Ольга Казимирская: когда жизнь — дорога

Бондарчик, В. Ольга Казимирская: когда жизнь — дорога / Виктория Бондарчик // Беларускі час. — 2025. — 24 октября (№ 43). — С. 12—13.

В преддверии Дня автомобилиста и дорожника рассказываем историю настоящей легенды Могилева — Ольги Николаевны Казимирской, которая 16 июля 1981 года впервые взялась за руль троллейбуса и до сих пор не мыслит себя без любимой работы.

Сегодня ее водительский стаж — 44 года! И она помнит едва ли не каждый день, проведенный за баранкой.

— Как пришла в профессию? — переспрашивает Ольга Николаевна. — Да с детства мечтала. В такси рвалась, технику обожаю. Сестра-близнец пошла в повара, а я — в водители, как и хотела всегда. Она машин боится, а я без них жить не могу.

Родители, простые колхозники, были против «мужской» профессии, но страсть к технике у Ольги была в крови. Брат гонял на мотоциклах «Восход» и «Минск», и Оля не отставала.

— Я и отца возила, ему нравилось с ветерком прокатиться, — вспоминает собеседница.

В 1979-м, после школы, родители настояли на «нормальной» профессии и отправили дочь в Минск учиться на пекаря. Но Ольга и думать забыла про хлебозавод, а прямиком направилась в Могилевский троллейбусный парк № 1. Полгода учебы — и вот она, водитель троллейбуса, выходит на вторую смену!

Когда на своем месте Первым ее маршрутом стал № 2 «Ж/д вокзал — Зеленый луг», который молодой водитель исколесила на ЗиУ-5. Кстати, сейчас этот раритет стоит возле троллейбусного парка как часть славной истории советского автопрома. Ольга Николаевна вспоминает, как тяжело было ставить машину на ручник, но этот троллейбус: долгие годы считался самым надежным. В 20ОДШ пересела на троллейбус модели 321.

Сегодня ее основные маршруты — № 5 и № 3, но по опыту долгих лет работы Ольга Николаевна знает многие линии Могилева.

Казимирская является водителем первого класса, награждена нагрудным знаком «10 дет без аварий», а дома хранит не одну грамоту за добросовестный труд.

— Аварии случались, но редко и по моей вине — ни разу. Езжу аккуратно. Если опаздываю, все равно еду с одинаковой скоростью. Луше потеряю время своего перерыва, но довезу, людей без происшествий, — говорит ветерана

К слову, одна из последних аварий случилась по вине водителя легкового авто, которая решила повернуть со средней полосы. Спасибо опыту. Казимирская отреагировала четко — сотрудники ГАИ констатировали 5-метровый тормозной путь троллейбуса. Однако столкновения избежать не удалось — водитель легковушки лишилась водительских прав.

— Конечно, спустя несколько десятилетий все изменилось, — уверяет Ольга Николаевна. — Начинала на допотопных двухдверных машинах, сейчас техника — новая, удобная. Но зато тогда и транспорта на дорогах было меньше, не было такой движухи. А сейчас эти маршрутки только и норовят подрезать.

Но главное, уверена Казимирская, — это любовь к профессии: «Могу провести 10 часов за баранкой — и не устану. Видно, мое это. Ведь когда ты на своем месте — это счастье!»

Сто человек за спиной За четыре десятка лет по городским улицам водителю троллейбуса каждый поворот кажется родным, да и пассажиры знакомыми стали. Она даже знает, кто на какой остановке садится, кто выходит. Историй за 44 года — не счесть!

— Как-то женщине прямо в троллейбусе плохо стало — вспоминает Казимирская. — Сердце прихватило. Остановила троллейбус, штанги сняла, вместе с пассажирами помощь ей оказали. Повезло, что через пару остановок диагностический центр был. Считай, сама к врачам ее доставила.

И пассажиры всякие бывают.

— Как-то молодежь ехала, ребята песни горланили! — смеется Ольга Николаевна. — Так красиво пели, что заслушался весь троллейбус.

Первая смена у водителя начинается в 4.36 утра, вторая заканчивается за полночь. Полчаса на обед — и снова в путь. За смену успевает сделать пять рейсов.

— Что больше всего нравится в работе? — задумывается Казимирская.  — Да все! И непогода, и пробки… Хотя, конечно, когда спокойно — лучше. Многие мне не верят, но если вернуть все обратно, то пошла бы только за руль. Меня никуда больше не тянет.

Главное для водителя, по мнению Ольги Николаевны, — знать ПДД и не отвлекаться: «Ты в ответе за людей. Совсем другое дело, когда один в своей машине едешь, а тут — сто человек за спиной!»

У Ольги Николаевны, к слову, есть своя машина. Сын — дальнобойщик, колесит по Европе. Муж, покойный, тоже водителем был -на автобусе.

— Говорят, женщины не идут в нашу профессию. Неправда! У нас девчонок много. И, кстати, они парней вытесняют. А когда я начинала, на женщин за рулем троллейбуса смотрели, как на инопланетян, — смеется Казимирская.

Зеленый свет для работы Ольга Николаевна рассказывает о своей работе с таким энтузиазмом, что позавидует любой, кто еще не успел найти себя в жизни. Ей интересно наблюдать за людьми, общаться с пассажирами. «Лечить агрессию лучше добротой — и тогда любого конфликта можно избежать», — считает собеседница.

А с усталостью после длительной концентрации внимания водитель справляется при помощи крепкого сна. Говорит, что старается хорошо отдыхать — тогда и рабочая смена в радость. Еще у Ольги Николаевны есть любимый питомец — йоркширский терьер Филька. Хозяйку он вдохновляет на прогулки. Да и в машине дружок обожает кататься, смотрит в окно всю дорогу.

— Спасибо нашему Президенту, что дал зеленый свет пенсионерам, — улыбается Казимирская. — Человек должен работать, пока есть силы и желание. Мне продлили контракт еще на пять лет, и я довольна.

Ольга Николаевна с грустью отмечает, что культура вождения на дорогах изменилась не в лучшую сторону, мол, раньше спокойнее было, сейчас — сплошная суета. При этом она не забывает раз от разу ненавязчиво повоспитывать молодежь, подсказать, как надо. Например, пропускать пожилых.

Внук у Казимирской пока школьник, но бабуля надеется, что мальчишка пойдет по стопам династии,

— Дело не только в зарплате, а в том, что работа должна приносить пользу. Меня же на остановках люди ждут! А если кто-то опаздывает, то подожду сама. От водителя все-таки многое зависит.

Виктория БОНДАРЧИК