Захарова, С. Через книгу — к добру и свету / Софья Захарова // Весник библиотек. — 2023. — № 1. — С. 45— 48.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ-ФИЛИАЛА № 9 Г. МОГИЛЕВА, ИСТОРИЯ КОТОРОЙ НАЧАЛАСЬ В 1975 ГОДУ, МНОГО ВНИМАНИЯ УДЕЛЯЕТСЯ ПОИСКУ И ВНЕДРЕНИЮ В ПРАКТИКУ НОВЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ФОРМ РАБОТЫ. ЗАСЛУЖЕННОЙ НАГРАДОЙ ДЛЯ ВСЕГО КОЛЛЕКТИВА БИБЛИОТЕКИ СТАЛА ПОБЕДА В VIII РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ «БИБЛИОТЕКА — ЦЕНТР ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ» -ВТОРОЕ МЕСТО В НОМИНАЦИИ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ».
Сегодня детская библиотека-филиал № 9 выступает в роли культурно-досугового центра микрорайона «Соломенка» г. Могилева. Одним из приоритетных направлений работы библиотеки является духовно-нравственное просвещение и воспитание детей и молодежи на основе богатейшей православной культуры белорусского народа, ежедневное привлечение их к посильной социально значимой и благотворительной деятельности, привитие и развитие духовно-нравственных христианских ценностей.
МАСТЕРСКАЯ КНИГОТЕРАПИИ «ТЕРРИТОРИЯ ДРУЗЕЙ»
Примером успешной работы по формированию нравственных качеств у читателей может служить деятельность мастерской книготерапии «Территория Друзей» для детей, в том числе из многодетных и неполных семей, детей-инвалидов. Любительское объединение было организовано в 2010 году в ходе реализации социального проекта по работе с несовершеннолетними, требующими особого педагогического подхода. Сегодня мастерская книготерапии работает по авторской программе, направленной на воспитание гармоничной личности с активной жизненной позицией, ориентированной на общечеловеческие духовные ценности.
В основу каждого занятия мастерской книготерапии заложена духовно-воспитательная функция, нацеленная на формирование у детей представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части используются библиотерапевтические элементы, сказкотерапия: чтение вслух, чтение по ролям, беседы по прочитанным произведениям, анализ характеров героев. Увлекательные детские стихи с успехом используются для снятия стрессовых состояний, сказки — против страхов, автобиографические и биографические произведения — для воздействия на характер, укрепления воли, придания уверенности.
В работе используются разнообразные библиотечные формы и методы: часы знакомств (приглашение интересных людей разных профессий), тематические праздники к календарным событиям (Рождество, 8 Марта, День семьи), литературные викторины, театр-экспромт. В практической части ребята-участники закрепляют полученный материал посредством творческой деятельности, тем самым приобщаясь к миру прекрасного.
Творческому самовыражению детей способствуют и занятия дополнительного арт-курса «Шедеврик». В работе используются такие виды арт-терапии, как: игротерапия, изотерапия и пластелинотерапия, драмотерапия и куклотерапия. Посредством разнообразных по форме и направленности игр, разукрашивания и рисования, аппликации и лепки ребята взаимодействуют друг с другом, выражают свои мысли, переживания, эмоции и чувства — все, что скрыто в их внутреннем мире — с помощью линий, форм и цветов.
В рамках деятельности мастерской проходят разнообразные по форме и содержанию духовно-просветительские мероприятия, направленные на воспитание у участников нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к труду и к жизни, формирование ценностного отношения к семье, бережного отношения к природе и всему живому, развитие чувства прекрасного.
На высокой эмоциональной ноте прошли тематические диалоги о душевных проявлениях: честности, смелости, добросердечии и бескорыстии «Все то прекрасное, что есть в человеке», чтения для души «Сила Большого сердца», комментированные чтения историй о стремлении быть рядом и не оставаться в одиночестве «Вместе или в одиночку». На диалог-часах по сказкам «Добро и зло: давай обсудим?!» в ходе громких чтений, игр, конкурсов, викторин, настольных состязаний, творческих часов самовыражения ребята постигали основы добрых взаимоотношений. На комментированных чтениях о добре «Душевные пружинки» в ходе поучительной беседы была затронута тема об особенных людях, которые остро нуждаются в теплоте, заботе, доброте.
