«И пела нам малиновка тогда…»

   Рудковский, Н. «И пела нам малиновка тогда…» : в создании этого народного хита принимал участие и могилевчанин Сергей Грумо / Николай Рудковский // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 6 декабря. — С. 13.

Указанное в подзаголовке обстоятельство автор этих строк впервые открыл для себя и читателей «МВ» в 2004 году. И вот сейчас во время короткой фотосессии на «Славянском базаре в Витебске» Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, узнав, что автор этих строк знаком с бывшим ударником «Верасов», просили обязательно передать ему привет. Живем мы, если по прямой, совсем рядом, но все как-то не хватало времени навестить старого знакомого.

I

Хотя мы могли совсем недавно встретиться, скажем, в Мстиславле на «Дожинках», где действующий музыкант, звукооператор и концертмейстер Могилевской гимназии-колледжа искусств Сергей Грумо играл на главной сцене фестиваля-ярмарки.

Но вот наконец мы во дворе его дома на Подгорной. Снова, как и 12 лет назад, рассматриваем альбомы с фотографиями знаменитого на весь СССР белорусского вокально-инструментального ансамбля «Верасы». Основанного, повторим для молодого поколения, нашим земляком-шкловчанином, ныне народным артистом Беларуси Василием Раинчиком.

На групповых фотографиях коллектива из альбома в первую очередь отыскиваю взглядом своего собеседника и Поплавскую с Тихановичем, невольно сравнивая их тогдашних с сегодняшними.

— Да, как молоды мы были!.. — вздыхая, улыбается Сергей. — Играли, пели, веселились, мечтали. Хотя беззаботной нашу жизнь не назовешь. В ансамбле «Верасы» я проработал с сентября 1979 по июнь 1982 года. Сплошные гастроли! Мотались в самолетах, поездах, автобусах от Мурманска до Самарканда, от Бреста до Магадана. Наряду с платными давали уйму так называемых шефских концертов. За что были удостоены звания лауреатов премии Ленинского комсомола. В патриотическом порыве причитающееся денежное вознаграждение «Верасы» передали в Фонд мира. Что не осталось не замеченным «наверху», и для нас неожиданно приподнялся уже не сценический занавес, а тот, который в то время назывался «железным». Мы стали выезжать за рубеж.

II

К сожалению, многие фотографии тех лет неважного качества, а при концертном освещении на них вообще порой трудно что-либо разобрать. Увы, такая техника была в то время. Несовершенством отличались не только фотоаппараты, но и музыкальные инструменты. К примеру, во время записи пластинки «Наша дискотека» (1981 г.) на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия», чтобы изобразить трель на детской свистульке, которая звучит в знаменитой «Малиновке», Раинчик ходил на поклон к Григорию Гараняну — художественному руководителю уважаемого и популярного тогда в СССР оркестра. Только у него на тот период был новейший дорогущий японский синтезатор. На нем и удалось «насвистеть» известный мотив. Такой ход предложила Ядвига Поплавская и придала ему живой образ, на концертах делая вид, что исполняет наигрыш на игрушечной птичке. В самом же деле на столь простеньком «инструменте», который надо еще и заполнять водой, по-настоящему сыграть мелодию весьма затруднительно, а по большому счету еще и рискованно — вдруг откажет в самый неподходящий момент.

Поскольку зацепили тему «Малиновки», вскоре ставшей визитной карточкой «Верасов», а впоследствии и дуэта Поплавская-Тиханович, обращаемся к истории появления этой песни в репертуаре ансамбля.

— Я уже работал у Раинчика и был свидетелем, как однажды композитор Эдуард Ханок принес к нам на репетицию будущий шлягер. Пришел, сел за рояль и сыграл очередную свою новинку. Можете представить, что ни автор музыки, ни солисты не придали особого значения «Малиновке». Но уже после премьерных ее, показов на публике стало ясно — у бодрой мелодии с простыми, легко запоминающимися словами Анатолия Поперечного большое и счастливое будущее.

Так и случилось. Рекордом на одном из концертов было пятикратное (!) вместе с залом исполнение «Малиновки». Ей аплодировали битком набитые зрительные залы и стадионы не только областных городов, крупных промышленных центров огромной страны, но и Москвы, Ленинграда, Киева. Был период, когда «Верасы» работали вместе с американским певцом Дином Ридом, жившим в то время в ГДР. После совместного концерта к Поплавской и Тихановичу за автографами выстраивалась не меньшая очередь, чем к Дину Риду. Именно этот семейный дуэт исполнял прежде и поет до сих пор знаменитый суперхит. Часто он звучит и на застольях, и в интерпретациях самодеятельных мастеров сцены.

III

Листаем альбом дальше. В кадре музыканты «Верасов» плотным кольцом окружили Александру Пахмутову. Остается только удивляться, как в этой миниатюрной, хрупкой женщине умещается такой огромный талант.

