Георгий Конисский: пример, к которому стоит стремиться / записала Мария Хлыстова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 16 августа. — С. 6.
Несколько лет назад могилевское телевидение снимало небольшой фильм о Георгии Конисском. На Архиерейском валу около его дома поставили камеру и спрашивали у прохожих, знают ли они о Георгии Конисском. Большинство могилевчан фактически ничего не слышали о величайшем деятеле наших земель…
В преддверии великого юбилея — 300-летия со дня рождения Георгия Конисского, которое будет отмечаться осенью следующего года, — о просветителе необыкновенного масштаба, энциклопедисте в широком смысле этого слова рассказал кандидат филологических наук, директор Духовнопросветительского центра им. Георгия Конисского Сергей Сомов.
Просветитель и защитник
Георгий Конисский был человеком необыкновенно высокообразованным как для своего времени, так и для нашего. Владел и пользовался восемью языками, был выпускником, а позже преподавателем и ректором Киево-Могилянской академии, профессором авторитетных кафедр академии — поэтики, философии и богословия. Являлся автором трудов по этим научным направлениям. Позже в течение сорока лет возглавлял Могилевско-Белорусскую епархию.
В период окатоличивания и ополячивания на белорусских землях постепенно закрывались православные епархии, и к началу XVIII века епархия в Могилеве осталась последней белорусской православной епархией. Соответственно Могилевской епископ был епископом всей Беларуси и имел статус епископа Могилевского и Белорусского.
Фактически в течение всей 2-й половины XVIII века, с 1755 по 1795 год, Георгий Конисский духовно окормлял, воспитывал, проповедовал на всей Беларуси. Он постоянно выезжал в другие города, выступал там с проповедями. Активно занимался просвещением: создал в Могилеве архиерейскую типографию. По образцу Киево-Могилянской академии основал Могилевскую семинарию, из стен которой выходили не только церковные деятели и образованные священники, но и учителя для белорусских школ.
Главным делом Конисского в самом начале служения стало не только просвещение, но и защита православных белорусов от притеснений. Прежде всего борьба за свободу совести, за то, чтобы в Речи Посполитой не католикам, не только православным, но и протестантам жилось свободней. Чтобы их не загоняли в католицизм, униатство, а дали возможность свободно исповедовать свою веру, и соответственно свой язык, культуру, историческую национальную память.
Епископ Георгий надеялся на помощь со стороны единоверной Российской империи. Он неоднократно встречался с Екатериной II в Москве и Петербурге, принимал русскую императрицу и в Могилеве, где состоялась ее неофициальная встреча с австрийским императором Иосифом. Вместе с двумя монархами Георгий закладывал камень в основание будущего исторического памятника, одного из самых красивых храмов нашего города — Иосифовско- го собора, который, к сожалению, был разрушен. Частично сохранившиеся иконы из собора сейчас представлены в областном музее.
Последний из всех
Георгию Конисскому приходилось осуществлять политические международные миссии. На несколько лет он выезжал в Варшаву, выступал на сеймах. Когда он произносил речь на латинском языке перед польским королем Станиславом Понятовским, в которой защищал свободу совести православных людей, король был настолько потрясен умом и дипломатической смелостью гостя, что сразу же спросил: «Скажите, а много ли столь умных людей, как вы, в России?»
Конисский ответил: «Я самый последний из всех», — имея в виду, что все другие умнее его. Настолько это был человек глубоко христианской жизни и смирения.
Георгий Конисский фактически явился ходатаем за всю Западную Русь, и результатом миссии стало принятие Польским сеймом трактата о правах диссидентов в Польше.
Епископу Георгию со всей территории Беларуси, а также с украинских земель и из России присылали письма и исторические документы, подтверждающие права православного народа Беларуси и Украины на храмы, земли, монастыри, свободное исповедание своей веры. Стараясь юридически доказать права православных, Конисский собрал большой архив древних грамот и документов, который в XIX веке лег в основу многих исторических исследований, прежде всего православной истории Беларуси. Он составил и издал ряд юридических справочников, собрав все постановления сеймов, решения литовских и польских магнатов и королей за 400 лет, подтверждающие права православных.
