Педагогическая поэма

Гришанова, Л. «Педагогическая поэма» : Могилевская школа-интернат № 1 / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 22 мая. — С. 15.

Во время ремонта актового зала, про­исходившего примерно в 1968 году, в Могилевской школе-интернате № 1 соорудили строительные леса на уровне огромной люстры, сиявшей при электри­ческом освещении подвесками, словно королева бриллиантами. Леса стояли между люстрой и балкончиком, ограж­денным кованой металлической решет­кой. В дореволюционные времена здание строилось для женского епархиального училища духовного ведомства, где об­учались в основном дочери священнослужителей. В пристройке к основному корпусу размещалась домовая церковь: балкончик предназначался для церков­ного хора.

— Мальчишки ухитрились с балкона пере­лезть на леса и поснимать с люстры под­вески, — вспоминает выпускник школы Юрий Ручаев. — Завуч Владимир Борисо­вич Гринглаз провел целое следствие по поиску пропавших подвесок.

Дефицит учебников и слабые знания

Первые школы-интернаты открыва­лись в СССР после XX съезда КПСС — в 1956 году. Как бы выспренно сегодня ни звучало, партия и правительство прояв­ляли заботу о подрастающем поколении, конкретнее о ребятне, обездоленной с детства. Одно из лучших городских зданий в 1957 г. было отдано под нужды Могилевской школы-интерната.

В нынешнем году исполняется 30 лет со времени закрытия этого учебного уч­реждения: в 1990 г. в его здании открыл­ся лицей № 1 при МГУ им. А.А.Кулешова.

До сих пор в Могилеве, области, Бе­ларуси и за ее пределами живут и здрав­ствуют выпускники и педагоги интер­ната. Заглянем в архивные документы, хранящиеся в Госархиве Могилевской области, чтобы узнать: кто был в числе первых воспитанников?

Беспристрастные цифры свидетель­ствуют: АЗ ребенка были рождены матерями-одиночками, 13 детей были сиротами, еще 13 воспитывали родите­ли-пенсионеры, 23 — инвалиды Великой Отечественной войны, 18-инвалиды труда, у 30 учащихся — работали в сель­ском хозяйстве, у АО — были рабочими и служащими. На фотографиях 1957 г. запечатлены мальчишки и девчонки, прибывшие в интернат в «домашней» одежде-обтрепанной и неказистой. Пер­вые учащиеся, получившие одинаковые казенные наряды, выглядели словно цыплята из инкубатора. Со временем их приодели кроме формы в разнообразные платья-рубашки. В первую очередь в ин­тернате заботились о создании условий для учебы и жизни воспитанников.

По воспоминаниям первого директора интерната Петра Львовича Оленского, проработавшего в должности 20 лет — до 1977 года (времени ухода на заслу­женный отдых), «школа подготовилась хорошо к приему детей: был произведен капитальный ремонт здания, оборудова­ны необходимые для нормальной жизни и труда детей спальни, классы, мастерские, сушилки, улучшена вентиляция, увеличено количество кранов в умываль­никах, приведено в порядок учебное и хозяйственное оборудование, пополне­ны наглядными пособиями кабинеты, закуплена необходимая одежда». Впер­вые школа открыла двери учащимся 20 сентября 1957 года. С тех пор эта дата празднуется как день рождения интер­ната (даже после его закрытия).

На первом заседании педсовета, со­стоявшемся через три недели после начала занятий, учителя делились впе­чатлениями от общения с учениками. Например, заслуженная учительница БССР учительница 1 класса Мария Петровна Красовская возмущалась поведением первоклашек: «Волков ло­жится на парту и заявляет, что не хочет и не будет делать домашнее задание. Изох не подчиняется распоряжениям воспитателей. 10 учеников болели, на­ходились в изоляторе. С ними надо заниматься отдельно». Поведение уча­щихся беспокоило и других учителей. Возникали трудности во время подго­товки домашних заданий. Дисципли­на в школе хромала. Присутствовала языковая проблема. Половина учеников пришла из русских школ, половина — из белорусских (первый набор состоял из учащихся первых-шестых классов). Всеобщая неграмотность начиналась с разговорной речи. В протоколе пед­совета зафиксировано: «В 4 классе от­сутствовали учебники по белорусскому языку. В 3 и 4 классах учителя не знали, чем занять ребят на уроках труда, по­тому что не имелось даже ножниц. В 5 классе по русскому языку не успевают 20 учащихся. В 5 и 6 классах на весь коллектив из 28 учеников в наличии 8 учебников географии». При подведении итогов директор отметил, что дети при­были из разных районов области, мно­гие были предоставлены самим себе, поэтому он рекомендовал учителям завоевывать авторитет перед ученика­ми и не пропускать ни одного плохого поступка. По итогам первой четверти из 178 учащихся не успевали 73 ученика, т.е. 40 процентов.