— В чехословацком городе Соколов проходил международный музыкальный конкурс. Мы исполняли на нем песню Пахмутовой «Птица счастья». Помните: «Птица счастья завтрашнего дня прилетела, крыльями звеня…» Очень ритмичная, заводная мелодия, где ударным принадлежит главенствующая роль. Александра Николаевна похвалила всех за удачную аранжировку и исполнение, а мне лично пожала руку за лихую работу барабанными палочками.

Сергей, хотя моего визави уже впору называть Сергей Дмитриевич, вспоминает, как начинался его творческий путь.

После окончания в 1976 году Могилевского музыкального училища по классу ударных инструментов С.Грумо решил продолжить учебу в столичной консерватории. Поступил туда, что далеко не всем удается, с первого раза. Гранит теории «грыз» в аудиториях, а на практических занятиях спускался в подвал, где гремел «посудой» на «кухне», как обычно называют весь комплект ударных инструментов. И какой бы тщательной ни была звукоизоляция стен этого помещения, Сергея Грумо услышали. Уже на втором году учебы он получил приглашение в оркестр Большого театра оперы и балета БССР. Там днем на репетициях, а вечером в оркестровой яме пришлось с головой окунуться в классику и мысленно выстраивать свой дальнейший жизненный путь в предложенной роли.

— Но судьба диктует свое «расписание занятий», произвольно переставляя случайное и закономерное в известном только ей порядке. Так случилось и со мной. Рядом в консерваторском подвале отбивал ритмы и такты будущий ударник «Песняров» Володя Беляев. Он учился на старшем курсе и одновременно работал в «Верасах». Получив повестку в армию (со студентами тогда особо не церемонились), Владимир отправился на службу, а на свое место порекомендовал меня.

IV

Сергей Дмитриевич говорит, что совмещать учебу и работу как в оркестре театра, так и в «Верасах» было крайне трудно. Хорошо хоть руководство вуза не препятствовало, а выдержать нагрузки помогали молодость, любовь к избранной профессии плюс тот колоссальный заряд положительных эмоций, который на каждом концерте артисты получали из зрительного зала. Вашему покорному слуге удалось наблюдать за одним из таких моментов воочию. На концерте в Могилеве находившиеся на пике популярности «Верасы» радовали зрителей во Дворце культуры МПО «Химволокно». И когда, представляя участников ансамбля,

Александр Тиханович громко произнес в микрофон, что за ударной установкой находится наш земляк-могилевчанин Сергей Грумо, весь зал, громко аплодируя, встал со своих мест.

— Подобная ситуация повторилась еще и в прошлом году, — замечает по ходу Грумо. — Поплавская и Тиханович выступали на той же сцене. Я прошел за кулисы, чтобы поприветствовать их, не ожидая, что Александру придет в голову представить меня зрительному залу. Я растерялся и чуть было не прослезился от счастья. Так что еще раз большое спасибо вам за привет от них — он мне очень дорог.

Разговор на какое-то время переключается на эту талантливую семейную чету. Сергей Дмитриевич с удовольствием отмечает, что им удалось через всю жизнь пронести «святую к музыке любовь» и даже после распада коллектива найти свою нишу на белорусской эстраде, пополнить репертуар прекрасными произведениями и до сих пор собирать полные залы, записываться на радио и телевидении.

На вопрос, кто в дуэте является лидером, Сергей Дмитриевич на минуту задумывается, потом поясняет:

— Александр и Ядя — так, видимо, определено природой — идеальная пара. Он — резкий и быстрый в словах и поступках, Ядя — спокойная и рассудительная. Таким образом она уравновешивает их отношения в жизни и на сцене. Знаете, как говорят мудрецы? «Если в семье возникает конфликт, то обоим супругам надо задать себе вопрос: «Я хочу быть правым или счастливым?». Мне кажется, Ядвига, обладающая позитивным положительным зарядом, по жизни очень тщательно соблюдает это правило и приучила к нему Александра.

V

Долистываем страницы последнего альбома. На его фотографиях «Верасы» сняты на фоне Эйфелевой башни, на улицах немецких и чешских городов, в Болгарии, не говоря уже про республики Советского Союза.

— Это со стороны жизнь артиста кажется сплошным праздником в модном прикиде с карманами, набитыми денежными знаками. Окончив консерваторию, я понял, что полностью и надолго вписаться в рамки шоу-бизнеса мне будет не под силу. «Звездная болезнь» как-то тоже меня обошла стороной, поэтому я оставил «Верасы» — всю эту гастрольную суету и работу на износ, вернулся в родные пенаты. И ни разу не пожалел о принятом решении. Мне ближе размеренная жизнь, когда человек прочно стоит на земле, а не витает в облаках. Ведь это, как показывает практика, не может длиться вечно. Если честно, я даже не заметил, как из артиста превратился в обыкновенного человека, с обыкновенными запросами и потребностями. Но годы, проведенные в ансамбле «Верасы», который, к слову, прочно вошел в историю белорусской эстрады, останутся в памяти, как яркая вспышка, как стремительная комета на жизненном небосводе…