Магия оставленного времени

Толкачев, А. Магия оставленного времени : [беседа с могилевским фотографом А. Толкачевым] / Анатолий Толкачев ; беседовал Анатолий Мельников // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 6 апреля. — С. 12.

Сегодня фотография стала одним из доступнейших видов искусства. Ею занимаются и стар и млад. Ни одна публикация в социальных сетях не обходится без фото, семейные фотоальбомы — в каждой семье. А когда общаешься с молодежью, складывается впечатление, что каждый шаг их фиксируется, чтобы стать достоянием всего мира. Плохо это или хорошо, однозначно не скажешь. Но к мнению настоящего мастера можно прислушаться. За плечами могилевчанина Анатолия Толкачева — уникальный фотоархив фотомастера, остановившего полувековое мгновение времени.

— Как начиналась фотография Анатолия Толкачева?

— В 16 лет я учился в ремесленном училище, получал небольшую стипендию. До этого немного рисовал, а тут решил купить фотоаппарат «Смена». 11 рублей он стоил. Бачок, пленка, реактивы — все было относительно недорого, а попробовать хотелось. Первые шаги делал сам, но очень большое влияние на меня оказал Александр Николаевич Сидлеров. В 60-е годы это был самый квалифицированный и уважаемый фотограф-художник. Очень жаль, что весь его архив утрачен. Там было бы чему поучиться и сегодня. Сидлеров получал высшие награды на всесоюзных выставках. Пейзажи у него были волшебные. Он печатал их почти метровым форматом, а всю свою фототехнику, будучи инженером на автозаводе им. Кирова, «доводил» сам. В Доме культуры автозавода периодически устраивались его выставки, и на них приходило не-мало посетителей. Посмотреть было на что. Один из немногих в Союзе он освоил технику соляризации, изогелия, что на ту пору чуть ли не колдовством считалось: многие пробовали повторить, да мало у кого получалось.

Я решил принести ему свои снимки, которые, как полагал, могут претендовать на художественность. Очень квалифицированно и доброжелательно вера моя в то, что я создал шедевры, была раз-бита. Путь к мастерству далек и долог. В первый же урок я увидел немало деталей, которые не замечать просто нельзя.

Затем я ушел в армию, в воздушно-десантные войска. Оказалось, что все, кто обладает какими-то способностями и ценными навыками, попадают не просто в пехоту, а в другие части, где эти навыки и используются. Мне вручили фотоаппарат и сказали: снимай все, что надо. Особых конкурентов не было, но учиться приходилось. Смотрел фотографии в газетах, выписал журнал «Советское фото». Все вместе это стало неплохим подспорьем. Снимал в воздухе и на земле для стендов, для прессы армейской.

Вернувшись «на гражданку», сразу купил себе аппарат «Зенит ЗМ», как в армии у меня был, и, увлекшись туризмом, начал серьезно снимать в походах.

В то время из творческих объединений в городе известной была любительская киностудия «Луч» при Доме культуры железнодорожников. Меня туда привел приятель Валерий Королев. Сегодня это известный кинооператор, режиссер-документалист, человек уникальный, единственный в истории нашего профессионального кино, попавший туда без специального образования после побед на всесоюзных киноконкурсах. Руководил студией патриарх Могилевского любительского кино Адам Артемович Роговский. Творческий состав был очень сильный, у этих людей было чему поучиться. Чем, кстати, и отлича- ются все творческие объединения. Общение, выставки, доброжелательная критика и, в конечном счете, творческий рост.

— Что можно сказать про фотографию сегодня? Это развлечение, искусство, документа-листика?

— Это магия остановленного времени. Если обернуться к истокам, то вначале фотография была элитарным и очень дорогим искусством, сравнимым с живописью. Доступна она была немногим. Упрощение технологий привело к увеличению числа энтузиастов. Но по-настоящему массовая фотография стала развиваться с 50-х годов прошлого столетия сначала в столицах — Москва, Ленинград, а потом и повсеместно.

— Фотохудожник Анатолий Толкачев особенно известен как мастер пейзажной съемки. Есть тут какие-то тайны?

— Все тайны зарыты неглубоко. Их можно достать даже из компьютера. В открытом доступе немало наглядных уроков фотографии. Лучшие мастера рассказывают о своей работе, как и чем снимают. Сразу шедевр, конечно, сделать невозможно, но школа неплохая. Хотя все-таки лучше, если есть возможность учиться при личном контакте. В любом деле первые шаги лучше делать под руководством учителя.

— Съемка в армии, фотоохота на Могилевщине, Памире, Кавказе, в Карелии, Крыму, Монголии… Запомнились ли какие-то чисто фотографические приключения, истории?

