Когда идея дороже золота

Алейникова, А. Когда идея дороже золота : [интервью с дизайнером Анастасией Алейниковой] / А. Алейникова ; беседовала М. Хлыстова // Днепровская неделя. — 2014. — 11 июня. — С. 1, 6.

Выставка ювелирных изделий могилевчанки — дизайнера Анастасии Алейниковой проходит сейчас в областном художественном музее имени П. В. Масленикова. До этого в Беларуси ее можно было увидеть всего лишь раз — в апреле экспозиция выставлялась на Минской Неделе моды.

По большому счету Анастасию сложно назвать могилевчанкой, так как в родной город она приезжает не чаще двух раз в год. Уже девять лет живет в Праге, окончила там Академию архитектуры, дизайна и изящных искусств. С 2010 года имя девушки — Nastassia Aleinikava — является ювелирной маркой.

— Настя, расскажи, как ты оказалась в Праге?

— До 14 лет я жила в Могилеве. После окончания школы поступила в Минское государственное художественное училище имени Глебова. Потом встал вопрос, куда идти учиться дальше. Пробовала поступать в «Муху» —Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, но не вышло. Тогда я решила уехать в Чехию, в Прагу, где образование и для граждан страны, и для иностранцев бесплатное. Вернувшись из Питера, стала учить чешский. Поняла, что, не живя в стране, на должном уровне его не освою, и поехала на годичные курсы языка в Прагу, параллельно готовилась к поступлению.

Поступить в Академию архитектуры, дизайна и изящных искусств очень сложно, ведь на каждое отделение набирают не более четырех человек. В свою студию (или, по-нашему, факультет — прим.) тебя берет профессор, у которого ты будешь учиться шесть лет. И это его право — выбрать того абитуриента, который ему понравился, поэтому довольно часто выбор субъективен. Но таково его право, и я не считаю, что это плохо.

В первый год я не поступила. Думаю, что просто выбрала не ту студию и не того профессора. Через год я пришла снова, но уже на другую специ­ализацию, в студию металла и ювелирных изделий (после переименованную в ателье К. О. V.), к профессору Карлу Братиславу Новаку — кто был в Праге, наверняка может знать его Метроном, который стоит в Летенских садах на месте, где ранее стоял гигантский монумент Сталина.

В Академии развита практика перед экзаменами встречаться с будущим профессором, он тебя консультирует, дает какие-то советы. И когда я пришла, мы с паном Новаком понравились друг другу, он хвалил мои работы, и я была уверена, что все получится. Так и оказалось: я была первой в списке. Но поучиться у пана Новака мне не удалось. За лето произошли изменения в Академии, и на его место пришел новый руководитель ателье, Эва Ейслер, у которой я проучилась 6 лет. Она удивительный человек! В начале 80-х эмигрировала в Штаты, прожив 20 лет в Нью-Йорке, сделав там успешную карьеру, вернулась в Прагу. Была уже для Чехии именитым дизай­нером, хотя по политическим причинам не могла в семидесятые тут даже учиться в вузе. Эва — энергичная, требовательная, у нее было чему поучиться! В поле ее деятельности попадает не только дизайн ювелирных украшений, но и дизайн интерьера и мебели, кураторство выставкой: например, она занималась самой крупной выставкой драгоценностей ювелирного дома Картье на Пражском Граде.

— А как все началось? С чего родилась любовь к украшениям?

-Все начиналось с того, что моя тетушка, Гужавина Нина Викторовна, коллекционировала минералы с большой страстью. И с такой же страстью работала на посту ведущего товароведапо серебру и сувенирам в Белювелирторге. Естественно, круг ее знакомых был специфическим — ювелиры, геологи, поставщики изделий из всех уголков Советского Союза. В 7 классе я впервые попробовала сама сделать бусы из янтаря. А уже когда переехала в Минск и поступила в училище, живя у тетушки, воплощала свои идеи, имея огромное количество материала. К тому времени тетушка была активным участником выставок «В мире камня», поэтому дома всегда было из чего творить: всевозможные бусы, ленты, камни, а в какой-то момент мы стали и вовсе использовать все, что под руку попадалось. Я говорю «мы», так как атмосфера была настолько хорошая, что мы с подругой Татьяной Титовец создали свою марку ТАТАГА. Мы делали авангардные украшения из шестеренок, разобраных часов, деталей компьютера. У нас была возможность показать свои изделия в Москве на Неделе моды, где ТАТАГА имела успех: дизайнер одежды Афтандил из Грузии предложил использовать наши украшения на его показе.

