Максимов, Е. Настроение к празднику : [спектакль Могилевского областного драмтеатра «Мужчина к празднику»] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 6 января. — С. 10.
В Могилевском областном драматическом театре с неизменным аншлагом идет спектакль «Мужчина к празднику», поставленный по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Белорусский драматург категорически не приемлет перемены названия, но режиссер Владимир Петрович сумел обойти этот опасный риф.
Мы приглашаем вас в рождественское путешествие за Верой, Надеждой и Любовью. Ведь не зря кто-то определяет искусство как служение красоте, а кто-то – как рецепт спасения от унылой действительности.
Зрителю тепло и уютно в театральных декорациях, воссоздающих старомодную квартиру, в которой старятся две женщины. Полумрак и свечи…
Мать Софья Ивановна грустит: она тяжело болеет и боится умирать из-за дочери Танечки. Лучшая из дочерей останется одна, без мужа, без детей, без близкого человека… И героини спасаются Диккенсом… Звучит счастливый рождественский текст: «Они вошли в столовую рука об руку и уселись рядом. Никогда ещё с тех пор как существует мир, не было такого обеда…»
Все стабильно годами в этом маленьком мирке. И вдруг…раздается громкий стук в дверь! Оказывается, иногда он бывает не грозный и безжалостный, как у Бетховена, а смешной и парадоксальный! Торжественный пафос меняется на юмористический! И вот со свечами в руках Таня и заблудившийся Игорь «ковыляют»к Софье Ивановне и удивительно напоминают сцену венчания: невеста слева, жених справа… Но в это предчувствие так трудно поверить: Игорь – богатый человек, имеющий дачу с апельсинами в Испании, избалованный ни к чему не обязывающими романами с «котиками, зайчиками, птичками, мышками, ёжиками колючими»… Таня в исполнении прекрасной актрисы Галины Лобанок – классическая старая дева, всю себя отдавшая служению мамочке… И он захочет вернуться? Почему? Потому что каждый из нас ищет теплоты, нежности и любви: хочет, чтобы его покормили полезными сырниками, овсяной кашей или винегретом, выслушали сон, заботились бы и тревожились, попросили «береги себя», поговорили по душам, выслушали с интересом и пониманием. И если ты нашел такой очаг на земле, где радуются твоему приходу, где светит абажур и накрыт стол, – это и есть твой рай обетованный! И рядом с любимой женщиной ты неизбежно вспомнишь свою маму: «Не ел геркулеса лет пятьдесят! В детстве мама заставляла. И говорила: «Ешь геркулес, Гарик, богатырем вырастешь!»
Со времен Диккенса ищут люди в морозы человека, рядом с которым можно согреться и отогреть душу… Поэтому символично смотрятся на заднем плане сцены с романтичными влюбленными, одетыми по моде тех времен… «Мир вообще меняется медленно. Те же чувства, те же радости, что и сто, и двести, и тысячу лет назад».
Маму Тани Софью, по-детски непосредственную, играет заслуженная артистка Зоя Бурцева. И это делает спектакль особенно пронзительным и прадивым.ьСофья значит «мудрость». Веришь необыкновенной жизнестойкости и жизнелюбию мамы Тани, на протяжении действия откладывающей срок прощания с земным миром: «Я чувствую, что умру», «Осталась неделя, другая и всё», «У меня предчувствие, что жить мне осталось месяц, другой»…
Я стала невольным свидетелем того, как долго потом восстанавливается актриса после спектакля. Но какая честная игра! И как Зоя Николаевна «зажигает» на поклонах! Это тоже чудо преодоления и преображения.
Не вымерли еще на земле люди, обходящиеся без матов, не сталкивающиеся с алкоголем, читающие книги, умеющие наслаждаться красотой искусства. И эти неповторимые интонации Зои Николаевны: «Подай мне, пожалуйста, розы! Какой аромат! Чувствую себя молодой и счастливой!», «Я и не предполагала, что на закате моих дней жизнь преподнесет мне такой желанный подарок!»
Если у Вас до сих пор нет рождественского настроения, посмотрите спектакль «Мужчина к празднику» и поверьте: «Для вас ещё счастье очень и очень возможно!» Самое главное – живите в любви! «А где любовь, там всегда много событий, бурь, радостей, волнений». Только любовью движется жизнь. И верьте, что мечта сбудется!