорошо, если к родителям придет понимание: ребенок, просиживая за компьютером или голубым экраном, становится бесхарактерным, безвольным. Да и здоровья такое времяпровождение уж точно не прибавляет. Значит, и родителям, и тренерам надо убедить: в моде сегодня — быть крепкими, ловкими, быстрыми, сильными и выносливыми.
В последние годы областная федерация бокса стала больше внимания уделять подготовке резерва. На местах, отметил Александр Котляров, работают талантливые тренеры Артем Соломко, Сергей Батуро, Дмитрий Деменков. Недавно воспитанник Артема Соломко Антон Черномаз завоевал «золото» на Кубке Беларуси, серебряными призерами стали еще трое спортсменов из Могилевской области — Артур Туниев, Александр Довнар (бобруйская школа бокса) и Владислав Бродецкий. Есть порох в пороховницах!
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.