Ставка на «подземники» : МоАЗ наращивает выпуск шахтной техники

Александров, Г. Ставка на «подземники» : МоАЗ наращивает выпуск шахтной техники / Геннадий Александров // Магілёўскія ведамасці. — 2023. — 10 лютага. — С. 8—9.

Если спросить у могилевчанина средних лет, какими машинами наиболее знаменит Могилевский автозавод, то он, не задумываясь, ответит, что, конечно же, скреперами. Знатоки добавят: Могилевскому скреперу поставлен даже памятник в знак признания роли этой машины в сооружении Северо-Крымского водно-мелиоративного канала.

До распада СССР скреперы составляли львиную долю в производстве автозавода, выпускали их по несколько сотен в месяц, а трудились они на строительстве дорог, на масштабных стройках, при разработке карьеров.

Применяли эту машину в случаях, когда требовалось снять верхний слой грунта и увезти его в другое место, потому как основная «фишка» скрепера — способность загружаться самостоятельно благодаря необычному кузову, который умеет не только выгружать, но и набирать грунт. Кузов спускается вниз, скрепер двигается вперед, грунт срезается, словно ножом бульдозера, и набивается внутрь. Сейчас скреперы автозавод не выпускает — нет заказов. Дорожникам и прочим строителям нынче выгоднее использовать универсальные бульдозеры, экскаваторы и самосвалы, способные выполнить не только работу узкоспециализированного скрепера, но и многое другое.

Но МоАЗ делал не только скреперы (КБ завода, постоянно совершенствуя эти машины, одновременно вело разработку новых видов автотехники), но и самосвалы, шахтные «подземники», бульдозеры, погрузчики — такая универсальность спасла завод в нелегкие постсоветские времена. Любимый «конек» Могилевских конструкторов -шарнирно-сочлененная рама (по сути, это две полурамы, соединенные между собой шарниром): при наличии головной секции с двигателем и приводом несложно создавать целые семейства различных машин. Одним из первых автомобилей, которые в конце 1950-х стал выпускать МоАЗ, был переданный для освоения одноосный (двухколесный) тягач МАЗ-529. К слову, он широко применялся в армии в сцепке со специальными прицепами различного назначения, например, с «тележками» установки баллистических ракет на стартовые позиции. Этот тягач был в составе и первого Могилевского скрепера. В чем преимущество грузовиков с шарнирно-сочлененной рамой? Если, допустим, тяжелый груз перевозить на машине с жесткой рамой по неровной местности, в условиях бездорожья, то он может привести к изгибу рамы и выходу грузовика из строя. Комбинация же авто и прицепа позволяет кузову и тягачу изгибаться раздельно, без опасности повреждения рамы. Кроме того, «шарнирники» имеют меньший радиус поворота, чем грузовики с жесткой рамой, им легче маневрировать на тех же строительных площадках. Но есть и минус — если размеры прицепов большие, то сочлененные грузовики, в отличие от авто с жесткой рамой, могут не выдержать высокой нагрузки. Поэтому те же карьерные гиганты-БелАЗы, к примеру, собирают на жесткой раме.

В конце 1960-х Могилевский автозавод приступил к выпуску шахтных самосвалов. Когда-то на помощь подземным рабочим (впервые это было в США) отправили стандартные грузовики, на которые лишь установили систему очистки выхлопных газов. С течением времени подземные авто стали заметно отличаться от своих наземных собратьев — прежде всего компактной конструкцией и низкой посадкой. С середины 1960-х в СССР началось освоение новой технологии добычи рудных ископаемых с применением комплексов самоходного оборудования. Для подземной добычи медной руды на Джез комплексов самоходного оборудования. Для подземной добычи медной руды на Джезказганском месторождении МоАЗ впервые в практике советского автомобилестроения разработал конструкцию самосвального автопоезда для подземных работ с грузоподъемностью 20 тонн. Задачка для конструкторов была еще та: машина должна обладать относительно малыми габаритами и высокой маневренностью для работы в стесненных подземных условиях, содержать как можно меньше вредных веществ в отработанных газах. Для повышения маневренности и в конструкции «подземника» было использовано шарнирное соединение рамы тягача с рамой полуприцепа. Подземный автосамосвал пошел в серию -за его создание группа специалистов МоАЗа была удостоена Государственной премии СССР.

Нынешнее поколение шахтных самосвалов, конечно, существенно отличается от ранее выпускавшихся «подземников» и по дизайну, и по компоновке, и по комплектующим. Подземные выработки становятся все более протяженными, для транспортировки добытых ископаемых, увеличения производительности труда требуется больше подземной техники, в том числе самосвалов и по-грузочно-доставочных машин большой грузоподъемности. С учетом спроса Могилевский автозавод (филиал ОАОБелАЗ») и сориентировали прежде всего на выпуск подземных автомашин. Присоединение в 2006 году к БелАЗу вдохнуло в могилевское предприятие вторую жизнь — износ основных его фондов составлял к тому времени около 98%. За последние годы были значительно обновлены мощности МоАЗа, станочный парк, а главное — завод продолжает разрабатывать и выпускать технику под собственным брендом. Способность делать подземные авто (это сложнейшие производственные технологии) — само по себе свидетельство высокого уровня производства, соответствующей квалификации специалистов и рабочих. А рынок подземной техники для автопроизводителей очень перспективный, спрос на машины только увеличивается. Потому как срок службы самосвала на подземных рудниках составляет всего несколько лет — тяжелейшие условия работы в выработках, большая кислотность вод, высокое содержание пыли в воздухе и множество других вредных факторов значительно ускоряют процесс износа узлов и агрегатов машин. В странах дальнего зарубежья подземную автотехнику выпускают менее десятка компаний, среди которых именитые Caterpillar (США), Sandvik Mining and Construction (Канада, США и Финляндия), Dux (Канада). А на пространстве СНГ тот же шахтный самосвал способен делать только Могилевский автозавод.

