Ларина, Т. Акварельная элегия Федора Киселева / Татьяна Ларина // Веснiк Магiлёва. — 2008. — 10 октября. — С. 5.
Начало этой истории звучит, словно сказка: когда-то под крышей простого деревенского домика на Климовщине жили три брата. Все трое любили рисовать. И для каждого очень важно было, как оценит работу отец. Он рассуждал мудро: «Главное в картине — искренность чувств, когда она есть, любая работа прекрасна». Один из братьев, Федор, запомнил слова отца на всю жизнь. Через много лет он написал свою родную деревню, Иванову Слободу, вложив в эту работу всю свою любовь и воспоминания.
В детстве Иванова Слобода казалась Федору Стефановичу самым сказочным, самым поэтичным местом на земле. Отец любил читать детям сказки Пушкина, и мальчики были уверены, что строки «там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит» написаны про тот самый лес, который окружает их родную деревушку.
— Весь наш быт проходил в преклонении перед искусством, — вспоминает художник. — Стены в доме были оклеены репродукциями. Это был своеобразный деревенский музей. Пейзажи Левитана, Венецианова, Шишкина…
В детстве и юности многие новички, начиная рисовать, пытаются копировать работы известных мастеров. Но Федор Киселев не из их числа. С самого начала он стремился писать по-своему, запечатлевать свой собственный взгляд на мир. Жизненная дорога привела его в Витебский педагогический институт. Здесь, на знаменитом худграфе, начинающий художник сделал первые серьезные шаги в творчестве. В союзницы будущий мастер выбрал акварель, самую капризную и самую непредсказуемую краску. Акварель непослушна, она растекается в неумелых руках, своенравно задавая рисунку собственный тон. И только настоящий мастер может совладать с нею, работая быстро и уверенно, точно зная, из какого сочетания красок возникают неповторимые, завораживающие оттенки цветовой гаммы.
— Акварельная живопись сродни поэзии. И картина, и поэтическая строка начинаются с чистого листа, — продолжает Федор Киселев. — Удивительно, что с годами, чем старше становишься, к поэзии возвращаешься все более основательно. И в моменты, когда начинается творческий кризис, перечитываешь творения белорусских и русских классиков, и стыдно становится своей слабости. Стихи — великий пример творчества, в них сконцентрированы сила и творческий полет.
Во всем многообразии классики и современной поэзии Федор Киселев отдает предпочтение творчеству Пушкина. Неслучайно одна из лучших работ Киселева — «Аллея Керн».
Эта картина рождалась на исходе лета, когда грустно расставаться с чарующим многоголосием, в котором есть все, — пение птиц, шелест трав, легкое дуновение ветра. С каждым днем все тише голоса, все прозрачнее воздух… И душа невольно наполняется грустью при взгляде на удаляющуюся одинокую женскую фигурку. Она уходит все дальше и дальше, словно воспоминание о том, что уже никогда не вернуть.
Отголоски и образы прошлого влекут и манят мастера. В творческой мастерской Федора Киселева немало работ, посвященных историческим памятникам Беларуси. Картина «Несвижская легенда» была написана несколько лет назад. В старом замке, где в ту пору был расположен санаторий, художник отдыхал и работал. Здесь он и услышал романтическую легенду о молодой королеве, отравленной вскоре после свадьбы, о том, что светлыми лунными ночами она появляется в окрестностях замка, обходя былые владения.
Таинственные замки, монастыри, деревянные церквушки… Кажется, что картины Федора Киселева существовали задолго до того, как были написаны. Они — как сон, сбывшийся наяву. Ты здесь не был, но всегда знал, что эти места существуют.
Мастеру нравится рисовать лирические образы родного края. Они насыщены эпическим звучанием и очаровывают мягким колоритом, оставляя простор для раздумий и воспоминаний. У художника практически нет темных работ. Он играет светом, стремясь подчеркнуть прозрачные контуры природы…
Характер Федора Киселева сродни стилю его живописи — светлый, легкий. Недавно художник подарил Горецкой картинной галерее 25 своих лучших работ. Экспозицию назвали «Акварельная элегия».
— Рано или поздно для каждого из нас наступает осень, и весна уже не придет, — грустно улыбается художник. — Но она придет для других! И они, может быть, вспомнят о нас. Для меня это важно. А для вас?