Неизвестное о знаменитом

Минченко, П. Неизвестное о знаменитом / Павел Минченко // СБ. Беларусь сегодня. — 2010. — 2 апреля. — С. 8.

В Могилевском областном краеведческом музее среди множест­ва экспонатов есть необычные иконы. Написаны они не на тради­ционном дереве. И не на холсте. А… на медных досках. Причем материал этот был выбран отнюдь не по капризу художника. Та­ково было личное пожелание Екатерины П. Имя же автора работ даже у самого искушенного ценителя искусства вряд ли ассоци­ируется с иконописью. А вот с портретной живописью — одно­значно. Это Владимир Боровиковский, кисти которого принадле­жит знаменитый портрет Лопухиной, называемый иногда рус­ской Моной Лизой. Еще — императрица Екатерина П на прогул­ке в Царскосельском парке, портрет князя Куракина. Эти и мно­жество других произведений — венец творчества великого масте­ра. Выставлены они в самых известных музеях. Но нигде в мире, кроме Могилева, нет работ, относящихся к раннему творчеству живописца… 

В мае 1780 года в Могилеве состоялась встреча Екате­рины П с австрийским императором Иосифом П. Да­бы память об этом событии сохранилась в веках, монархи заложили камень в основание будущей церкви, позже назван­ной Иосифовским собором. Екатерина лично курировала строительство храма. Но мно­гие проекты она поначалу от­вергла из-за того, что попрос­ту не понравились. Но однаж­ды императрице показали про­ект, созданный тогда еще мало­известным зодчим Николаем Львовым. Царица пришла в восторг и повелела Львову вые­хать в Могилев — «дабы согла­совать проект с местностью». Архитектор взял с собой Боро­виковского, который к тому времени лишь недавно переб­рался в Санкт-Петербург из Миргорода.

В белорусском городе ху­дожник сделал 8 уникальных работ. Причем, как утвержда­ли современники, то были не просто иконы. Скорее, порт­реты. Так, в образе Екатери­ны-великомученицы мастер запечатлел саму императри­цу. Бытовало мнение, будто архангела Гавриила маэстро писал с фаворита царицы — красавца Зубова. Правда, не­которые искусствоведы счита­ли, будто в этом утверждении больше выдумки, нежели правды. Как было на самом деле, наверное, мог бы сказать лишь сам Боровиковский.

Иконы находились в Иоси-фовском соборе до 1938 года. Правда, в это время службы здесь уже не велись. Культовое здание использовалось по про­тивоположному назначению — в нем разместился музей ре­лигии и атеизма. Но когда Мо­гилев задумали сделать столи­цей БССР, было принято реше­ние храм снести, чтобы на его месте построить гостиницу для членов правительства.

Работникам областного краеведческого музея была дана команда — в срочном порядке забрать все ценности из собора. Если с другими экспонатами особых проблем не возникло, то с иконами Бо­ровиковского пришлось пово­зиться. Мало того, что они бы­ли вмурованы в стену, так еще носили немало. Одну доску, например, с трудом поднима­ли 6 человек.

Ценности перевезли в ча­совенку на одном из могилевских кладбищ и там свалили в кучу. Лишь спустя какое-то время начали думать, как всем добром распорядиться. 4 иконы как наиболее ценные забрал краеведческий музей. Остальные разрешили взять Борисоглебской церкви — на тот момент действующей. Ес­ли забежать чуть вперед, то можно констатировать: часть уникальных работ оказалась спасенной благодаря храму.

Летом 41—го, когда было ясно, что Могилев удержать не удастся, к краеведческому музею подъехали машины. Из них высадились солдаты с ка­нистрами бензина, облили здание и подожгли. Это вы­полнялся приказ Сталина об уничтожении всех ценностей, остающихся на оккупирован­ных территориях. Сгорело, к сожалению, многое. Огонь не пощадил и 4 иконы, написан­ные Боровиковским.

А уже в 60-е годы прошло­го столетия оставшиеся рабо­ты великого художника цер­ковь передала Могилевскому областному краеведческому музею. Почти сразу иконы от­правили в Москву — в рестав­рационный институт им. Гра­баря. Но спустя несколько де­сятилетий состояние ценно­стей вновь потребовало вме­шательства специалистов. В конце 80-х годов прошлого столетия, когда готовились но­вые экспозиции музея, оказа­лось: по красочному слою по­шли осыпи. Иконы пришлось реставрировать еще раз.

Признанный мастер порт­рета Владимир Боровиковс­кий считал: работать над кар­тинами религиозного содер­жания — его истинное пред­назначение. Если хотите, бо­жественное предопределе­ние, к которому мастер и пришел в конце жизни. Прак­тически полностью посвятил себя духовному искусству — писал иконы для Казанского собора в Петербурге. Факт этот широко известен. А вот об иконах, написанных для Иосифовского собора в Мо­гилеве, в искусствоведческой литературе упоминается крайне редко…