Ларина, А. Царская лампочка : [история развития энергетики Могилева] / Алиса Ларина // Беларускі час. — 2021. — 23 ліпеня. — С. 12—13.
В 70-х годах XIX века в Могилеве проживало 40 тыс. человек. В городе насчитывалось 65 улиц и проездов. Как и в других городах Российской империи, с середины 1860-х для освещения улиц здесь использовались керосиновые фонари.
Всего в городе их было около 200. Фонарь представлял собой коробку (ящик) со стеклянными стенками, закрепленную на столбе высотой 3-4 метра. В нее помещали керосиновую лампу.
Один раз в несколько дней фонарщики собирали лампы и отвозили их (на тележках или санках) в депо. Там заливали керосин, чистили стекло, ремонтировали при необходимости. За вечер один фонарщик зажигал около 20 фонарей. На каждый месяц утверждался календарь, где указывалось, в какое время необходимо проводить эту процедуру. Дни полнолуний исключались.
На центральных улицах Могилева и на мосту через Днепр фонари были установлены через каждые 20-30 метров, на окраинах — на перекрестках и опасных местах.
В феврале 1910 года в городе заработала электростанция.
— Это был целый комплекс: одноэтажное здание электростанции, аккумуляторная и два двухэтажных дома с квартирами для персонала, — рассказывает начальник отдела кадров Могилевских электрических сетей Сергей Шевченко, несколько лет серьезно изучавший историю развития энергетики Могилева. — Через 3 года после запуска станция снабжала электроэнергией 3 промышленных предприятия, 12 тыс. электрических лампочек у абонентов, 300 светильников уличного освещения, 90 подворотных ламп.
В обязанности работников электростанции (а их насчитывалось порядка 50 человек) входили эксплуатация обслуживание дизельных двигателей, ремонт аккумуляторов, воздушной сети, электросчетчиков.
— Трудности возникали с доставкой топлива, поскольку рядом не было ни железнодорожных путей, ни крупной реки. Топливо поступало на железнодорожную станцию, расположенную в 3,5 км, оттуда его везли наемным гужевым транспортом; — продолжает Сергей Шевченко.
— В промышленности стали использовать станки с электроприводом вместо механического. Появилась возможность увеличить продолжительность рабочего дня, надлежащим образом осветив рабочие места.
При этом электричество было несколько дороже керосина, но его удобство в использовании и пожарную безопасность горожане оценили быстро.
— Люди, правда, экономили: 1 лампочка горела примерно 1-2 часа в день. Несмотря на это, многие имели задолженность по оплате за электричество. Например, в 1913 году неуплата в среднем составляла порядка 30%. Плановая прибыльность станции тогда держалась на уровне 37,5%,— замечает специалист.
В 1929 году на станции установили дополнительный двигатель. К тому времени город был электрифицирован на 25-30%, численность его населения составляла 50 тыс. человек.
В сентябре 1933-го электростанцию закрыли, а здание реконструировали в жилой дом. Часть помещений использовались Могилевскими электрическими сетями вплоть до 1970-х годов. В настоящее время бывшее здание электростанции находится в аварийном состоянии, жильцы выселены.