Народные названия торговых объектов

Царева, Е. Народные названия торговых объектов / Екатерина Царева // Вечерний Могилев. — 2024. — 4 января. — С. 7. 

Сегодня у каждого магазина в Могилеве на фасаде имеется табличка с наименованием или, по крайней мере, красуется логотип сети, к которой он принадлежит, но в советские времена гастроному присваивали лишь номер, а прозвище ему придумывали сами жители города. Хотя у некоторых имелись и официальные названия, но от участи быть переименованными это не спасало.

К примеру, продовольственный магазин по ул. Челюскинцев, 39 (сейчас «Три семерки») некогда был «Молодежным», но местные жители прозвали его «серым»: видимо, потому, что он находился напротив одноименного дома, располагавшегося на той же улице под номером 54. Вообще в этом районе было три продуктовых объекта, и один из них по аналогии носил имя «красный», ведь находился в здании из глиняного кирпича по адресу: ул. Менжинского, 20, возле средней школы № 11. А третий соседствовал с больницей ЗИВа, в здании которой сейчас разместилась станция скорой помощи. Кличка этого торгового объекта была еще более причудливой: «магазин на болоте». Среди краеведов есть мнение, что такое прозвище тот  получил из-за непересыхающей лужи у входа. Она была невероятно большой, глубокой и настолько вечной, что даже имела собственное имя — «лебединое озеро». А всему виной курьезный случай. Однажды в ходе очередного милицейского мероприятия по изъятию с улиц города нетрезвых граждан один выпивоха, не желающий быть пойманным, забегал на середину водной преграды и, несмотря на позднюю осень и увещевания стражей порядка отдаться в их руки, продолжал там стоять в течение нескольких часов в позе балерины на одной ноге. К слову, он периодически менял левую на правую, чтобы хоть как-то их согреть.

Имелось свое прозвище и у магазина на Рабочем поселке, его называли «стекляшкой». Хотя такое же название носили гастрономы и в других районах города. А все благодаря вводу в строй огромного количества типовых хрущевок. Первые их этажи частенько отдавали под торговые объекты, витрины которых были спроектированы как под копирку и состояли из огромных стеклянных блоков.

Но самое обидное прозвище носил «грязный» магазин, располагался он на пересечении улиц Циолковского и Вавилова, д.31. Сейчас там «Копеечка». Почему его так в свое время прозвали в народе, не припомнят даже старожилы. Но лично могу засвидетельствовать, что в 70-80-х годах прошлого века ввиду его малой площади, отсутствия надлежащего ремонта и очень большой посещаемости назвать его чистым можно было с большой натяжкой.

В статье про старые топонимы Могилева невозможно не упомянуть названия магазинов «Дары природы» и «Тысяча мелочей» на Пионерской, «Ласточка» на пр. г Мира. Нужно констатировать несмотря на то, что их давно нет, представители старшего поколения вместо того, чтобы долго объяснять друг другу, где находится тот или иной объект инфраструктуры, довольно часто упоминают эти старые и столь дорогие сердцу коренного могилевчанина названия, и не только магазинов.

К примеру, еще каких-то 20 лет назад в Могилеве был свой «Байконур»: такое прозвище носил бар, находившийся за еще существовавшим в те времена ДК швейников. Космическое название данное предприятие общепита получило с легкой руки рабочих, которые строили неподалеку подземный общественный туалет. Легенда гласила, что на вопрос, что здесь будет, они в шутку отвечали: космодром.

Некогда в нашем городе на ул. Пионерской возле машиностроительного института находилась столовая под печальным названием «Бухенвальд». К слову никакого отношения к одноименному концлагерю оно не имело, а образовалось от глагола «бухать», ведь в вечернее время предприятие общепита превращалось в ресторан, где можно было заказать алкоголь.

Еще более нелицеприятное прозвище — «Свиное рыло» — имел и ресторан, расположенный в здании железнодорожного вокзала. А все благодаря тому, что публика, собиравшаяся там по вечерам, была не столь респектабельной, как в других заведений Могилева подобного уровня.

Екатерина ЦАРЕВА.