Из истории создания театральных шедевров

   Андреенко, В. Из истории создания театральных шедевров : [беседа с директором Могилевского областного театра кукол В. Андреенко] / Владимир Андреенко ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 6 декабря. — С. 5.

Театры бывают разные: оперы, драмы и музкомедий, балета и пантомимы. Чуть особняком стоит театр кукол — за то, что объединяет в себе все перечисленные выше жанры. Хотя в представлении большинства его зрителей «это любому возрасту доступное и понятное искусство».

— Это только на первый взгляд все просто, — не соглашается с высказыванием директор Могилевского областного театра кукол Владимир Андреенко. -При более пристальном рассмотрении вы увидите, что театр кукол — одно из самых сложных направлений и в плане подготовки, и в реализации.

— А в чем особенность создания спектаклей в театре кукол?

— Принципиально иная методика воплощения, хотя, например, в нашем театре начинается все традиционно — с утвердительного решения худсовета, возглавляет который директор. В него же входят главный режиссер, отвечающий за творческую составляющую, и главный художник — заведующий постановочной частью реализуемых проектов. А дальше подготовка спектакля условно разделяется на два параллельно проходящих процесса: режиссер подбирает актеров и проводит с ними читки, а в это время девять художников и наши мастерские занимаются созданием кукол, костюмов для них и актеров и декораций. Удивляться такому количеству специалистов не стоит, потому что существует множество разновидностей театральных кукол. Например, система тростевой заключается в том, что актер держит ее на вытянутой руке, а с помощью трости управляет ею. Особенность планшетных кукол, которых актеры водят по полу, в том, что бывают разных размеров — от крохотных до гигантов. Самый сложный механизм у марионеток: множество ниточек и ни единой возможности их перепутать, иначе она перестанет подчиняться. Создавая кукол, мастера работают с деревом, с пенопластом, гипсом. И все это должно работать, как механизм часов — точно и без сбоев. При этом главная задача при создании персонажей для представлений — легкость и максимальная схожесть с оригиналом. И это только требования к куклам.

— А к актерам театра кукол тоже предъявляются особые требования?

— Актер театра кукол — не, ддрсто актер, а многостаночник. Театр сейчас испытывает кадровый голод этой специальности: по штату должно быть 19, но работает в настоящее время всего 11 человек. Поэтому вынуждены искать соискателей среди актеров театра и кино. Но далеко не все из Желающих попробовать себя на нашей сцене с легкостью справляются с поставленной задачей. Часто великолепные драматические актеры, опытные герои-любовники не могут передать эмоции зрителю через куклу — оказывается, не так это просто. К тому же у кукольников физическая нагрузка гораздо выше, чем, например, у артистов драматических театров, поэтому их по статусу приравнивают к танцорам балета.

— А в чем заключается нагрузка?

— А вы попробуйте хотя бы минут десять подержать на вытянутой руке куклу. При стандартной ширме высотой 1,7 метра артистам невысокого роста приходится обувать специальные скамеечки — котурны или туфли на платформе. А если артист высокий, вынужден приседать. Есть ширмы высотой 60 сантиметров — там артисты играют спектакль лежа. В ростовых трехметровых куклах, к примеру, сложно дышать, да и вес их не каждый выдержит.

— То есть, вы хотите сказать, что успех Могилевского театра кукол обеспечивают талантливые актеры и отлично изготовленные куклы?

— И они в том числе. Но только этих составляющих мало. Для того чтобы была хорошая посещаемость, театру кукол необходимо быть интересным и детям, и их родителям. А это отдельное направление работы. Для этого в штате есть целый административный отдел, специалисты которого налаживают связи с детскими садами и школами, с организациями и предприятиями. Всеми возможными способами рассказываем о своих проектах и приглашаем на спектакли. Благодаря такой ежедневной работе на сегодня имеем хорошие экономические результаты.

— А можно подробнее?

— За 9 месяцев 2016 года труппой показано 410 спектаклей при плане 392. Посетили за этот же период наши постановки 38,2 тысячи зрителей, что на 8% больше аналогичного периода прошлого года. Доходы театра за осуществление культурной деятельности за три квартала при плане 13 241 рубль составили 13 405 рублей. Средняя заполняемость зала превысила 82%, а это один из лучших показателей в республике.

— Но чтобы удержать интерес публики, нужно не только зазывать грамотно и регулярно, но и постоянно чем-то удивлять своего нового и постоянного зрителя?

