Минченко, П. Неизвестное о знаменитом / Павел Минченко // СБ. Беларусь сегодня. — 2010. — 2 апреля. — С. 8.
В Могилевском областном краеведческом музее среди множества экспонатов есть необычные иконы. Написаны они не на традиционном дереве. И не на холсте. А… на медных досках. Причем материал этот был выбран отнюдь не по капризу художника. Таково было личное пожелание Екатерины П. Имя же автора работ даже у самого искушенного ценителя искусства вряд ли ассоциируется с иконописью. А вот с портретной живописью — однозначно. Это Владимир Боровиковский, кисти которого принадлежит знаменитый портрет Лопухиной, называемый иногда русской Моной Лизой. Еще — императрица Екатерина П на прогулке в Царскосельском парке, портрет князя Куракина. Эти и множество других произведений — венец творчества великого мастера. Выставлены они в самых известных музеях. Но нигде в мире, кроме Могилева, нет работ, относящихся к раннему творчеству живописца…
В мае 1780 года в Могилеве состоялась встреча Екатерины П с австрийским императором Иосифом П. Дабы память об этом событии сохранилась в веках, монархи заложили камень в основание будущей церкви, позже названной Иосифовским собором. Екатерина лично курировала строительство храма. Но многие проекты она поначалу отвергла из-за того, что попросту не понравились. Но однажды императрице показали проект, созданный тогда еще малоизвестным зодчим Николаем Львовым. Царица пришла в восторг и повелела Львову выехать в Могилев — «дабы согласовать проект с местностью». Архитектор взял с собой Боровиковского, который к тому времени лишь недавно перебрался в Санкт-Петербург из Миргорода.
В белорусском городе художник сделал 8 уникальных работ. Причем, как утверждали современники, то были не просто иконы. Скорее, портреты. Так, в образе Екатерины-великомученицы мастер запечатлел саму императрицу. Бытовало мнение, будто архангела Гавриила маэстро писал с фаворита царицы — красавца Зубова. Правда, некоторые искусствоведы считали, будто в этом утверждении больше выдумки, нежели правды. Как было на самом деле, наверное, мог бы сказать лишь сам Боровиковский.
Иконы находились в Иоси-фовском соборе до 1938 года. Правда, в это время службы здесь уже не велись. Культовое здание использовалось по противоположному назначению — в нем разместился музей религии и атеизма. Но когда Могилев задумали сделать столицей БССР, было принято решение храм снести, чтобы на его месте построить гостиницу для членов правительства.
Работникам областного краеведческого музея была дана команда — в срочном порядке забрать все ценности из собора. Если с другими экспонатами особых проблем не возникло, то с иконами Боровиковского пришлось повозиться. Мало того, что они были вмурованы в стену, так еще носили немало. Одну доску, например, с трудом поднимали 6 человек.
Ценности перевезли в часовенку на одном из могилевских кладбищ и там свалили в кучу. Лишь спустя какое-то время начали думать, как всем добром распорядиться. 4 иконы как наиболее ценные забрал краеведческий музей. Остальные разрешили взять Борисоглебской церкви — на тот момент действующей. Если забежать чуть вперед, то можно констатировать: часть уникальных работ оказалась спасенной благодаря храму.
Летом 41—го, когда было ясно, что Могилев удержать не удастся, к краеведческому музею подъехали машины. Из них высадились солдаты с канистрами бензина, облили здание и подожгли. Это выполнялся приказ Сталина об уничтожении всех ценностей, остающихся на оккупированных территориях. Сгорело, к сожалению, многое. Огонь не пощадил и 4 иконы, написанные Боровиковским.
А уже в 60-е годы прошлого столетия оставшиеся работы великого художника церковь передала Могилевскому областному краеведческому музею. Почти сразу иконы отправили в Москву — в реставрационный институт им. Грабаря. Но спустя несколько десятилетий состояние ценностей вновь потребовало вмешательства специалистов. В конце 80-х годов прошлого столетия, когда готовились новые экспозиции музея, оказалось: по красочному слою пошли осыпи. Иконы пришлось реставрировать еще раз.
Признанный мастер портрета Владимир Боровиковский считал: работать над картинами религиозного содержания — его истинное предназначение. Если хотите, божественное предопределение, к которому мастер и пришел в конце жизни. Практически полностью посвятил себя духовному искусству — писал иконы для Казанского собора в Петербурге. Факт этот широко известен. А вот об иконах, написанных для Иосифовского собора в Могилеве, в искусствоведческой литературе упоминается крайне редко…