«Беларуская хатка» — сельская площадка // Зямля і людзі. — 2024. — 5 чэрвеня. — С. 11.
Этнокультурная площадка, созданная в Могилевском областном методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы, победила в номинации «Лучшая выставка народного декоративно-прикладного искусства» на республиканском конкурсе культурных проектов патриотической тематики. Теперь в «Беларускай хатцы» могилевчане не только знакомят посетителей с историей крестьянского быта через предметы домашней утвари и убранство, но и дают мастер-классы по ткачеству и соломоплетению.
— Чтобы обустроить аутентичную «Беларускую хатку» мы не один месяц с экспедициями колесили по региону присматривали старинную мебель, посуду, одежду — все, что досталось землякам в наследство от прабабушек и прадедушек, что пылилось в сараях и на чердаках сельских домов. Выбросить вещи у людей рука не поднималась, вот и дарили нам кто одеяло, кто деревянную ступу, — уточняет ведущий методист отдела традиционной художественной культуры Могилевского областного центра народного творчества и культурно-просветительной работы Наталия Доменикова. — Очень помогли ремесленники: мастерица из Быхова презентовала соломенных пауков (таких наши предки вешали для защиты дома от злых духов), жительницы Костюковичского и Бобруйского районов передали рушники, которым более 100 лет. Из Бобруйского района приехала детская люлька, из Кировского — старинный ткацкий станок. Еще один, чтобы стать экспонатом нашей «Беларускай хаткі», преодолел около 450 километров: его подарила коллега из Гродненского района.
Елене Савченко коллеге Наталии Домениковой, пришлось хорошо потрудиться над раритетным станком: избавить древесину от вредного жучка-шашеля, обработать наждачкой и специальным составом. Теперь Елена Владимировна, в совершенстве владеющая технологией ткачества, дает всем желающим мастер-классы на старинных кроснах.
— Показываем, как плести пояса, расшифровываем узоры вышивки. В старину у каждого мастера Могилевского Поднепровья были свои приемы и своя технология, мы стараемся все это сберечь, сохранить и приумножить, — говорят девчата.
— Убранство «Беларускай хаткі» воссоздавалось по архивным источникам: изучали специальную литературу, посещали музеи, расспрашивали старожилов. Привлекали и молодежь. Например, бумажные занавески — «фіранкй» — на окна изготовила кричевлянка. Благодарны всем, кто помог в реализации замечательного проекта. К слову, у нас только полотенец домотканых теперь больше 60-и!
Наталия Доменикова в центре уже 20 лет. До этого трудилась на Могилевской фабрике художественных изделий. На счету народного мастера Беларуси по соломоплетению более тысячи авторских разработок сувенирной продукции.
— Мои родители, бабушки и дедушки — коренные могилевчане, я с сельским бытом не была знакома, выросла в городе. Но деревня манила всегда, ведь там живут обряды. фольклор, душа народа. Соломка, или, как ее называют, золото полей, у наших предков считалась лучшим материалом для изготовления оберегов, с ней много лет назад и подружилась. Это очень теплый, живой материал, — подчеркивает Наталия Витольдовна.
Чтобы расшить золотом полей один из старинных сундуков, ушло полгода! Соломенных элементов мастеру, работы которого представлены в экспозициях разных музеев Беларуси, понадобилось около тысячи.
Но больше всего, по словам Наталии Витольдовны, ей нравится делать соломенных кукол.
— Культурный потенциал у нас богатый: в регионе работают 25 народных мастеров Беларуси, которые занимаются ткачеством, соломоплетением, резьбой по дереву, ковкой, — гордится землеками председатель Могилевского областного отделения Белорусского союза мастеров народного творчества Наталии Доменикова.
— Наш областной методический центр второй год подряд становится победителем республиканского конкурса на лучший культурный проект патриотической тематики. В 2022-м был удостоен награды за церемонию открытия праздника «Купалле» («Александрыя збірае сяброў»). Признание вдохновляет, будем и дальше популяризировать народные ремесла, создавать условия для развития творческого потенциала молодежи и прививать интерес соотечественников к культурным традициям.