Гришанова, Л. Милосердие высшей пробы : [история Могилевской городской больницы скорой медицинской помощи] / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 6 декабря. — С. 7.
Подарок фельдшеру Сапежинскому
Минувшим летом в церковно-археологический музей Могилевской епархии передали две книги, изданные в конце XIX века. Хозяйка раритетов, обнаружив их на чердаке старого дома на Карабановке, использовала в качестве подставки под комнатные цветы. Пока книгами не заинтересовалась ее знакомая, которая и принесла их в музей. Один из подаренных экземпляров соответствовал церковной тематике экспозиции. Другой — «Уход за здоровыми и больными детьми» — интриговал дарственной надписью: «Фельдшеру Сапежинскому от В. М.Федорова. 19-12-02 г.». Фельдшер Сапежинский приходился дедушкой нынешней хозяйке старого дома. Дед приобрел его у помещика, уехавшего после революции за границу. До этого Василий Игнатьевич работал в губернской земской больнице (в разные годы медучреждение именовалось по-разному, теперь называется — Могилевская городская больница скорой медицинской помощи, которой в 2017 г исполнится 215 лет) и жил со своей большой семьей в больничном доме. Внучке неизвестны подробности дальнейшей жизни деда, потому что еще до Великой Отечественной войны он уехал жить в другой город. Меня заинтересовало: кто такой В.М. Федоров? Тем более что на предыдущей странице имелась зачеркнутая дарственная надпись: «Фельдшеру Прокофьеву от В.М.Федорова»…
При сборе сведений из истории старейшей в Республике Беларусь больницы ознакомилась с буклетом, изданным к 200-летнему юбилею больницы СМП. В нем в качестве иллюстрации к исторической справке использовано фото из 1912 года. Под ним подписано: «Врачебный и средний медперсонал терапевтического и хирургического отделений бывшей земской больницы. Слева направо: зав. инфекционным отделением И.Е.Флиондро, главврач А.М.Долгов, зав. терапевтическим отделением А.Г.Керстенс, отоларинголог К.Ю.Кононович». Во втором ряду упомянут фельдшер Прокофьев, а через одного человека… фельдшер Санижинекий.
Сквозь патину времени
— Вряд ли в то время в больнице работали два фельдшера с похожими фамилиями. Скорее всего, кто-то неправильно прочитал неразборчивую подпись, — выдвинула свое предположение в разговоре с нынешним заведующим 1 -м хирургическим отделением больницы СМП Николаем Быковым.
— Безусловно, — поддержал меня Николай Михайлович и продемонстрировал фотографию, которая хранится в его кабинете, с надписью «Могилевская губернская земская больница. 8.V.1916». — Я пришел работать в отделение — она здесь была до меня, уйду — она останется, — философски заметил он по поводу фотографии со столетней историей.
Лица людей на ней, запечатленных в военной форме, в белых халатах, гражданской одежде, и даже детей, попавших в объектив на фоне больничного здания, с трудом угадываются, словно проглядывают сквозь патину времени. В Православии есть хорошая традиция: если мы вспоминаем человека, которого уже нет на земле, то даже интерес к его персоне если и не приравнивается к молитве за него, то находится где-то рядом с молитвенным поминовением.
К Быкову пришла в поисках ответа на вопрос. Известно ли ему что-нибудь об Александро-Невской церкви, которая некогда находилась на территории больницы? До 1832 г. она действовала как часовня. Потом стала именоваться Александро-Невской церковью богоугодных заведений, под которыми подразумевались богадельня и больница. О домовых храмах, действовавших до революции при казенных учреждениях, чаще — образования, известно крайне мало.
Из жалованья… на церковные нужды
Удивительно, но сведения о больничной церкви прозвенели еще одним «звоночком», привлекшим внимание к истории больницы. Встретились они среди документов, хранящихся в Государственном архиве общественных объединений Могилевской области.
