Фестиваль состоялся!

Жаббарова, И. Фестиваль состоялся! : [интервью с начальником отдела культуры И. Жаббаровой] / И. Жаббарова ; беседовали В. Дубровин. Г. Алданов // Веснік Магілёва. — 2015. — 3 июня. — С. 12.

До открытия XXI Международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа», который ежегодно проводит Могилевский горисполком, осталось менее трех недель. В преддверии фестиваля мы побеседовали с заместителем начальника управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи, начальником городского отдела культуры Ириной Жаббаровой.

— Ирина Валерьевна, в чем особенности нынешнего фестиваля?

— Главная особенность – в том, что впервые за два десятилетия проведения фестиваля на нем будет одновременно представлено столько стран-участниц. На данный момент о своем намерении принять участие в фестивале заявили двадцать стран! В этом году география фестиваля очень широка – от Америки, Северной и Южной, через Европу – до постсоветского пространства. Еще одна особенность– и с сольными концертами, и в конкурсной программе принимать участие будут именно приходские коллективы, в частности, православный монастырский хор «Ме Руставели» из Грузии, хор батюшек из Гродненской епархии…

В этом году конкурса вокалистов не будет, будет проводиться только конкурс хоровых коллективов. Это было сделано осознанно. У каждого фестиваля есть свое направление, своя «изюминка». Мы пришли к выводу, что не нужно гнаться за профессионализмом. Хочется, чтобы фестиваль был именно фестивалем духовной музыки, чтобы мы могли показать, а зрители увидеть духовность в самых разных направлениях и жанрах. Хотелось, чтобы была связь фестиваля с тем, что нынешний год объявлен Годом молодежи. Но не просто формальная связь – сделать молодежные площадки, как это традиционно бывает, показать разную географию, направления разные, а пойти дальше. Поэтому мы сделали в рамках фестиваля духовно-просветительские чтения, которые будут проходить на площади Звезд. Беседы будут вести и священнослужители – всех трех христианских конфессий, и светские люди, например, актеры минского духовного театра. Там же будут стоять и звонницы. И дети, подростки, молодежь смогут ознакомиться с тем, что звонница собой представляет, попробовать себя в качестве звонаря. А вечером все плавно будет переходить в молодежную музыкальную площадку. Мы полагаем, что в нынешнее время, когда очень не хватает человеческого общения, именно такая форма будет оптимальной.

— Глядя на программу фестиваля, замечаешь очень широкий спектр поддержки –книжные и фотовыставки, ярмарки…

— Это тоже не случайно. Кроме того, в эти же сроки в городе будет проходить международная конференция «Магілёў. мінулае і сучаснае», одна из секций которой будет работать именно в нашем направлении, будет поддерживать дух фестиваля, его, скажем так, научную составляющую. На голом месте не может строиться ни одна идея, нужен фундамент. Наш фундамент – именно в просветительской деятельности.

— Будет ли представлен Могилев в конкурсной программе?

— Нужно начать с того, что вставал вопрос о том, стоит ли вообще проводить конкурс, ведь география коллективов, принимающих в нем участие, неширока – Беларусь и Россия. Но когда мы посмотрели на конкурсантов в разрезе мини-номинаций, то оказалось, спектр исполнителей очень разнообразен. Тут и детские хоровые коллективы, и вокальные ансамбли, и самые различные взрослые хоровые коллективы. Приняли решение конкурс проводить. И не только проводить, но и увеличить количество участников с двенадцати, как было ранее, до шестнадцати коллективов. От Могилева в конкурсе будет участвовать академический хор музыкального колледжа им. Римского-Корсакова «Мозаика» под управлением Ж. Елфимовой.

В нашем городе достаточно хорошо развита школа хорового и вокального искусства. Если бы это было не так, если б у нас такой школы не было, мы не смогли бы сделать фестиваль! Поэтому все действующие хоровые коллективы областного центра примут участие в гала-концерте фестиваля – всего около 450 человек, объединенных в хоровые коллективы.

— В этом году вы возрождаете традицию проведения концертов на стадионе «Спартак». Насколько это логично? Разве фестиваль духовной музыки не требует камерных аудиторий?