— Безусловно. Именно с этой целью театр кукол сегодня работает для зрителя всех возрастов. На малой сцене реализуем проекты для самых маленьких — от двух до четырех лет. С учетом возрастных особенностей готовятся спектакли для зрителей постарше. И совсем новый проект — постановки исключительно для взрослой аудитории, которые становятся театральным событием не только для Могилева, но и для всей страны. Огромная заслуга в этом главного режиссера театра — Игоря Казакова. Он обладает редкой интуицией мастера, которая помогает отбирать материал интересный и зрителю, и театральному критику, и, что очень важно для нас, коллегам и не только в нашей стране. В активе театра громкие победы на различных международных и республиканских конкурсах, дипломы, грамоты, призы. Спектакли театра приглашают на гастроли в города ближнего и дальнего зарубежья. Только за последние несколько лет представляли свои работы в Голландии и Германии, в Польше и России. Спектакль «Гамлет» Игоря Казакова был признан лучшим на Международном театральном форуме «M.art. контакт», эта же постановка заняла третье место на фестивале молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, который проходил в Минске в 2015 году.

В текущем году впервые номинированы на IV Национальную театральную премию сразу два спектакля Могилевского театра кукол — «Самый маленький самолет на свете» и «На дне». И оба удостоены наград. Режиссер постановок — Игорь Казаков. Кстати, за все время существования Национальной театральной премии наш театр никогда не оставался без поощрений.

— А чем будете удивлять уже в самой ближайшей перспективе своего зрителя?

— Готов к премьерному показу спектакль для взрослой аудитории «Синяя-синяя» по рассказу Владимира Короткевича. Для самых маленьких работаем над постановкой-триптихом по мотивам белорусских народных сказок на «матчынай мове». В рамках традиционного новогоднего представления покажем музыкальную сказку «Золушка». Кстати, билеты уже почти раскуплены.

Спектакль «Гамлет» приглашен на фестиваль «Балтийский дом» в Санкт-Петербург, который пройдет в начале 2017 года. В стадии обсуждения проекты в рамках образовательной программы. Она предусматривает обучающего характера тематические спектакли, например, на тему пожарной безопасности или экологического всеобуча. Рассчитан на целевую аудиторию — на школьников и студентов.

В мае Могилевский театр кукол отметит свое 40-летие. Сейчас думаем, как будем праздновать эту значимую дату в истории учреждения и коллектива.

— Несмотря на то, что в репертуаре театра есть спектакли для взрослых, главный ваш зритель — ребенок. А может он обратиться с просьбой поставить спектакль с участием его любимых сказочных героев?

— В фойе спектакля всегда доступна для посетителей книга отзывов. В ней можно сделать любую запись, в том числе о своих предпочтениях. Она обязательно будет рассмотрена. Для этих же целей в штате театра есть педагог-воспитатель, который собирает все отзывы и пожелания публики и передает в администрацию театра. Информацию обрабатываем и учитываем при формировании репертуара следующего сезона. Но пока таких просьб не было.

— Посещение любого театра — не предмет первой необходимости. Тем не менее сегодня зритель идет на постановки театра кукол, благодаря чему есть и доходы, и новые проекты. Вы себе это как объясняете?

— Во-первых, благодаря профессионализму режиссеров и актеров сегодня театр кукол в состоянии представить практически любое литературное произведение в таком виде, в каком его не преподнесет ни драма, ни опера, ни балет. То есть мы привлекаем новизной, чего так не хватает искушенному спецэффектами зрителю. Язык театра кукол одновременно прост и многозначителен, он ненавязчиво наводит на размышления, вызывает желание обсудить, высказаться на заданную тему.

Во-вторых, театр предлагает продукт одинаково интересный и детям, и взрослым, то есть культпоход на спектакль — объединяющее семью мероприятие. По дороге домой — обмен мнениями, общение. Все это хорошая альтернатива телевизору и Интернету, благодаря которым наши дети, если не принимать меры, совсем скоро перестанут разговаривать, в том числе с нами.

— Благодарю за беседу.

Важный факт

27 ноября в Минске на церемонии закрытия прошедшей театральной недели озвучены итоги IV Национальной театральной премии. Претендовал на победу в различных номинациях 21 спектакль — работы театров со всей Беларуси. Спектакли и актеры могилевских театров кукол и драмы в списке лауреатов.

Так, спектакль Игоря Казакова «Самый маленький самолет на свете» победил в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества». Исполнительница главной роли этой постановки — ведущий мастер сцены Могилевского областного театра кукол Татьяна Денисенко — признана победительницей в номинации «Лучшая женская роль в спектакле для детей и юношества». Ведущий мастер сцены театра кукол Николай Стешиц — лауреат номинации «Лучшая мужская роль в спектакле театра кукол».

Исполнитель главной роли в спектакле «Крейцерова соната» Могилевского областного драмтеатра Иван Трус признан победителем в номинации «Лучшая мужская роль в спектакле театра драмы».