Льдова, Е. Возрадуйся и вознесись, душа! : [концерт В. Спивакова «Час Баха» открыл Год культуры в Могилеве] / Екатерина Льдова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 24 февраля. — С. 10.
Концерт Владимира Спивакова под названием «Час Баха» открыл Год культуры в Могилеве. Выбор музыкальной темы не случаен. «Бах актуален всегда, — убежден маэстро. — Он создает удивительную атмосферу, очень важную для человеческого бытия, он создает гармонию души».
Полное собрание сочинений гениального немца — это 45 томов партитур и около 170 часов беспрерывного звучания — почти семь суток! Прошедший концерт — всего один час. «Час Баха» предложил слушателям взглянуть иначе на музыку композитора. Этот Бах не потряс мощью и размахом органных фантазий. Программа дала возможность ощутить в творениях великого немца трогательное смирение, возвышенное и чистое религиозное чувство, радость земного бытия и мудрость в принятии смерти.
Для того чтобы перевернуть привычный мир, Владимиру Спивакову достаточно было одного часа. И достойных партнеров на сцене. В исполнении солистов Национального филармонического оркестра России Тимура Пирвердиева (скрипка), Дмитрия Прокофьева (виолончель), Зои Аболиц (клавесин) звучали малознакомые сочинения для малых, камерных коллективов.
Концертный зал Дворца культуры области редко становится местом проведения камерных вечеров — его внушительная сценическая аудитория предназначена для масштабных программ. И тем сильнее впечатлило звучание ансамбля, которому, несмотря на камерность состава, удавалось заполнить своим удивительно объемным звуком все пространство зала.
Две скрипки, виолончель, клавесин и арии на немецком. Именно так исполнялись кантаты и мессы Иоганна Себастьяна Баха в XVIII веке. Владимир Спиваков постарался создать максимально аутентичный «Час Баха». Шестьдесят минут пронзительной молитвенной музыки великого композитора. Арии на немецком языке звучали в исполнении сопрано солистки Московского театра «Новая опера» Анастасии Белуковой.
Организаторы концерта, конечно, понимали, что основная часть публики пойдет «на Спивакова», руководствуясь стремлением услышать его игру, его скрипку. И расчет на зрительский интерес оправдался сполна. Но внушительное пространство зала позволило по достоинству оценить замысел Спивакова, создавшего концерт-притчу о хрупкости и неповторимости нашего мира. Все людские помыслы и страдания вместила бессмертная музыка Иоганна Баха, играя которую ансамбль солистов обращался и к слушателям, и к небесам, наполняя баховские партитуры то житейской мудростью, то искренней молитвой. Перед слушателями рождалась неповторимая звуковая атмосфера, в которой была важна каждая нота, каждая интонация и фраза.
Всего за один час, «Час Баха», маэстро Владимир Спиваков и солисты его оркестра создали целую Вселенную, отражающую бездонную глубину наследия великого композитора и заставляющую задуматься о величии нашего мира.
ЗА КУЛИСАМИ
После концерта нам удалось лично пообщаться с Владимиром Спиваковым. И это был совершенно другой Спиваков — такой же искренний, как на сцене, но не такой строгий и собранный, а удивительно добрый, даже трогательный. Несмотря на свой недосягаемый статус, талант, ум, огромный жизненный опыт и дружбу с величайшими людьми современности, мы не почувствовали в нем «звездности» — он выше этого. Даже в жизни Владимир Теодорович не фальшивит
— Вы не первый раз в Могилеве, не разоча ровала ли публика?
— Нет, абсолютно. Зал аплодировал стоя еще до начала концерта — принимали очень сердеч но! Вообще в Беларуси исключительная публика, накануне тепло встречали в Минске в оперном театре. У меня здесь много друзей. И с вашей страной связаны большие планы. Мой фестиваль, который проходит много лет, — детский фестиваль, куда приезжают дети из 40 стран, 70 регионов России и обязательно из Беларуси. В этом году тоже так будет. А с этим концертом божественной музыки как службу отслужили.
— А как Вам показалось, мо-гилевчане поняли язык Баха? Ведь коллектив исполнял не самые популярные произведения.
— Конечно, поняли. Почему-то некоторым свойственно думать, что люди у нас чего-то не понимают. А когда все на высшем уровне, все идет от сердца к сердцу, не остается человека, который может остаться равнодушным.
— В одном интервью Вы сказали, что, когда скверно на душе, играете Баха. Сегодня этому композитору была посвящена целая программа. Сегодня Вас что-то сильно тревожит?
— Все мы ощущаем на себе непростую ситуацию и в мире, и в каждой отдельной стране, и у человека на душе тоже тяжело. Нарушена гармоничная связь с миром. Поэтому я играл Баха, чтобы восстановить внутреннюю гармонию человека и окружающего мира. И ничто так не способствует объединению души и жизни как музыка Баха.’
— Вашим концертом открылся Год культуры. Чувствуете ли Вы противостояние популярной культуры и искусства?
— Я чувствую, что извините, «попса» всем надоела. Невозможно же бесконечно есть одну и ту же пищу. А они поют одни и те же песни, очень много пошлости льется с экранов (у вас меньше, конечно, а у нас просто потоком). Люди соскучились по чистому искусству. Я побывал в вашем музее в Минске — изумительный! Даже сфотографировал скульптуру Рахманинова и, с разрешения директора музея, возможно, опубликую ее на своей пластинке (показывает изображение на смартфоне — прим авт.) Конечно, у каждого свой вкус, свои понятия о прекрасном. Но так хочется, чтобы по Чехову, в человеке было прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…