На пределе быта и бытия

Полубинская, Н. На пределе быта и бытия : [беседа с могилевской поэтессой Н. Полубинской о жизни, поэзии, поисках себя и Бога] / Надежда Полубинская ; беседовала Елена Алещенкова // Днепровская неделя. — 2016. — 2 марта. — С. 3.

Все самое главное и искреннее о себе поэты рассказывают в стихах. Но всегда хочется за строками увидеть живого человека, узнать, откуда выросло его представление о тех или иных вещах. С Надеждой Полубинской мы встретились в доме ее родителей — в частном секторе на Рабочем поселке. Последние годы она живет со старенькой мамой — смотрит за домом и помогает по хозяйству.

Мы сидим за столом, пьем чай — из окна видна пойма Днепра, на черных ветвях яблони в саду расщебеталась стайка воробьев. «Мы с мамой за стол — и они тут же прилетают, ждут, пока покормим», — говорит Надежда Викторовна.

Обычно нам кажется, что поэты — это непременно люди неординарной судьбы, и трудно представить, как эта женщина, проработавшая 40 лет на могилевском заводе, приблизилась к настоящим вершинам поэтического мастерства. Поэтому первый мой вопрос был конечно же о том, как Надежде Викторовне удалось совместить в себе и поэта, и рабочего человека.

О стихах и о любви

— Писать я начала с детства, но бо­лее-менее серьезное что-то стало полу­чаться лет в 15. Так что в этом году можно отмечать, считай, 50-летие моей творче­ской деятельности.

Я с родителями жила на Рабочем по­селке и училась в школе №17. Там же учился и Эдуард Иосифович Медведский (могилевский поэт, издатель, редактор газеты «Трудовая слава», муж Надежды Полубинской — прим. ред.). Он, деся­тиклассник, приходил на уроки к нам, восьмиклассникам, и пропагандировал поэзию. Эдуард уже тогда углублен­но изучал литературу, писал стихи, был на две головы выше нас всех и пытался собрать вокруг себя творческих людей. Чем, собственно, и занимается всю жизнь. Мало кто в Могилеве так знает по­эзию и разбирается в ней, как он. Издал не один сборник и своих, и чужих стихов. В то время он надумал издавать школь­ный журнал «Всходы», куда вошли и мои стихи. На этой «волне» мы с ним подру­жились, нашлось много точек соприкос­новения: общие интересы и одна любовь на двоих — поэзия.

Это как раз был год, когда только вы­шла книга Андрея Вознесенского «Ахил­лесово сердце». А это подстегивает. Мы все тогда зачитывались шестидесятни­ками: Тушновой, Ахмадулиной, Окуджа­вой, Рождественским, Вознесенским. И я решила доказать себе, что я не хуже, что тоже смогу писать хорошо.

Первая публикация была в 15 лет в «Могилевской правде». Я написала «По­эму души». Эдуард схватился за нее, по­казал Алексею Васильевичу Пысину, ко­торый, прочитав, сказал: «Этой девочке надо дать направление в литературный институт». А эта девочка окончила школу и сразу пошла работать на завод, где от­пахала 40 лет. Так сложилось, и я не жа­лею об этом.

Как у всех…

— Потом было, как у всех: работа, за­мужество, дети. И трудности, и хорошее, и дурное… Стихи писались периодиче­ски, до поры до времени складывались в стол. Иногда появлялись публикации в газете «Трудовая слава», где работал Медведский.

Я никогда не хватала звезд с неба. У меня была семья, нужен был кусок хлеба — я ведь выходила замуж не за редактора «Трудовой славы», а за слесаря. Эдуард отучился на журфаке, когда мы были уже женаты, и надо было растить детей. Дети у нас появились рано. В 19 лет я родила старшего сына — Станислава. Через 7 лет родился Константин.

После 10 класса пошла работать на завод им. Куйбышева учеником в пере­моточный цех. Нашу профессию еще на­зывали бобинажница — наматывала нить на бобины. Потом работала сварщиком пластмассы: целую смену клеила ручной машинкой колбасную оболочку и цел­лофановые пакеты. На сдельной работе зарплата зависит от того, как ты помашешь крыльями: ты можешь заработать меньше, можешь заработать больше. А это стимулирует. Бывало такое, что я шла в цех, брала с собой томик Пастер­нака: почитаю строфу — и дальше нитки подвязывать… Так учила стихи наизусть.

Поработала в разных цехах масте­ром, нормировщиком… Так что про­фессий у меня целый ворох, но все под крышей одного завода. В общем, ничего интересного. Самая обычная жизнь. «Не жила, а выживала, две жизни проживала я. Одна — была за хлеб насущный. Дру­гая — душу в высь несущей в пределы небывалые».

