Казаков, И. Волшебный замок Игоря Казакова : [беседа с главным режиссером Могилевского театра кукол И. Казаковым] / И. Казаков; беседовал Е. Булова // Могилевские ведомости. — 2012. — 12 июля. — С. 3.
В этом году, между прочим, исполнилось 35 лет со дня первой постановки в Могилевском областном театре кукол. В далеком 1977-м зрители неистово аплодировали рыжему Тигренку Петрику, появившемуся на сцене в одноименном спектакле по пьесе Г. Янушевской и Я. Вильковского.
С тех пор много воды утекло… Сегодня эмоциями в зрительном зале Могилевского театра кукол в основном управляет молодой творчески активный главный режиссер Игорь Казаков, который в своей работе… Нет, пусть об этом он сам и расскажет: во-первых, нет ничего дороже информации из первых уст, во-вторых, наш сегодняшний гость «МВ» к тому же еще и незаурядный артист. Как говорится, ему и карты в руки.
— Сейчас у нас заканчивается первый полноценный сезон в новом театре (не так давно завершилась его реставрация — авт.). Вначале мы осваивались, привыкали, выжимали все, что могли, в техническом и творческом отношении. Теперь вот расширяем труппу, набираем новых молодых артистов. Они заканчивают минские вузы и приезжают к нам работать.
— Делаете ставку на молодежь?
— Любой театр, как известно, строится на трех поколениях: крепкие ветераны, средняки и молодая кровь. С молодежью достаточно долгий период времени был дефицит, но сейчас, похоже, новые театральные стены вызывают доверие и уважение.
— Молодежи, наверное, полезно бы еще раз напомнить о тех, кто создавал авторитет театру.
— Да, это замечательные мастера, гордость нашего театра, этакие настоящие матерые кукольники — Галина Борисова, Наталья Бочкарева, Николай Стешиц, Наталья Суворова, Татьяна Зеликова…
— Слово «кукольник» звучит как-то непривычно, вроде как жаргон из прошлого…
— Это потому, что профессия становится редкой. Есть такой замечательный художник Александр Вахрамеев, который у нас много спектаклей поставил, так вот он, если хотите, запатентовал слово «кукольщик» — вроде как актер и в то же время как шахтер, угольщик. Емкое слово, во многом отражающее суть нашей профессии, в которую мы стараемся вовлечь молодежь.
— Но все-таки существует устойчивое мнение, что выпускники столичных вузов с большой неохотой едут в провинцию.
— Вы знаете, понятия «театр» и «провинция» — вещи несовместимые. Совершенно не важно, где театр находится, главное — как он работает, какие возникают творческие идеи. В том году мы запустили проект «Другая сцена», где у нас такая своеобразная кухня, лаборатория, там пробуют себя интересующие нас студенты.
— Скажите, пожалуйста, а ваши актеры капризные?
— Конечно. Актер — это же личность… Но главное, чтобы этот каприз работал на сцене. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы наша труппа была коллекцией самородков.
— Новые актеры — это всегда интересно, и уж тем более — новые спектакли. Кстати, ваша постановка «Дзівосныя авантуры паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» — очень любопытное, увлекательное зрелище.
— Премьера была в конце позапрошлого месяца. Прошла премьера этого спектакля и в Люблине. А вообще, репертуарный вопрос — наиглавнейший, со следующего года у нас начнут появляться спектакли для зрителей всех возрастов.
— Тогда, может быть, попытаетесь нарисовать портрет именно вашего зрителя? Как он выглядит?
— Считаю, что, как и любви, театру должны быть все возрасты покорны. Вот поэтому теперь мы все активно работаем над тем, чтобы как можно больше расширить нашу зрительскую аудиторию. Говорил и продолжаю говорить: мы ломаем стереотип, представляющий театр кукол как нечто, связанное с «Калыханкай». Нет! Наш театр — это огромное многообразие форм, выразительных средств, это мировой контекст театра кукол, огромная история, богатейшая палитра… Мне очень интересно работать на молодежь, на студенчество, говорить о современности для тех людей, которые стоят напротив нас на остановке (рядом с театром находится остановка общественного транспорта — авт.). Мне интересно переплетение жанров, интересен театр предмета, театр анимации, видео, флэш… Мой театр — это тот, который вбирает все творческие формы под куполом театра кукол. Хотелось бы, чтобы приходили все. Поэтому детский спектакль будем делать обязательно! Подростковая тематика — обязательно, спектакль для взрослых — обязательно!
— Не скрою, мне очень импонирует тембр вашего голоса, манера говорить, чувствуется даже какая-то магия. Наверное, актер Игорь Казаков — это не просто совпадение с известной фамилией…
— Сейчас такой момент, чтобы, дай Бог, получилось что-то одно. Тяжело быть играющим тренером. Хотя режиссура — это такая профессия, где мне удается реализовывать и все свои несыгранные роли.
— Чья работа на этом поприще является для вас эталоном?
— Мне всегда нравился Андрей Тарковский, именно его фильмы. Кустурица, Феллини… Но очень большое значение имеет и сама личность режиссера, мне важен, интересен тот путь, который выбирает художник. Поэтому с огромным интересом слежу за Вернером Херцогом и пытаюсь идти его путем — борьба с отсутствием времени, с отсутствием бюджета, борьба с обстоятельствами. Это как на берегу моря лепить замок, который то и дело смывает водой. Он исчезает, а ты все начинаешь заново — лепишь, лепишь, лепишь…
— У вас такая завидная целеустремленность. Где силы черпаете?
— Наверное, помогает спорт. Люблю единоборства, в свое время занимался греко-римской борьбой. Вдохновляют на творчество работы коллег, кино, музыка, изобразительное искусство, литература, природа… Сама жизнь вдохновляет. Но больше всего меня волнует человек, его душа. Мне кажется, мой театр — про жизнь, про всех нас, людей.