В 1922 г. протоиерей Федор Строганов письменно обращался к служащим Первой Могилевской народной Советской больницы с просьбой: «Не получая более года за службу в больничном храме жалованья ни продуктами, ни деньгами и не имея возможности существовать в это тяжелое время, просим оказать нам посильную помощь деньгами или продуктами». Служащие провели собрание, на котором постановили: с 1 января 1923 г. выдавать на содержание священника и псаломщика Александро-Невской церкви при больнице «ежемесячно от каждого служащего не менее ста рублей образца 1922 г. Сумму просим удерживать в нашей больничной конторе при уплате причитающегося нам жалованья. Данную сумму выдавать причту нашей церкви своевременно и под расписку получателей». К постановлению прилагался список фамилий служащих отделений — терапевтического, хирургического, родильного, глазного, заразного и др., жертвовавших церкви от одного до трех миллионов рублей из зарплаты. Какое удержание средств для церковных нужд в конторе советского медучреждения могло производиться, если Церковь считалась отделенной от государства?! Документ с фамилиями был отправлен в соответствующую инстанцию, где на нем написали резолюцию, пытаясь не навредить медперсоналу больницы: «Данный материал сохранить, а не передавать никому. Он должен храниться в бюро ячейки». В результате материал сохранился в бывшем партархиве Могилевской области.
«Знакомые все лица…»
Не зря говорят, что пути Господни неисповедимы. Кроме старой фотографии, Николай Быков предложил посмотреть альбомы 1970-х годов XX века, посвященные развитию хирургического отделения больницы, начиная с дореволюционного времени, когда в нем работали светила отечественной медицины. Кстати, два основных кирпичных здания больницы — в советский период хирургический и родильный корпуса — были построены в 1864 году. Первым заведующим хирургическим отделением стал хирург В.Небыков.
В альбоме встречаю знакомую фамилию: «С 1.Х. 1883 по 1 .VIII. 1888 г. отделение возглавлял Л.А.Малиновский, а затем до 1900 г. Н.П.Яцутин, который совместно с М.В.Федоровым успешно производил камнесечение мочевого пузыря». (Врачи больницы применяли все основные оперативные и консервативные методы лечения, известные медицине того времени: в начале XX века они производили ампутацию конечностей, резекцию ребер, трепанацию черепа, пересадку кожи и др.). В вышеупомянутом автографе в книге фигурирует В.М.Федоров: потомки вполне могли переставить местами инициалы в альбоме. Тот же фельдшер В.Сапежинский оказался упомянутым в «Отчете о деятельности Могилевской губернской земской больницы за 1914 год», с содержанием которого довелось ознакомиться в Могилевской областной библиотеке им. В.И.Ленина. В этом же отчете упомянута сестра милосердия Е.Яцко, подпись которой имеется в списке жертвователей на нужды церкви. Согласно отчету сестра милосердия ь.ицко была призвана в действующую армию 20 июля 1914 года.
В альбоме хирургического отделения кратко изложена биография старшей операционной сестры Анны Кулиш, имя которой тоже присутствует в списке жертвователей. Анна Васильевна в 1914 г. окончила школу Могилевской Александрийской общины Красного Креста, после ее окончания отправилась сестрой милосердия на фронт Первой мировой войны. Спасала раненых воинов и во время гражданской войны в 1918 году. Затем работала медсестрой в 1-й Советской больнице, после преобразования которой в областную с 1935 г. стала операционной сестрой, с 1938 г. — старшей операционной сестрой. С данной должности уходила на пенсию в 1952 году.
Фотографии Анны Кулиш, сестры милосердия военно-санитарного поезда Юго-Западного фронта в 1914-1917 гг., ее свидетельство об окончании школы при Александрийской общине хранятся в Могилевском областном краеведческом музее им.Е.Романова. На одном из снимков рядом с Анной запечатлена сестра милосердия Л.Костюшко, которая тоже в 1922 г. работала в хирургическом отделении 1-й Советской больницы и тоже пожелала, чтобы из ее жалованья удерживали ежемесячно по 3 млн. рублей для нужд церкви. Даже в этом поступке медсестер Кулиш, Яцко и Костюшко усматривается милосердие высшей пробы.
Сегодня на месте Александро-Невской церкви расположен круглый скверик между кардиологическим отделением и хирургическим модулем. На скамеечках в нем любят отдыхать пациенты и посетители медучреждения. Недавно в Могилевской больнице СМП состоялось освящение иконы св.Луки Войно-Ясенецкого, установленной в проеме больничной ограды. При жизни святой, предки которого происходили из Могилевской губернии, был врачом-хирургом и архиереем. Он написал книгу «Дух, душа, тело», в которой привел убедительные доказательства «триединства» человека.