Когда Георгий Конисский скончался, то был похоронен в Могилеве в Спасском соборе, который он воздвиг над Днепром по проекту известного архитектора того времени Яна Кшыштофа Глаубица. Слава Конисского росла и умножалась в течение XIX столетия. Его почитали не просто как великого борца за православную веру, но и как великого просветителя белорусских земель.
Великий оратор
Конисский издал много книг. В рукописях сохранились его великолепные проповеди и речи. В конце XIX века они составили отдельную книгу, вышедшую в свет в Могилеве. Сейчас это очень редкая книга, но некоторые экземпляры доступны в старинных библиотеках.
В XIX веке Конисского также почитали как одного из великих ораторов Европы предшествующего столетия. Его называли русским Массильном или русским Боссюэтом, сравнивая с известнейшими ораторами Франции века Просвещения.
Не случайно, когда в 1836 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Георгия Конисского, составленное в Могилеве Иоанном Григоровичем, одним из первых, кто откликнулся на выход этой книги, был Александр Сергеевич Пушкин. Поэт опубликовал обширную рецензию на это собрание сочинений, оценив Георгия Конисского и как поэта. Он опубликовал там же одну из наиболее понравившихся ему элегий «Серпа ожидают созрелые класы».
Но больше всего потрясли Пушкина философские дневники Конисского, часть из которых была опубликована в этом двухтомнике. Александр Сергеевич процитировал в этой статье несколько страниц выдержек из них, говорящих о высоком духовном предназначении человека на земле. Конисского великий поэт назвал «одним из самых достопамятных мужей минувшего (XVIII) столетия».
Последние годы жизни Пушкин обратился к вере, к православной культуре. В 1830-е годы им созданы шедевры русской религиозной лирики. Именно поэтому поэт такой высокий интерес имел к трудам святых отцов, в том числе и к трудам святителя Георгия.
Вклад в культуру
Слава Георгия Конисского в XIX веке продолжала расти. В 1862 году в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России» со скульптурами 128 исторических личностей, которые за всю историю Руси, начиная с древнего Киева, привнесли в культуру самый большой вклад. Из всех, кто когда-либо жил и трудился на Могилевщине, в этом памятнике представлен только один человек — Георгий Конисский. Его фигура там изображена в ряду просветителей славянских земель, рядом с Дмитрием Ростовским, Тихоном Задонским и Феофаном Прокоповичем.
В XX веке сильно изменилась духовная и идеологическая ситуация на наших землях. В советские времена, когда с верой в Христа Спасителя боролись, когда память великих духовных просветителей подверглась забвению, труды славянских святых отцов не печатались, не велись исследования. Поэтому за весь XX век не было издано ни одного сочинения Георгия Конисского.
До сих пор на русский язык не переведены его «Поэтика» и «Философия» — огромные труды более тысячи страниц рукописного текста. Не издана его обширнейшая переписка, рапорты и донесения в синод и правительство России, хранящиеся в историческом архиве в Петербурге. В этой переписке — в деталях вся история наших земель и прежде всего Могилевщины второй половины XVIII века. Это все еще по-настоящему не известно науке и широкому читателю.
В советские годы исследованием творчества Георгия Конисского занимался только один человек — сотрудница института философии в Киеве Мария Кашуба. В 70-е годы она издала небольшую книгу о философских взглядах Конисского. В конце XX века, фактически уже в наше время, была опубликована книга о святителе Георгии белорусского протоиерея Михаила Буглакова. Это и все, что мы имеем на сегодняшний день…
Будущий год пройдет под знаком 300-летия Георгия Конисского — самого великого деятеля в истории Могилевщины, одного из величайших деятелей культуры нашей страны. Святитель Георгий — пример для нынешних людей в культурном, интеллектуальном и духовном отношении. Пример, к которому стоит стремиться.