На комментированных чтениях о зависти, стыде, обиде и гневе «Как хорошие события улучшают мир», а также во время беседы-рассуждения «Волшебная страна Чувств: что такое хорошо и что такое плохо» ребята учились правильно эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. В ходе практических занятий «Выразить сочувствие словами» участники занятий прорабатывали эмоциональные ситуации, рассуждали и делились своими чувствами.
В ходе беседы о бережном отношении ко всему живому и природе «О тех, кто рядом с нами», тематической беседы «Отклик души» ко Всемирному Дню домашних животных, часа чтения «Быть нужным» затрагивалась тема добра и бездушия, верности и сердечного отношения к животным.
Таким образом, посредством чтения и в процессе обсуждения у ребят формируется нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Ежегодно библиотека организует циклы мероприятий и книжных выставок к значимым и почитаемым событиям православного календаря: Рождеству и Крещению, Светлой Пасхе, Дню православной книги.
На мероприятиях из цикла духовных ликбезов «Православные праздники: история, традиции» мы стремимся повысить интерес у своих читателей и сформировать целостное представление о культуре православного праздника в системе национальных ценностей.
В уютной атмосфере искренности, теплоты и особого рождественского волшебства прошли совместные громкие чтения «Светлый праздник Рождества» и «Сказки, оживающие под Рождество», где звучали душевные истории и рассказы, сказки и стихи о добре, вере в чудо. Ребята с удовольствием посмотрели батлеечную пьесу «Царь Ирод», послушали рассказ «Чудо на Рождество» в исполнении автора, победителя литературного интернет-конкурса «Под рождественским небом».
Запоминающимися стали громкие чтения «Литературные прогулки в Добрый мир», что прошли ко Дню православной книги. Ребят познакомили с рассказами, историями, стихами и сказками о любви и заботе к ближнему, трепетному отношению ко всему живому из серии «Чтение для души» и «Учим добрые слова».
Урок добротолюбия «Добротой полна душа…» был посвящен жизнедеятельности Валентина Феликсовича Войно-Есинецкого (Святого Луки Крымского), известного ученого, хирурга, человека огромной души, имя которого причислено к лику святых.
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ
Библиотека использует различные формы работы как с детьми, так и с родителями, направленные на возрождение добрых традиций семейного чтения, укрепление нравственных устоев современной семьи. В течение года работают разнообразные книжно-иллюстративные выставки: «Сказки для всей семьи», «Маленькие секреты большой семьи», «Семья на все времена», где представлена литература в помощь организации свободного времени семьи, литература по культуре семейных отношений, семейной педагогике, психологии, а также памятки и рекомендательные листовки: «Как помочь ребенку полюбить книгу: несколько советов родителям», «Будем знакомы», «Родителям», «Классному руководителю по работе с семьей» и др.
К Международному дню семьи прошла акция «Моя семья». Ребята и их родители делились семейными историями, любимыми книгами, отмечали членов своих семей на лепестках «Семейной ромашки». Семейные посиделки «Там, где уютно и тепло» прошли с участием почетной семейной пары могилевчан Галины Ивановны и Василия Васильевича Сайко — счастливых обладателей медали Петра и Февроньи «За любовь и верность», проживших в браке 50 лет.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И МЕРОПРИЯТИЯ
Уже стало традицией ежегодно проводить в библиотеке Дни добрых сердечек «Магия добра» к таким неофициальным, но значимым праздникам, как Международный день спонтанного проявления доброты (17 февраля), День Добрых Дел (15 марта) и Всемирный день доброты (13 ноября). Ребята с удовольствием читают произведения о добре и дружбе, милосердии и уважении к людям, окружающему миру.
В Международный день «спасибо» с детьми проводят вежливые минутки «»Спасибо» — так звучит добро». Всемирному дню борьбы с ненормативной лексикой был приурочен час общения «Ставим условие: долой сквернословие!» с участием психолога, где речь шла о влиянии бранных слов на духовное и физическое здоровье человека.
