Гришанова, Л. «Педагогическая поэма» : Могилевская школа-интернат № 1 / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 22 мая. — С. 15.
Во время ремонта актового зала, происходившего примерно в 1968 году, в Могилевской школе-интернате № 1 соорудили строительные леса на уровне огромной люстры, сиявшей при электрическом освещении подвесками, словно королева бриллиантами. Леса стояли между люстрой и балкончиком, огражденным кованой металлической решеткой. В дореволюционные времена здание строилось для женского епархиального училища духовного ведомства, где обучались в основном дочери священнослужителей. В пристройке к основному корпусу размещалась домовая церковь: балкончик предназначался для церковного хора.
— Мальчишки ухитрились с балкона перелезть на леса и поснимать с люстры подвески, — вспоминает выпускник школы Юрий Ручаев. — Завуч Владимир Борисович Гринглаз провел целое следствие по поиску пропавших подвесок.
Дефицит учебников и слабые знания
Первые школы-интернаты открывались в СССР после XX съезда КПСС — в 1956 году. Как бы выспренно сегодня ни звучало, партия и правительство проявляли заботу о подрастающем поколении, конкретнее о ребятне, обездоленной с детства. Одно из лучших городских зданий в 1957 г. было отдано под нужды Могилевской школы-интерната.
В нынешнем году исполняется 30 лет со времени закрытия этого учебного учреждения: в 1990 г. в его здании открылся лицей № 1 при МГУ им. А.А.Кулешова.
До сих пор в Могилеве, области, Беларуси и за ее пределами живут и здравствуют выпускники и педагоги интерната. Заглянем в архивные документы, хранящиеся в Госархиве Могилевской области, чтобы узнать: кто был в числе первых воспитанников?
Беспристрастные цифры свидетельствуют: АЗ ребенка были рождены матерями-одиночками, 13 детей были сиротами, еще 13 воспитывали родители-пенсионеры, 23 — инвалиды Великой Отечественной войны, 18-инвалиды труда, у 30 учащихся — работали в сельском хозяйстве, у АО — были рабочими и служащими. На фотографиях 1957 г. запечатлены мальчишки и девчонки, прибывшие в интернат в «домашней» одежде-обтрепанной и неказистой. Первые учащиеся, получившие одинаковые казенные наряды, выглядели словно цыплята из инкубатора. Со временем их приодели кроме формы в разнообразные платья-рубашки. В первую очередь в интернате заботились о создании условий для учебы и жизни воспитанников.
По воспоминаниям первого директора интерната Петра Львовича Оленского, проработавшего в должности 20 лет — до 1977 года (времени ухода на заслуженный отдых), «школа подготовилась хорошо к приему детей: был произведен капитальный ремонт здания, оборудованы необходимые для нормальной жизни и труда детей спальни, классы, мастерские, сушилки, улучшена вентиляция, увеличено количество кранов в умывальниках, приведено в порядок учебное и хозяйственное оборудование, пополнены наглядными пособиями кабинеты, закуплена необходимая одежда». Впервые школа открыла двери учащимся 20 сентября 1957 года. С тех пор эта дата празднуется как день рождения интерната (даже после его закрытия).
На первом заседании педсовета, состоявшемся через три недели после начала занятий, учителя делились впечатлениями от общения с учениками. Например, заслуженная учительница БССР учительница 1 класса Мария Петровна Красовская возмущалась поведением первоклашек: «Волков ложится на парту и заявляет, что не хочет и не будет делать домашнее задание. Изох не подчиняется распоряжениям воспитателей. 10 учеников болели, находились в изоляторе. С ними надо заниматься отдельно». Поведение учащихся беспокоило и других учителей. Возникали трудности во время подготовки домашних заданий. Дисциплина в школе хромала. Присутствовала языковая проблема. Половина учеников пришла из русских школ, половина — из белорусских (первый набор состоял из учащихся первых-шестых классов). Всеобщая неграмотность начиналась с разговорной речи. В протоколе педсовета зафиксировано: «В 4 классе отсутствовали учебники по белорусскому языку. В 3 и 4 классах учителя не знали, чем занять ребят на уроках труда, потому что не имелось даже ножниц. В 5 классе по русскому языку не успевают 20 учащихся. В 5 и 6 классах на весь коллектив из 28 учеников в наличии 8 учебников географии». При подведении итогов директор отметил, что дети прибыли из разных районов области, многие были предоставлены самим себе, поэтому он рекомендовал учителям завоевывать авторитет перед учениками и не пропускать ни одного плохого поступка. По итогам первой четверти из 178 учащихся не успевали 73 ученика, т.е. 40 процентов.
