Физик и лирик Валерий Барашков

   Смолякова, О. Физик и лирик Валерий Барашков : [звание Народный учитель Беларуси присвоено В. Барашкову из Могилева] / Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 6 декабря. — С. 8.

В подсобке к кабинету физики в Могилевском областном лицее №1 царит веселый ералаш. Чего здесь только нет! Связанные веревочкой втулки от обоев; разноцветные палочки чупа-чупсов; какие-то немыслимые железяки, наводящие на мысль о реальном существовании робота Вертера…
— Что, впечатляет? — улыбается хозяин добра — первый и пока единственный народный учитель Беларуси Валерий Барашков. — Это специально для занятий собираю, чтобы наглядно и доступно сложные темы детям объяснять.
Помимо практичной коллекции для уроков, есть здесь вещицы и для души. Например, подаренные одним из выпускников сомбреро и маракасы. А еще любимая гитара, на которой Валерий Васильевич играет во время лицейских турпоходов не хуже опытных бардов. Очень много фотографий. Беру в руки одну из них, где наш герой запечатлен в окружении нарядного класса.
— Это мы после контрольной сфотографировались, — улыбается собеседник.
— Сказал своим девчонкам и мальчишкам: кто придет в этот день на физику как на праздник — с белыми бантиками, с красиво повязанными галстуками, в костюмах и платьях для особых случаев — оценку повышаю на балл! Так и сделал. Проверка знаний должна ассоциироваться с торжеством, а не с каторгой.
Валерий Барашков терпеть не может повторений. Зато импровизации — зеленый свет, иногда, кстати, выходящий за пределы учебных правил.
— Когда еще существовала пятибалльная система, я двоим своим девятиклассникам в журнал поставил шесть и семь. Ну не вмещались они в рамки! И что вы думаете? Спустя время один стал золотым призером Международной олимпиады по физике, второй — серебряным…

Как закалялась сталь

Свое мнение (зачастую отличное от других) было у героя материала с детства. Шустрый, но ни в коем случае не хулиган, он уже тогда выделялся разносторонними интересами. Вполне прилично учась в Чаусской средней школе №2, успевал играть в шахматы, футбол, хоккей.

— Как сейчас некоторым ребятам не дает покоя компьютер, так и мне в то время — мяч и клюшка…

Кто знает, может быть, связал бы Валерий Васильевич свою судьбу с профессиональным спортом — благо, были достойные результаты, если бы в один прекрасный день не зашла в родной восьмой класс Диана Константиновна Алейникова — учитель математики от Бога. И все, шебутной мальчишка раз и навсегда влюбился в точные науки, погрузившись в них с головой.

Однако, по его же признанию, по-настоящему взрослая заинтересованность непосредственно физикой пришла позже, уже в Могилевском пединституте, где будущий народный учитель Беларуси заканчивал физмат. Потом была работа в филиале Института физики АН БССР. Но карьере ученого Валерий Барашков предпочел педагогическую деятельность в дорогом сердцу Чаусском районе. Там, в Осиновской средней школе, он задержался без малого на двадцать лет. И ни разу об этом не пожалел.

Первые шаги

Слава о молодом физике из Осиновки, как о сильном и необычном учителе, пошла скоро. Уже в первые годы его работы на олимпиадах области и республики зазвучали имена подготовленных Барашковым детей.

— Конечно, случалось всякое, — вспоминает Валерий Васильевич. — Поначалу был чрезвычайно требователен к ученикам: давал сложные задания, заставлял много работать, старался вытянуть за пределы школьной программы. Но в один момент понял, что таким образом могу отбить у них желание вообще учиться, и мне пришлось почти полностью изменить подходы.

Как? Очень просто. Заинтересовать предметом, вовлечь в процесс. Причем не только в теории, но и на практике.

— Не забыть, как украшали елку лампочками. Тысячи полторы их было — не меньше. Моргали все, бегали. Директор тогда еще предупредил: «Василич, школу только не спали!»

С ветерком на комбайне

Мало кто знает, что в трудовой биографии Валерия Васильевича есть работа… на комбайне.

