Центр исправления наших ошибок

Акимов, А. Центр исправления наших ошибок / Андрей Акимов // Родная прырода. — 2024. — № 7. — С. 38—39.

Могилёвский зоосад — организация, аналогов которой, пожалуй, не найти. Многие считают его обычным зоопарком, но это далеко не так. То, что видят посетители, малая толика проводимой здесь работы. Изначально, 20 лет назад, зоосад был создан по инициативе директора Могилёвского государственного профессионального агролесотехнического колледжа Георгия Малиновского как учебная лаборатория. Ею он остаётся и поныне.

В своё время Георгий Николаевич (был директором колледжа с 1987 по 2021 год) так объяснял появление зоосада: «Мы ведь выпускаем в большую жизнь высокопрофессиональных лесников, егерей. Они у нас учатся не по книжке и компьютеру, а на живых примерах. В Республике Беларусь егерей готовим только мы, лесников — мы и борисовское учебное заведение. Могу сказать, поездив по миру и “исколесив” интернет: учебного заведения, подобного нашему, где бы имелась “живая” лаборатория в 120 га, нигде нет». Без практических навыков обращения с животными, знаний их повадок, специфики питания, особенностей поведения специалистом не стать. Работа в зоосаде — обязательный элемент обучающей программы колледжа.

Коллекция учебной лаборатории сегодня насчитывает более 400 различных животных. Здесь есть как представители родной природы, так и экзотические виды. Пополнение обычно происходит за счёт рождения новых обитателей, а также в рамках обмена или приобретения у других зоопарков или питомников. Но бывают и иные ситуации. Как рассказал заведующий учебной лабораторией агролесотехнического колледжа Иван НИЖНИКОВ, регулярно в реабилитационный центр, работающий на базе зоосада, привозят диких животных, попавших в беду. Например, три года назад вальщики леса из Могилёвского района нашли и принесли пять бельчат, которым ещё не было и пары недель от роду. Их выходили и вырастили. Более того, именно их появление способствовало строительству специального бельчатника, где теперь посетители могут полюбоваться пушистыми грызунами.

В 2021 году из Бобруйского района привезли трёх рысят. Они весили не более полукилограмма, имели следы ожогов. Одна из кошек была в критическом состоянии. Вероятнее всего семейство рысей пострадало в результате пожара: мать погибла, шансов выжить в естественной среде у котят не было. В зоосаде зверям оказали необходимую ветеринарную помощь, выкормили, вырастили и оставили в благоустроенном вольере. А летом прошлого года у рысей уже появился первый приплод.

Этой зимой лесничие Витебской области нашли двух новорождённых медвежат. Похоже, медведицу спугнула работающая в лесу техника или люди, и она покинула берлогу. В таких ситуациях малыши обычно погибают. Но тут повезло: их обнаружили и оперативно привезли в Витебский зоопарк. После проведения первоочередных реабилитационных мер одного из медвежат — Ягодку — передали в Могилёвский зоосад. За прошедшие месяцы она превратилась из маленького пищащего пушистого комочка в хорошо упитанного медвежонка, который с присущим малышам интересом познаёт окружающий мир и готовится к переселению во взрослый вольер. Таких историй спасения в Могилёвском зоосаде могут рассказать много — за 20 лет их было десятки.

Однако если задуматься над причинами попадания животных в реабилитационный центр, можно заметить, что большинство — следствие деятельности человека. В одних случаях это вызвано, например, ДТП с животными, травмированием птиц из-за зеркального остекления стен домов или неудачно размещённых электропроводов и т. п. В других — последствия незнания биологии видов. По словам ветеринарного врача зоосада Алёны БОБКОВОЙ, в первой половине лета, когда наступает пора отёла, люди иногда находят маленьких косулят, одиноко лежащих в траве. Не понимая, что это нормально, и мать в это время где-то недалеко, но сейчас кормится или на водопое, а малыш, чтобы не привлекать внимание, затаился, неравнодушные граждане решают провести спасательную операцию. Но даже просто взяв в руки детёныша или погладив его, люди нарушают природное равновесие. Оставшийся на шкурке запах от контакта запросто может спровоцировать то, что самка побоится к нему возвращаться.

А уж забирать зайчат, бельчат и иных диких животных из природы — последнее дело. К счастью, сейчас снизилось число обращений со слётками. Явно сказывается регулярное и повсеместное напоминание о том, что не нужно трогать птенцов, обретающих самостоятельность, кроме случаев явной угрозы птице.

Изъятие диких животных из среды обитания строго регламентировано. Отлов может производиться только на основании разрешений, выдаваемых Минприроды. Исключений два: животные, включённые в специальный перечень, и в целях оказания помощи при заболевании, ранении, травмировании, угрозе гибели при стихийных бедствиях. При этом роль обнаружившего заключается в информировании пользователя охотничьих угодий, оперативно-дежурной службы территориального органа внутренних дел или МЧС.

Представители госорганов должны выехать на место и принять решение о дальнейшей судьбе животного. Отловленное дикое животное по решению представителей может быть передано на содержание гражданину, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу с его согласия. Факт отлова, а также решение о передаче на содержание оформляется актом. Этот документ является основанием для перемещения (транспортировки) отловленного раненого, травмированного или больного дикого животного.

И всё же, роль зоосада — воспитывать у людей любовь к живым существам, утверждать идеи гуманизма. А деятельность реабилитационного центра — попытка компенсировать ошибки, которые допускают люди в отношении фауны. Учащиеся колледжа, принимая активное участие в работе зоосада, получают знания и практические навыки, которые в дальнейшем должны способствовать минимизации негативных последствий антропогенной деятельности. Такую бы учебную лабораторию, да в каждое образовательное учреждение!