Курганская, А. На алтарь Победы / Анна Курганская // Магілёўскія ведамасці. — 2025. — 18 красавіка. — С. 10.
История семьи Поляковых
Самая кровопролитная война в истории человечества коснулась каждой белорусской семьи. И нет, наверное, человека, который бы не знал, какой ценой далась нашему народу Великая Победа, — ценой неимоверных усилий и бесчисленных жертв. Я преклоняю голову перед всеми героями, отдавшими жизнь за наше счастье. Но особую гордость испытываю за своих родственников.
Об их героическом прошлом я узнала от бабушки и матери, трепетно хранящих память о них.
Мой прадедушка Иван Петрович Поляков родился в 1908 году в д.Краснополье Журавичского района Гомельской области, до войны работал учителем в сельской школе. В начале Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной армии. Воевал рядовым пехотинцем в 1206-м Краснознаменном стрелковом полку 362-й стрелковой Краснознаменной дивизии на 1 -м Белорусском фронте.
В октябре — ноябре 1943 года прадедушка участвовал в освобождении Кормянского района Гомельской области. Затем дивизия принимала участие в Могилевской наступательной операции. 25 марта 1944 года 1206-му полку была поставлена задача выбить немцев из деревни Ветренка, захватить опорный пункт и дальше наступать в направлении Быхова. Завязался упорный бой. Немцы обстреливали наступающую пехоту из орудий и минометов. Шальной осколок оборвал жизнь Ивана Петровича… А дивизия через пару месяцев после гибели прадеда форсировала Днепр, освободила Шклов (27.06.1944), Быхов (28.06.1944), затем более 30 других населенных пунктов. 3 июля 1944 года вела бои в Червенском районе Минской области.
Похоронен Иван Петрович в братской могиле в деревне Ухлясть Быховского района. Здесь нашли вечный покой 2,5 тысячи солдат и офицеров, погибших при освобождении Быховщины.
Прабабушка Евгения Федоровна Полякова после гибели мужа осталась одна с тремя малолетними детьми. Моего дедушку Николая, самого младшего сына, прадед так и не увидел… По состоянию здоровья прабабушка почти не могла работать, пенсии погибшего солдата многодетной семье, увы, не хватало. Детей хотели отправить в детский дом, но сестры прабабушки не позволили и приютили ее с мальчишками у себя в доме. Дедушка часто рассказывал о своем голодном послевоенном детстве, но всегда с большой благодарностью отзывался о доброте и заботе тети.
Отдали жизни за Родину
История второй семьи по линии моей матери также трагична. Двое сыновей моей прапрабабушки Марии Александровны Пашкевич погибли на войне.
Ее младший сын Алексей Ильич Пашкевич родился в 1920 году в д.Жабин Кормянского района Гомельской области, был призван на службу 10 января 1943 года. Красноармеец и комсомолец служил сапером в 67-м ордена Красной Звезды оборонительном военно-строительном отряде на 1-м Белорусском фронте. Освобождал Беларусь, Польшу, дошел с боями до Германии.
Вот что написано в его наградном листе: «Придя в нашу часть, быстро, овладел профессией минера, выполнял самые сложные работы по разминированию минных полей. На боевом счету имеет 750 обезвреженных мин.
Проявил себя отличным строителем мостов. С присущей ему энергией и комсомольской ухваткой безупречно работал на строительстве мостов через реки Буг, Вислу и Одер. Во время наступления на Берлин 19 марта 1945 года при артобстреле противника погиб смертью храбрых при выполнении боевого задания по строительству моста на р.Одер у н/п Апьт-Блессин». За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные доблесть и мужество 6 июля 1945 года посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Похоронен в Германии.
Старший сын, Василий Ильич Лашкевич, 1915 года рождения, был призван 15 октября 1937 года на Балтийский флот. Перед войной он приезжал домой в отпуск и говорил родственникам, что службу проходит на сторожевом корабле, который при попытке пересечения врагами границы одним из первых примет с ними бой. Так и случилось.
Когда началась война, от Василия перестали приходить письма. На Алексея мать получила извещение о гибели, а на Василия такого документа не было. Это давало надежду: возможно, сын жив, возможно, еще придет от него весточка. Но дни шли, а письма так и не было… Мария каждый день плакала, глядя на фотографии сыновей. Чуткое материнское сердце не вынесло глубокого горя и однажды перестало биться… Из троих детей осталась одна дочь — моя прабабушка Татьяна Ильинична.
Семья до недавнего времени ничего не знала о судьбе Василия. Несколько лет назад моя бабушка Мария решила выяснить биографию своего дяди, разузнать, при каких обстоятельствах он погиб (в этом уже родня не сомневалась). Помощником в поисках стала фотография, которую перед началом войны Василий привез родителям на память.
По надписи на ленточке бескозырки уточнили название корабля, отправили запрос через военкомат в архив ВМФ. Из штаба пришло письмо с описанием: «С 29 марта 1938 года Василий Ильич Лашкевич служил на сторожевом корабле «Циклон» помощником машиниста, участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
В начале Великой Отечественной войны, 29 августа 1941 года, при переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт корабль подорвался на немецкой мине». Василия мы нашли в списке погибших членов экипажа.
В 2021 году в Эстонии прошла международная экспедиция «180 миль до Ленинграда», целью которой стал поиск судов, затонувших в годы Великой Отечественной войны. Участники экспедиции обнаружили несколько из них. Это транспорт «Эверита», который подорвался на мине и затонул, и сторожевой корабль «Циклон», шедший ему на помощь и также погибший от взрыва мины.
Таллиннский прорыв — так впоследствии назвали историки переход Балтийского флота 28-29 августа 1941 года, во время которого погиб мой родственник. Более 200 кораблей и судов, которые эвакуировали бойцов Красной армии и раненых солдат, гражданское население, пытались прорваться в Кронштадт при постоянных атаках немецких самолетов.
В ходе прорыва погибла третья часть судов. Людские потери составили от 10 до 15 тысяч человек. Моряки-балтийцы проявили при этом мужество и героизм. Они спасали людей с тонущих судов, боролись за живучесть поврежденных кораблей, до последнего патрона и снаряда отражали налеты вражеской авиации. Таким был и Василий Лашкевич — молодой, полный жизни и оптимизма парень.
На море нет братских могил кораблей и экипажей. Люди помнят о них на суше и, оказываясь в море, отдают честь на местах их гибели. В память о погибших во время Таллинского перехода воздвигнут мемориал на мысе Юминда. Мемориальная доска «Таллинский прорыв», посвященная погибшим морякам, установлена в Кронштадте.
Единственный из всех мужчин моей семьи, кто прошел войну и вернулся домой, — муж прабабушки Татьяны Ильиничны, мой прадед Павел Емельянович Лашкевич, 1904 года рождения, из д.Жабин Кормянского района. Он в 1926 году был призван на срочную службу.
После демобилизации вернулся домой, женился на прабабушке.
12 июля 1941 года Павел Емельянович был призван в армию, попал в военно-строительный батальон, где, будучи сапером, проходил службу до 15 сентября 1945 года. Воевал в Беларуси. Награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Как и многие ветераны, о войне прадед Павел рассказывать не любил, но о ней постоянно напоминали боевые ранения, контузия, инвалидность.
Я горжусь, что в моей семье были такие славные люди, как прадеды. Их давно уже нет в живых, но память о них бережно хранят мои бабушка Мария и мама Оксана, а дальше сохраню и я, чтобы передать своим детям. Пока жива память, живы герои войны!
Анна КУРГАНСКАЯ, учащаяся УО «Могилевский государственный колледж искусств».