Баранова, О. Есть такая работа — права защищать / Ольга Баранова ; беседовал Сергей Карпеков // Веснік Магілёва. — 2025. — 19 марта. — С. 8.
Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается День потребителя. В этом году день прошел под девизом «Потребитель — в центре внимания: от баланса интересов к справедливому разрешению споров».
В Могилеве обеспечением защиты прав и законных интересов потребителей товаров, работ, услуг занимается городская организация защиты потребителей, которая располагается по адресу: улица Болдина, 4. Как рассказала ее председатель Ольга Баранова, специалисты организации проводят работу по оказанию информационной, правовой, консультационной помощи потребителям, представляют их интересы как в досудебном, так и судебном порядке, проводят независимые экспертизы качества товаров, работ, услуг.
— Как часто граждане обращаются в организацию защиты потребителей?
— В прошлом году в городскую организацию защиты потребителей обратилось 2900 человек с вопросами различной тематики: от реализации товаров ненадлежащего качества до нарушений сроков выполнения работ. На все обращения мы отреагировали, и в зависимости от содержания каждого, оказали потребителям соответствующую помощь.
— Какие наиболее распространенные проблемы и вопросы заставляют граждан обращаться к вам за помощью?
— Несмотря на существующие правовые механизмы, потребители сталкиваются с рядом проблем и нарушений. Пожалуй, самая распространенная проблема на сегодняшний день — реализация товаров ненадлежащего качества: с производственными дефектами и несоответствием заявленным характеристикам. Особенно актуальна эта проблема в отношении бытовой техники. Также актуальны нарушения со стороны продавцов (исполнителей) требований о безвозмездном устранении недостатков качества товара (работ, услуг). Продавцы нередко отказываются выполнять взятые на себя гарантийные обязательства, затягивают сроки безвозмездного устранения недостатков или вовсе игнорируют обращения потребителей.
— Сейчас наблюдается активный рост онлайн-покупок. Какие советы вы можете дать потребителям для безопасного совершения покупок в интернете?
— Чтобы снизить риск приобретения товара ненадлежащего качества и получить свою покупку в срок, необходимо в первую очередь убедиться в том, что интернет-магазин зарегистрирован в установленном порядке, а на главной странице сайта размещена такая обязательная информация, как наименование организации, место нахождения, УНП (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию), номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы, дата регистрации интернет-магазина в торговом реестре. Перед совершением покупки стоит изучить отзывы других клиентов о продавце и предлагаемых товарах. Это поможет избежать приобретения некачественной продукции. Необходимо убедиться, что интернет-магазин предоставляет полную и исчерпывающую информацию о способах возврата товара надлежащего и ненадлежащего качества, гарантийных сроках на предлагаемые товары.
— Книга замечаний и предложений — один из инструментов защиты потребителей. Как потребитель может реализовать свои права посредством этой книги?
— Путем фиксации в ней ходатайств, рекомендаций, жалоб на нарушения и недостатки, которые человек видит в повседневной жизни.
Книгу замечаний и предложений должны предъявлять по первому требованию гражданина. При этом запрещается требовать от заявителя документы, удостоверяющие личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения записи в эту книгу. Непредъявление Книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина влечет штраф в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Если человек оставил запись в книге замечаний и предложений, ему должны дать письменный ответ в 15-дневный срок.
Беседовал Сергей КАРПЕКОВ