Книжно-иллюстративные выставки и открытые просмотры духовной литературы в библиотеке обязательно включают элементы интерактивности и способствуют живому общению с посетителями, призывают их к обсуждению представленной темы. Так, в библиотеке действовали книжные выставки: «Духоўная скарбніца», «Пасха: Светлое Христово Воскресенье», «Пришли Спасы -готовь припасы», «Литературные прогулки в Добрый мир» ко Дню православной книги, «Доброй книге — добрый день» и «Добро, рассыпанное по страницам книг» ко Дню добра, «Вместе с книгой к миру и согласию» к Международному дню толерантности (терпимости). Книжно-иллюстративная выставка «Свята духоўнасці і яднання» посвящалась фестивалю духовной музыки «Магутны Божа».
ОНЛАЙН-ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
Игровые технологии остаются одним из наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей. Сегодня библиотека успешно использует в своей работе онлайн-игры, созданные при помощи конструктора Learning Apps. Выполнение интерактивных игровых заданий на разные темы помогают вовлечь детей и родителей в совместную деятельность.
Большой интерес вызвал квест-челлендж «Марафон добра», приуроченный к Международному дню добрых дел. Интерактивная игра включала аудио и видеозадания. Условия и содержание заданий просты и понятны: выбрать положительных и отрицательных героев сказок, вставить пропущенные слова в пословицах о добрых делах, составить из предложений рассказ о добром поступке, распределить по группам «Добро» и «Зло» черты характера человека. После прохождения каждой игры появлялось «доброе» задание: «Покорми бездомных животных», «Помоги маме по дому» и другое. За успешное завершение онлайн-игры участник получал звание «ДобрячОК» и памятный сертификат.
Коллекция онлайн-игр систематически пополняется и размещается в рубрике «Библиогеймер» на сайте детской библиотеки-филиала № 9 г. Могилева. В числе успешно апробированных: «Азбука вежливости», «Моя Беларусь», «Мілагучнасць роднай мовы», «Вспомнить все: Великая Отечественная война», «Рождественская викторина», «Папа может», «Мамин день».
Интересной формой работы с детьми по воспитанию духовно-нравственных качеств в онлайн-формате можно назвать аудиосказки. На примерах героев сказок «Пес Артос, или Урок доброты», «Про ослика Моешку», «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», «Коцік, Пеўнік і Ліска» дети учатся правильно вести себя в разных ситуациях и делать правильные выводы. После прослушивания аудиосказки в качестве закрепления услышанного предлагаются интерактивные игры.
В творческой копилке библиотечной деятельности особое место стали занимать видео мастер-классы различной тематики. Удобство подобного формата проведения высоко оценили пользователи, которые не имеют возможности присутствовать на занятиях в библиотеке. Так, особой популярностью пользовались мастер-классы по изготовлению подарка-оберега «Рождественский ангел» в технике «айрис-фолдинг», пасхальной корзинки в технике «аппликация», праздничных поделок «Закладка “Сердечко»» (ко Дню книгодарения, ко Дню всех влюбленных), «Мастерим открытку к празднику!» (к 23 февраля), «Праздничная поделка «Букет на 8 Марта»».
На ютуб-канале библиотеки «Читалинка Библиотечная» создан плейлист «Мастерская книготерапии «Территория Друзей», который систематически пополняется видеороликами из цикла «Читаем полезные сказки», а также видеозаписями с занятий мастерской книготерапии.
Участие читателей в сетевых акциях, онлайн-марафонах и видеочтениях: «Мы о войне стихами говорим», «О, Могилев, тебя воспеваем, тобою гордимся!», «Прыгарніся до роднага слова», «Милой маме», «#8Марта», приуроченных к различным событиям, также способствовали духовному развитию, приобщению к общечеловеческим и национальным ценностям.
Таким образом, в результате целенаправленной деятельности библиотеки формируются духовно-социальные навыки поведения юных читателей, повышается интерес к чтению и творчеству. Библиотека становится для них надежной территорией для раскрепощения и проявления нравственных качеств, помогает пробудить в них то «разумное, доброе, вечное», что и составляет основу нравственности и духовности.