— Случалось и смешное, и не очень. В армии я обрабатывал пленки, снятые заместителем командира дивизии, увлекшимся фотографией. Человек он был крутой, гауптвахта «светила» солдату даже за малейшую неаккуратность в форме одежды. И вот во время проявки его пленки ко мне зашел друг и открыл фотобачок. Пленка засветилась, ничего не исправишь. Количество суток на «губе» представить несложно. В десантных войсках решение надо принимать быстро. Я сочинил легенду про отключенную воду, и про время, ушедшее на бег в соседнюю казарму за водой. Ничего не понимающий в фотографии командир чувствовал, что дело нечисто, но оправдание вы¬глядело правдиво. Наказания не последовало.

Был случай в воздухе, когда снимал скользящих рядом парашютистов, а в это время мне в ку¬пол чуть не влетел гуцул, который боялся, не любил прыгать и вообще слабо ориентировался в воздухе. В последний момент я успел сманеврировать и все обошлось.

С приобретением фоторужья пристрастился к фотоохоте. В городе ловил жанровые сценки, ездил в леса.

Представьте: ранний рассвет, трава в бриллиантах росы, по этой росе с упоением катается рыжая лисица. Зрелище великолепное. И вдруг на нее ястреб сверху пикирует! Вряд ли он ее утащил бы, но она давай отбиваться лапами — а я снимаю. Ястреб улетел, лиса провожает его взглядом и вдруг слышит: клац! — затвор сработал. Поворачивает голову, а тут охотник. Глаза у нее как желтые яблоки стали… Увы, не было тогда видео.

— Есть ли любимые снимки?

— Как правило, это работы, отмеченные на серьезных выставках. Например, серебряная медаль ФИАП за снимок «Утренние новости». Из ТЫСЯЧ работ второе место — и в самом деле успех.

— Фотоклуб «Радуга», гремевший на весь Советский Союз, чем занимается сейчас?

— Мы регулярно проводим творческие встречи и отчеты лучших мастеров как Могилева, так и гостей. Живем по-прежнему в стенах городского Центра культуры. Любую фотоподборку любителей смотрим и разбираем с интересом. Кто-то приходит ненадолго, кто-то остается, но постоянный коллектив есть. Проводим фотопленэры, выходы на групповые съемки, ездим на экскурсии. Затем творческие отчеты, выставки в Выставочном зале на ул. Болдина, в Доме печати, в кинотеатрах «Космос», «Чырвоная Зорка». Сотрудничаем с городской библиотекой, широкие окна которой оказались удобными для фотографии и живописи. Особенно представительную выставку разворачиваем во время празднования Дня го- рода. На ней могилевчане могут пообщаться с авторами, консультацию получить, обсудить свои работы.

В прошлом году была интерес­нейшая встреча с Николаем Желудовичем, собкором БелТА по Могилевской области в 60-е-70-е. Он уже в возрасте, но рассказчик изумительный, оптимист, мастер, показавший много интересного. Встреча с Ольгой Мамаджановой доставила немало удовольствия от шикарных снимков снежного Урала. В общем, задачу свою фо­токлуб выполняет: общение, объ­единение всех, кому интересно фотоискусство и фотография.

— Можно ли обозначить грань между любительским и худо­жественным фото?

— Грань зыбкая. Как по земле границу не проведешь. Любители могут попробовать силы в раз­личных конкурсах. Существуют серьезные организации фотографов, которые из огромного количества снимков с помощью признанных мастеров отбирают достойные работы для участия в международных выставках и кон-курсах. Снимки можно посылать по электронной почте, рассматриваются они анонимно… Впрочем, бывает, что желание получить известность у начинающих слишком велико и вводит в искушение представить чужой снимок как свой. Даже в Беларуси был случай, когда приз — зеркальный фотоаппарат — получил товарищ автора.

— То есть участие в конкурсе означает, что мой снимок высоко оценил не только я сам?

— Можно сказать и так. Как правило, в каждом международном конкурсе принимает участие несколько сотен авторов, представляющих до пяти тысяч работ. Раньше, когда Беларусь на Западе относили к развивающимся странам, мы участвовали бесплатно. Сегодня большинство вы-ставок и конкурсов платные.

— Может ли фотограф-любитель стать фотохудожником?

— Думаю, да. Учиться снимать, учиться видеть, участвовать в выставках. До эры Интернета черно-белые отпечатки отсылались по почте. Потом пришла цветная фотография, а за ней и цифровая. Ужесточились и требования. Выставок проводятся сотни, обо всех можно прочесть на сайте ФИАП, но стать генералом одной победы, посылая одну и ту же работу, не получится. Участвовать необходимо разными работами. Любой начинающий, кстати, увлекается порой не на шутку. Познакомившись на сайте с работами мастеров, человек и сам хочет сделать нечто подобное. Появляется творческий порыв, а благородное влияние красоты, искусства никто еще не оспаривал. Пробуя дома работать с фотошопом, взрослые и себе и детям показывают, что компьютер — уникальный инструмент, а не игрушка для стрелялок.