Булай, А. С ясной головой и в хорошем настроении : [интервью с карикатуристом Александром Булаем, выставка работ которого проходит в окнах ЦГБ им. К. Маркса] / Александр Булай ; беседовал Евгений Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2020. — 24 лістапада. — С. 7.
В Могилеве в окнах Центральной городской библиотеки им. Карла Маркса проходит выставка карикатур сотрудника информагентства «Могилевские ведомости» Александра БУЛАЯ.
Естественно, мы не могли оставить этот факт без внимания. И даже не потому, что автор выставки — наш товарищ, коллега, которого мы ценим и уважаем, а из-за жанра его творчества. Все-таки не каждый день встречаешься с графическими рисунками, имеющими, как это говорят, двойное дно. И чтобы газетный материал приобрел тоже особое ^звучание, отрядили для этой процедуры человека, не понаслышке знающего юмористический рисунок. Короче, беседа двух карикатуристов…
- Саша, поясни, пожалуйста, людям — как становятся карикатуристами?
- С карикатурой был знаком с детства. Мои бабушка и дедушка часто покупали в киосках сатирические журналы «Вожык» и «Крокодил», а тетя — журнал «Кругозор». Веселых рисунков там было море. Вот я и донимал родственников вопросами, что они обозначают. А в 1976 году родителям на новоселье кто-то подарил небольшую книжечку «Советы молодой хозяйке», богато проиллюстрированную прикольными рисунками. Эта книжка меня покорила и стала любимой. Читать я еще не умел (мне тогда было всего шесть лет), но зато пытался скопировать из нее иллюстрации. Можно сказать, что с этой книжки все и началось…
- Я, помнится, преуспел в свое время в рисовании сюжетов на школьнодворовые темы.
- В школе я тоже начал рисовать шаржи на одноклассников. Где-то в 8-м классе мы с друзьями выпустили несколько номеров рукописных газет «Веселые кабаны» и «Разювака». А однажды одноклассник принес в школу книгу рисунков датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа. На переменках, а потом и после уроков несколько часов с огромным интересом их рассматривали, пока техничка нас не прогнала домой.
Товарищам по институту
- Учась в могилевском педвузе, продолжал «набивать» руку: последние страницы почти во всех конспектах лекций были изрисованы прикольными картинками. Конспекты ходили по рукам однокурсников. Пару тетрадей, кстати, так и не вернули.
- Но рисунки в конспектах и на салфетках вряд ли уже могли тебя удовлетворять…
Да, хотелось чего-то большего. Как-то я послал несколько рисунков в газету «Знамя юности», которую выписывал. И одну работу напечатали. Было это в июне 1993-го. В тот день я был на седьмом небе от счастья и скупил, к удивлению, продавца, все газеты в киоске и подарил их однокурсникам. Поскольку в «Знаменке» мои работы выходили не так часто, решил присмотреться к местным изданиям. Редактор тогдашней «Могилевской правды» Николай Толстик внимательно рассмотрел мои карикатуры, а затем отвел в кабинет к Виктору Кубеке, который в ту пору был ответственным секретарем газеты. Толстик тогда заметил, что теперь я могу носить рисунки «вот этому дяде», который и напечатает в газете то, что ему понравится. Помню, редактор еще сказал Виктору Павловичу, что надо, мол, присмотреться к этому парню, что-то в нем есть. И ко мне присмотрелись: стали давать разные творческие задания. Закончилось это тем, что в 1996 году я связал свою судьбу с печатными СМИ, в которых и тружусь по сей день. (В свое время рисунки А.Булая публиковались в следующих изданиях: «Труд», «Пикник», «Автосалон», «Паляушчы I рыбалоу», «Вожык», «15 суток». Он участвовал в выставках карикатур в Польше, Литве, Германии, Бельгии — авт.).
- Интересно, как рождаются твои карикатурные сюжеты? Мне, к примеру, ни один рисунок не приснился во сне. Может, не в той позе сплю…
- Да сама жизнь подбрасывает массу тем. Ты же знаешь. Я их записываю в блокнот, а затем материализую в виде рисунков. Иногда что-то придумываю. Но чтобы карикатура получилась удачной, ее рисовать нужно с ясной головой и хорошим настроением. Правда, был у меня один момент — целый год ничего не мог нарисовать. Подумал тогда — все, отрисовался. Как быть в такой ситуации? К терапевту ведь за помощью не обратишься. Да и друзья чем помогут? Но затем, слава Богу, все как-то пришло в норму, и я вновь взялся за старое.
- Иногда у читателей (зрителей) возникает желание узнать о любимых рисунках карикатуриста.
- То есть есть ли у меня любимые работы? Да, конечно. Многие из них можно увидеть на выставке, которая сейчас проходит в библиотеке.
- Вопросы про хобби автора и о его творческих планах тоже не могут не волновать заинтересованных.
- Есть у меня хобби. Люблю посидеть с удочкой на берегу реки. А когда пойду на пенсию, то займусь живописью. Знаю пару мест, где чуден Днепр при ясной погоде. Кстати, я хорошо рисовал, как и учился. Меня даже сватали в художественную школу. Но не срослось.
Что касается творческих планов, то думаю издать книгу своих рисунков. Материалов накопилось много — лежат в резном фанерном ларце с надписью «Спасать в первую очередь». Но продвинутые дети предлагают завести свою страничку в соцсетях, где можно будет размещать свои работы. Книжка будет пылиться на полке, а страничку увидят все друзья и знакомые. Кстати, однажды я и Виктор Михеев (тоже Могилевский карикатурист — авт.) отправляли свои работы на выставку в Прибалтику. А на почте отказались принять наши рисунки, мотивируя это тем, что вдруг они являются культурными ценностями. Нас тогда это так развеселило — уже становимся знаменитыми?