«Полоцкая ветвь»

— Мы проходим определенный от­резок пути с конкретными людьми. Зна­чит, на данном этапе эти люди нам для чего-то нужны. Я считаю большой уда­чей, что в свое время мы с Медведским и другими могилевскими поэтами всту­пили в Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь». В Могилев приехал из Полоцка Олег Зайцев и организовал собрание литераторов в библиотеке им. Пушкина, благодаря чему я и познакоми­лась с могилевской поэтической брати­ей. До этого мы варились в собственном соку, в союзе же было много пишущих людей из всей Беларуси. Вступление в «Полоцкую ветвь» придало нам уверен­ности, в каком-то смысле мы даже почувствовали себя поэтами.

Создавалась «Полоцкая ветвь» в начале 1990 годов как альтернатива Союзу писателей. Мы со­бирались в разных городах на семинары, слушали лекции по теории поэзии, читали друг другу свои новые стихи, об­суждали их. Шел взаимооб­мен. Потом настал момент, когда от нас стали требо­вать, как в партии — каждую неделю проводить совещания, составлять протоколы… На почве бумажной волокиты и на­чался конфликт. Я чело­век старой закваски, знаю, что это такое. Я и в партии была, и в комсомоле — мне вся эта рутина и бумажная рабо­та осточертела.   Мы становились какими-то прозаседавшимися. Если каждую неделю собираться, когда же писать и жить?

Теперь я сам себе режиссер: никто не мешает, никто ничего не навязывает. В любом случае, книги мы всегда изда­вали за свои средства, поэтому никому ничего не должны. Но обратная сторона самостоятельности: тираж последней книги «Причастие словом» всего 100 эк­земпляров — мы не осилили больше по финансам. Разослали самым близким людям, которые знают и ждут мои стихи.

«Причастие словом»

— За свою жизнь я написала про многое, отсутствием тем не страдаю: и про себя, и про любовь, и о природе, и поныла немножко… А вот одно дело не сделала — не выразила благодарность тому, что дала мне жизнь. Надо успеть! Но как работать над следующей книгой, если полезла по архивам — а там столько всего еще, не увидевшего свет, того, что годами писалось в стол?

Вообще-то я товарищ неорганизован­ный и берусь писать от случая к случаю. У меня нет такого девиза: «Ни дня без строчки». Ни дня без чужой строчки — это да! Я всегда с книгой, всю свою жизнь.

Стихи у меня — прежде всего плод размышлений. Попытка понять себя и осознать происходящее со мной. Это уже способ существования: генеральная уборка в душе идет. Таким образом я, на­верное, объясняю себе мир. Вот, к при­меру, много новых стихов, которые вош­ли в книгу «Причастие словом» (2015г.), в основном написаны в последние годы — как раз время совпало с событиями на Украине, в Сирии. Не укладывается в голове, как люди могут в 21 веке раз­вязывать войны. Поэтому и книга вышла немного жесткой. Влезла в сферу, не­свойственную себе. Кажется, Илья Эрен-бург писал, что война не война, пока не коснется нас лично. С другой стороны, ничто не происходит ради самого себя, и зачем-то людям даются испытания.

Предельные вопросы

— Никуда не деться от вопросов. Чем больше живешь, тем больше их воз­никает. А что касается Бога — все это предельные вопросы. Я знаю, что одной рукой крещусь, а другой совершаю грех, но,по крайней мере, пытаюсь как-то осознать это.

К Богу я шла сложно. В раннем дет­стве бабушка и дедушка водили меня в нашу Борисоглебскую церковь. Они были верующими людьми. А потом, ког­да я пошла в школу, стали нас учить, что Бога нет… Дальше были пионерия, ком­сомол, партия. Я даже вела диспуты со своим отцом, доказывала ему, что Бога нет. Отец при том, что сам был партий­ным, имел правильные ценности, гово­рил мне, что «не нами начато, не нами кончится все это».

А потом у меня был трудный период в жизни, и я просто вопросила: «Госпо­ди, если ты есть, покажи силу свою». И сила эта была показана, мне помогли. Тогда я повернулась к Нему лицом. Но вера-то у нас сейчас больше похожа на карманную. Каждый пытается со своим Богом договориться, сделать его удоб­ным для себя.

Я со временем пришла к пониманию, что нам нужны церковные Таинства, и че­ловек должен ходить в храм — это свое­го рода нравственный подвиг. Пойди-ка постой службу — это надо усилие прило­жить. А все хотят от Бога даров, ничего для Него не сделав. Мы даже одного дня ему не отдаем, а все просим. И забыва­ем благодарить. «О, этот человечий род — он из семейства попрошаек».

Вот и в название книги «Причастие словом» я попыталась вложить мысль, что «я хотя бы Твоим Словом прича­щусь»… Наверное, для того мы и при­ходим в мир, чтобы что-то понять, чтобы душа наша стала потоньше.

Зови, моя звезда, и расскажи,
Как тяжело душе дается праздник,
Как Слово грозно входит в жизнь
И распинает грудь крестообразно.
Гори, моя счастливая звезда,
Пусть свет твой будет
неизменно новым.
Благодаренье Господу за дар,
За Таинство и за Причастье Словом!