К слову, МоАЗ занимается не только самосвалами. В начале 2000-х годов его конструкторы приступили к разработке подземной по-грузочно-доставочной машины (по сути, погрузчика) — она считается главной машиной на шахте. Первая ПДМ была грузоподъемностью 9 тонн. Конечно, по внешнему виду эта техника кардинально отличается от привычных фронтальных погрузчиков. Ее делают с большим запасом прочности: и рамы, и ковш, и стрела — все это в несколько раз прочнее, чем у наземной машины, с учетом; очень жестких условий эксплуатации и агрессивной среды. Ставилась задача сделать машину не хуже зарубежных аналогов, поэтому и комплектующие (двигатель, коробка передач, мосты) были зарубежного производства. Но уже следующая модель ПДМ делалась и в варианте отечественной комплектации.

— По техническому заданию заказчика мы сегодня можем комплектовать технику как импортными, так и отечественными узлами, — рассказывает заместитель генерального конструктора — главный конструктор по подземной и строительно-дорожной технике ОАО «БелАЗ» Алексей Пеклин.

— Одни из основных потребителей нашей подземной техники — Россия, Казахстан, Узбекистан и другие страны СНГ, обладающие значительными запасами полезных ископаемых. В силу того, что некоторые западные компании покинули рынок РФ, российские заказчики стали чаще обращать взор на нашу продукцию. В частности, недавно она была поставлена Уральской горно-металлургической компании (УГМК), ГМК «Норильский никель» и другим заказчикам. Конечно, в условиях санкций и мы делаем ставку на отечественные комплектующие, Заказчики, кстати, хотели бы, чтобы основные узлы машин были максимально приближены к тем, которые раньше использовались на импортной технике. Поэтому с учетом пожеланий заказчиков мы сами проектируем новые мосты, трансмиссии. Прежде импортные узлы на нашей технике составляли около 40%, ныне же — около 10%, включая китайские изделия. Если, к примеру, на ПДМ «МоАЗ-4035» раньше ставился двигатель Cummins, коробка передач, мосты и подвеска бельгийской DANA SPICER, то сейчас можем установить двигатель Ярославского моторного завода, коробку передач от «Амкодора», мосты от МоАЗа. Системы очистки выхлопных газов каталитическими нейтрализаторами тоже отечественного производства.

Работа по совершенствованию подземной техники, подчеркнул Алексей Пеклин, на заводе не прекращается никогда. В первую очередь это касается системы привода — двигателей, КПП, мостов, а также электроники. Кабина современного «подземника», в частности, оснащается всеми необходимыми контрольно-измерительными приборами и системами, позволяющими контролировать основные параметры, системами безопасности, кондиционирования, вентиляции, шумовиброизоляцией. А выпускает сегодня завод по k модификации современных подземных самосвалов и ПДМ в зависимости от грузоподъемности. Сейчас, например, в Норильске, где большие горные выработки, проходит испытания самосвал МоАЗ -75851 грузоподъемностью 50 тонн. Чем больше нагрузок испытывает машина, тем больше требований к системе управления, двигателю, трансмиссии и другим узлам. Поэтому заводские конструкторы лично участвуют в испытаниях техники (на тех же рудниках Крайнего Севера), по результатам которых принимаются, разрабатываются и внедряются новые технические решения. Так что по многим характеристикам новое поколение подземных МоАЗов не уступает изделиям ведущих западных фирм.

Еще бы: ведь «подземники» работают на уклонах. И в целом подземные самосвалы (штучный товар!) как минимум вдвое дороже наземных. Заказы на «подземники» — очень выгодные. Но повысился и спрос на наземную технику завода. В частности, шарнирно-сочлененным 50-тонным самосвалом МоАЗ-75035, способным перевозить грузы в условиях полного бездорожья, очень даже интересуются те же российские горняки и нефтяники. Сейчас эта уникальная и стильная машина проходит испытания в меловых карьерах ОАО «Красносельскстройматериалы».

Добывающая промышленность развивается во всем мире, следовательно, нужна соответствующая техника — и подземная, и наземная. Козырь Могилевских автозаводцев — оптимальное соотношение цены и качества техники, готовность приспособить ее под конкретные условия заказчика. Так что уход иностранных компаний — хороший шанс для МоАЗа не только занять освободившиеся ниши на рынке, но и закрепиться на нем, в том числе за счет внедрения перспективных разработок и новых моделей техники.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.