— Абсолютно логично! Существует международная практика концертов такого рода именно в больших аудиториях. Другое дело, как это преподнести. С моей точки зрения, когда концерт проходит на большой аудитории, свежем воздухе, это способствует единению природы, музыки, способствует восприятию. Мне кажется, восприятие духовной музыки в подобных условиях намного лучше. Подобные концерты можно сравнить лишь с теми, которые проводятся в храме, а не на какой-либо другой площадке, вроде Ледового дворца или «Олимпийца». Кроме того, это дает возможность большему количеству людей посетить фестиваль. Несколько лет назад мы уже проводили гала-концерт на стадионе «Спартак». И, по отзывам слушателей, это было самое удачное решение. Главное, чтобы нас не подвела погода.

— Становится ли фестиваль «Магутны Божа» визитной карточкой города? Ожидается ли приезд гостей, представительных делегаций, туристов? Что делается, чтобы фестиваль соответствовал своему международному статусу?

— «Магутны Божа» – это не интернет-конкурс, куда направляют свои работы, а организаторы подсчитывают количество стран-участниц. «Магутны Божа» – это живые люди, которые приезжают в наш город, чтобы принять участие в фестивале. Не профессиональные артисты, которые выступают за высокие гонорары и которых можно привлечь к участию в зависимости от того, сколько у тебя есть денег в бюджете. Люди по своей воле едут в Могилев из разных уголков земного шара. Это говорит о том, что фестиваль уже состоялся и зарекомендовал себя. Согласитесь, вы не будете тратить собственные средства, чтобы лететь из Америки или Африки на пару дней ради какого-то маловразумительного мероприятия. Имидж фестиваля уже создан, он уже является визитной карточкой города. С удовольствием посещают центральные мероприятия и представители дипломатического корпуса, и духовные лица всех трех христианских конфессий, и представители министерств культуры, информации… В этом году министр культуры Беларуси пообещал присутствовать лично…

— Еще бы поток туристов вырос…

— Ряд иностранных гостей Заезжает к нам со своими  знакомыми, родственниками. Да, мы понимаем, что не так много, как хотелось бы. Но это говорит о том, что людям интересно не только выступить на фестивале, но и посетить нашу страну, наш город! Что касается туристов, я думаю, что наши туристические фирмы должны работать не только на то, чтобы наши жители отдыхали вне пределов Могилева, но и на освещение нашего мероприятия, привлечение публики.

— У вас еще есть мечта, которую вы не реализовали в рамках фестиваля?

— Конечно, есть. Но я позволю себе ей не делиться. Дело в том, что было время – к нам приезжали, чтобы не просто поучаствовать, послушать, но и… поучиться, чтобы затем открыть аналогичные нашему фестивали у себя. И сегодня подобные мероприятия есть в Минске, в Гродно. Их делают люди, которые научились на нашем примере. Мы рады, что они это делают, но не хотелось бы делиться идеями и секретами до того, как они будут реализованы в Могилеве.

Могу сказать одно, я надеюсь, что каждый год нам удается подняться на ступеньку выше – и в плане организации, и по художественному уровню. Очень хочется, чтобы зрители, которые пришли на фестиваль случайно, поняли, что духовная музыка – не нечто недоступное пониманию, тяжелое и сложное, а именно то, что им так необходимо в наше время. Чистое свежее восприятие музыки, души… Чтобы каждый человек немножко рос над собой.

— Все ли на фестивале будет за деньги? Насколько он будет доступным для зрителей?

— Не все будет за деньги! Мы продаем лишь четыре концерта. Из них два дотационные – концерты грузинского монастырского хора, о котором упоминалось выше, и государственной академической симфонической капеллы России под управлением В. Полянского, а еще два – на самоокупаемости, гала-концерт и концерт Тамары Гвердцители. Что касается цен на билеты, то все относительно. Например, капелла под управлением Валерия Полянского входит в десятку лучших хоровых коллективов мира, а билеты на их выступление стоят до 200 тысяч. Я считаю, что это доступно. На Гвердцители самые дорогие билеты стоят 480 тысяч. При этом в выступлениях этих артистов есть и душа, и смысл, и профессионализм. Я уверена, уважающая себя публика на такие концерты может прийти!

– Что бы вы сказали скептикам, которые склонны находить огрехи в организации и программе фестиваля?

— Сказала бы, что учить других, как надо делать, очень просто. Очень непросто что-нибудь сделать самому. Поэтому, если у кого-то есть идеи, как сделать фестиваль лучше, мы всегда готовы их выслушать. И не только выслушать, но принять в свою команду, чтобы они показали, научили или помогли сделать так, как это будет лучше, на их взгляд.