Дисциплина и порядок

Не прошло и трех лет, как ситуация с успеваемостью и дисциплиной измени­лась в лучшую сторону. С 1960 г. школа начала работать по программе спец­школы с преподаванием ряда предметов в старших классах на английском языке. Дети, которые недавно не могли изъяс­няться грамотно, в работах по русскому и белорусскому языкам допускали по 20 ошибок, разговаривали и писали на английском. (В будущем многие выпуск­ники поступали в институт иностранных языков, в престижный МГИМО, стано­вились учителями английского языка и переводчиками.) Администрация интерната ставила перед учительским коллек­тивом задачу максимальной занятости воспитанников в учебное и послеурочное время. «Основа всякого порока-это безделие. Надо, чтобы дети играли с пользой для себя. Ссылаться на психику детей нельзя. Не надо кричать, угрожать ученикам», — наставлял подчиненных директор.

Дисциплина в школе начиналась с режима, по которому жили воспитан­ники. Подъем в 7 часов утра, в течение 15 минут утренняя физзарядка, потом дети убирали спальни и готовились к занятиям. Каждый заправлял свою кро­вать, дежурные делали влажную уборку. (Кроме уборки спален старшеклассники ежедневно убирали после уроков в клас­сах.) В 7.50 в спальнях производилась проверка их санитарного состояния. Затем дети завтракали, звенел звонок, оповещавший о начале уроков. После их окончания у школьников появлялось свободное время для отдыха на свежем воздухе, если дети не были заняты де­журством по школе. Дежурный класс, начиная с 5-го, в течение трех дней дежурил в гардеробе, коридорах, сто­ловой.

В столовой ученики помогали соби­рать со столов и мыть посуду, накрывать столы к очередному принятию пищи, чистили картофель для приготовления обеда или ужина. В первые годы ребята активно участвовали в благоустройстве школьного двора, в последующие — уби­рали двор и парк от мусора и листвы. Итоги дежурств подводились на школь­ных линейках и сообщались в школьной радиогазете. Классы, не занятые де­журством, участвовали в свободное от занятий время в подвижных играх, спор­тивных состязаниях, внеклассных меро­приятиях патриотического характера- встречах с героями войны и труда и др. Так, в 1963-196Д учебном году в отчете о встречах значатся выступления белорус­ского писателя Станислава Шушкевича, поэта А.Н.Конопелько, Героя Советского Союза, легендарного партизанского командира Николая Королева. Учащиеся младших классов в плохую погоду имели возможность играть с игрушками в игро­вой комнате. В первые годы в интернате действовал филиал музыкальной школы.

Согласно режиму после свободного времени следовала подготовка домаш­них заданий. Вечером — ужин, в 21.00 — отход ко сну.

Уже в 1960-1961 учебном году было начато строительство нового спального корпуса.

Последствия взрыва снаряда

Все поколения учащихся школы-ин­терната слышали историю о том, что в первые годы после открытия на его территории произошел взрыв и постра­дал кто-то из детей. История обрастала домыслами и стала своего рода детской страшилкой, как и та, в основе которой была и подлинная история о расположе­нии в стенах старинного здания во время оккупации гестапо.

Среди архивных документов удалось обнаружить материалы заседания пед­совета, на котором принималось реше­ние об освобождении от экзаменов за 10 класс с выдачей аттестата о среднем образовании ученице Анне К. Первый класс девочка окончила с оценками «5» по всем предметам. Во время учебы во 2 классе 19 февраля 1961 г. в результате взрыва найденного учащимися снаря­да Аня получила осколочное ранение в череп с повреждением головного мозга, перенесла хирургическое вме­шательство, долго лечилась, через год заболела ревматизмом сердца, стала быстро утомляться, но и в дальнейшем успевала по всем предметам. Педсовет постановил освободить Анну от экзаме­нов, т.к. «она может не выдержать тако­го напряжения».

…У каждого из тех, кто учился в школе-интернате, остались свои вос­поминания о детстве, проведенном в его стенах. «Мы такие глупые были, — писала выпускница Ольга Даниленко в письме Владимиру Борисовичу Гринглазу. — Спешили стать самостоятельными, счи­тали дни, когда закончится учебный год, и не понимали, что тем самым спешим расстаться с лучшими днями в жизни» …