— В каких городах проходили выставки твоих изделий? Не жалеешь о проданных работах?

— Много раз изделия выставлялись в Праге, Брно и других чешских городах. Несколько – в галереях Нью-Йорка, Лондона, Милана и Москвы. Я никогда не жалею о проданных вещах, но иногда думаю, что поменяла бы какие-то детали. Например, в коллекции брошей «Барокко», отправленных на выставку в Нью-Йорк, я собиралась кое-что технически доработать. Хотела это сделать, когда они вернутся обратно в Прагу, но, видимо, они и в таком виде угодили вкусу нью-йоркцев – вся коллекция была продана в день открытия.

— Какой у тебя режим работы? Ты с одинаковым вдохновением работаешь над изделиями, предназначенными на продажу и для выставок?

— Когда речь идет о творческом процессе, приятно и то и другое. Но наступает момент превращения в ремесленника, просто тиражирующего вещи. Естественно, приятныеощущенияутрачиваются, и ты ходишь на работу, как на завод, к станку… Работаю я в мастерской, которую мы делим с дизайнером МаркетойРихтеровой, Михаэлой Торцовой и ювелирным брендом Blueberries. Режима у меня нет, могу работать и ранним утром, и поздним вечером.

— По каким критериям оценивается стоимость твоих украшений?

— Это зависит от многого. Если изделие — часть какого-то проекта, то зачастую оно существует в единственном экземпляре, то есть абсолютно оригинально. Тогда оно стоит дорого, потому что неповторимо. Как правило, никто из обычных покупателей его приобретать и не захочет, ведь зачастую оно уместно только в коллекции ценителя. И обывателю разумнее будет купить какое-то золотое украшение, которое станет своего рода вложением денег. Любая брошь из моей коллекции «Барокко» в материалах совершенно не имеет ценности, она состоит из меди и других простых «комплектую­щих». Но художественная ценность этих брошей высока, и только коллекционер может это понять и принять.

Есть изделия повторяемые, готовые поступить на массовый рынок. Их цена доступная, и примерно в десяти пражских галереях эти вещи продаются. Также можно купить их в Брно и Москве.

— Кто твои клиенты?

— Сложно сказать, ведь я их практически не вижу. Когда клиент покупает мои вещи через интернет-магазин, то все, что я о нем знаю, — это имя и адрес. С некоторыми из них мы не обмениваемся даже простыми фразами. Единственная возможность повстречаться со своим потенциальным покупателем — это рождественские дизайнерские ярмарки-продажи в Праге. Именно поэтому я люблю выставлять там изделия сама и не пользуюсь услугами продавца.

Вообще, многие вещи в моей коллекции универсальны, часто бывает, когда кто-то покупает их маме. А примерный возрастной диапазон — от 20 до 40 лет.

— А для мужчин украшения делаешь?

— Несколько вещей я делала для своего мужа, и он с удовольствием их носит. Это запонки и маленький значок на свитер, которые есть в одной моей коллекции. Еще для чешского модельера Миро Сабо и его партнера я делала печатные кольца. Это было трудоемко, но очень приятно.

— Ты уже встречаешь прохожих с твоими серьгами в ушах и кольцами на пальцах?

— Да, случается. В коридорах академии совершенно нормально встретить девушку в моих серьгах, даже не знакомую. Но там и среда соответствующая… Знакомые постоянно рассказывают, что там-то и там видели на ком-то мои украшения.

— Какие материалы в основном используешь?

— Самые разные. Кедровое дерево, жемчуг, оргстекло, резину, кожу, вышивку, медь, сталь, текстиль и т.д. А также серебро, золото и бриллианты. Но заказов из золота у меня мало, потому что круг моих клиентов меня выбирает за оригинальность, да и золото часто не представляет должного интереса. Только у обручальных колец оно всегда уместно, потому что это вечная классика. В Чехии нет большого интереса к этому металлу. Мои клиенты гораздо охотнее готовы платить за оригинальность, чем за материал.