Дисциплина и порядок
Не прошло и трех лет, как ситуация с успеваемостью и дисциплиной изменилась в лучшую сторону. С 1960 г. школа начала работать по программе спецшколы с преподаванием ряда предметов в старших классах на английском языке. Дети, которые недавно не могли изъясняться грамотно, в работах по русскому и белорусскому языкам допускали по 20 ошибок, разговаривали и писали на английском. (В будущем многие выпускники поступали в институт иностранных языков, в престижный МГИМО, становились учителями английского языка и переводчиками.) Администрация интерната ставила перед учительским коллективом задачу максимальной занятости воспитанников в учебное и послеурочное время. «Основа всякого порока-это безделие. Надо, чтобы дети играли с пользой для себя. Ссылаться на психику детей нельзя. Не надо кричать, угрожать ученикам», — наставлял подчиненных директор.
Дисциплина в школе начиналась с режима, по которому жили воспитанники. Подъем в 7 часов утра, в течение 15 минут утренняя физзарядка, потом дети убирали спальни и готовились к занятиям. Каждый заправлял свою кровать, дежурные делали влажную уборку. (Кроме уборки спален старшеклассники ежедневно убирали после уроков в классах.) В 7.50 в спальнях производилась проверка их санитарного состояния. Затем дети завтракали, звенел звонок, оповещавший о начале уроков. После их окончания у школьников появлялось свободное время для отдыха на свежем воздухе, если дети не были заняты дежурством по школе. Дежурный класс, начиная с 5-го, в течение трех дней дежурил в гардеробе, коридорах, столовой.
В столовой ученики помогали собирать со столов и мыть посуду, накрывать столы к очередному принятию пищи, чистили картофель для приготовления обеда или ужина. В первые годы ребята активно участвовали в благоустройстве школьного двора, в последующие — убирали двор и парк от мусора и листвы. Итоги дежурств подводились на школьных линейках и сообщались в школьной радиогазете. Классы, не занятые дежурством, участвовали в свободное от занятий время в подвижных играх, спортивных состязаниях, внеклассных мероприятиях патриотического характера- встречах с героями войны и труда и др. Так, в 1963-196Д учебном году в отчете о встречах значатся выступления белорусского писателя Станислава Шушкевича, поэта А.Н.Конопелько, Героя Советского Союза, легендарного партизанского командира Николая Королева. Учащиеся младших классов в плохую погоду имели возможность играть с игрушками в игровой комнате. В первые годы в интернате действовал филиал музыкальной школы.
Согласно режиму после свободного времени следовала подготовка домашних заданий. Вечером — ужин, в 21.00 — отход ко сну.
Уже в 1960-1961 учебном году было начато строительство нового спального корпуса.
Последствия взрыва снаряда
Все поколения учащихся школы-интерната слышали историю о том, что в первые годы после открытия на его территории произошел взрыв и пострадал кто-то из детей. История обрастала домыслами и стала своего рода детской страшилкой, как и та, в основе которой была и подлинная история о расположении в стенах старинного здания во время оккупации гестапо.
Среди архивных документов удалось обнаружить материалы заседания педсовета, на котором принималось решение об освобождении от экзаменов за 10 класс с выдачей аттестата о среднем образовании ученице Анне К. Первый класс девочка окончила с оценками «5» по всем предметам. Во время учебы во 2 классе 19 февраля 1961 г. в результате взрыва найденного учащимися снаряда Аня получила осколочное ранение в череп с повреждением головного мозга, перенесла хирургическое вмешательство, долго лечилась, через год заболела ревматизмом сердца, стала быстро утомляться, но и в дальнейшем успевала по всем предметам. Педсовет постановил освободить Анну от экзаменов, т.к. «она может не выдержать такого напряжения».
…У каждого из тех, кто учился в школе-интернате, остались свои воспоминания о детстве, проведенном в его стенах. «Мы такие глупые были, — писала выпускница Ольга Даниленко в письме Владимиру Борисовичу Гринглазу. — Спешили стать самостоятельными, считали дни, когда закончится учебный год, и не понимали, что тем самым спешим расстаться с лучшими днями в жизни» …