— В селе образовался квартет комбайнеров из наставников (не только собирали зерно, но и сами обслуживали машины). Сказать честно, пригодилось мне это весьма. Во-первых, как физику. Одно дело в книгах почитать, другое — потрогать руками: собрать, разобрать, починить… А во-вторых, психологически. Детей узнал полнее через их родителей, семейные порядки, человеческие качества. Вот представьте, до этого с отцом ребенка «здрасте-до свидания», а здесь едет трактор, из него выскакивает раздетый до пояса мужик и кричит: «Добрый день, Василич! Что там с успеваемостью сына?» Как тут не наобщаешься вдоволь? И авторитет, естественно, закрепишь. Надо быть ближе к людям…

И Валерий Барашков, и его жена — прекрасный математик Лидия Казакова, по их же словам, «от села». Все могут, все умеют. Во многом благодаря тому, что школу жизни прошли в деревне, а не в мегаполисе (хотя предложения получали неоднократно).

— Мне надо было сделать деревянный электроплуг на даче — я его сделал. Функционирует без проблем, — говорит наш герой. — Есть же доктора наук, которые любую задачу решат, уравнение распишут и черт знает какие схемы нарисуют, а например, утюг или простенькую розетку им отремонтировать — проблема. Физика должна быть материализованной!

Лицейское братство

В Могилевский областной лицей №1 будущий народный учитель Беларуси попал, когда ему было 40 лет. Заметили и пригласили. За годы работы здесь им было подготовлено более 200 победителей областных и республиканских олимпиад; некоторые из его воспитанников уже сделали себе имя в науке, другие — в большом бизнесе. Но главное, считает Валерий Барашков, это то, что выпускники лицейского физмата — одна большая семья.

— Есть такие, которые чуть ли не целым классом работают в одной фирме, малышей друг друга нянчат и меня — спасибо — не забывают (за время интервью телефон Валерия Васильевича буквально раскалился от поздравлений его учеников, причем некоторые из них получили аттестат еще двадцать с лишним лет назад).

Бесспорно, роль системы образования (в общем) и конкретного учителя (в частности) в воспитании достойных людей весома. По поводу первой у Валерия Барашкова нареканий хватает. Особенно в части перегруженности программы и бюрократических заморочек.

— Уверен, что уроки не должны становиться рутиной. Подавать даже самые нудные темы надо так, чтобы глаза у ребят горели, — убежден он. — Проводил как-то открытое занятие по электричеству. После него доцент, что наблюдал за этим, сделал замечание: так и так, многое не по теме сказано. Я — алаверды: вы же доцент, педагог, должны понимать -чтобы сохранялось внимание аудитории, помимо основной информации, должно быть и отвлечение. Хочешь, сравнивай машину с буханкой хлеба, чтобы понятнее воспринималось; песню спой; ошарашь — в конце концов — антинаучным изложением! Надо «за флажки» обязательно выходить. Тогда и прок от учебы будет.

Валерий Васильевич всегда готов поделиться и другими личными «секретиками» преподавания. Вот лишь пара из них:

— «Правило десяти». Чтобы стать специалистом в любой области, надо потратить на определенный вопрос десять тысяч часов. Пахать и еще раз пахать! И «правило двадцати». Если готовишь тему, выбирай из нее лишь 20 наиболее важных процентов. Каких именно? Зависит от класса и учителя.

А захочешь охватить сразу многое — потеряешь все. Дети сами подскажут, что надо делать и как правильно.

***

Регалий всяких-разных у многоопытного физика хватает. Звание «Народный учитель Беларуси», присвоенное ему, первому в нашей стране, и симпатичный нагрудный знак коллекцию, конечно, украсят.

— Я, честно говоря, когда позвонили и сообщили эту новость, подумал, что разыгрывают, — смеется Валерий Барашков. — Теперь вот, давая уже энное по счету интервью, начинаю потихоньку с мыслью свыкаться. К чему это меня подстегнет? Шевелиться, наверное, стану больше.

Хотя не сказать, чтобы герой материала сегодня сильно скучал. Помимо преподавания на полставки в лицее, он в свободное время составляет задачки по предмету, консультирует молодых педагогов, пишет задания для олимпиад. А еще успевает уделять время обожаемой семье.

— У меня великолепная жена, чудесные сыновья, невестки и внуки. Слава Богу, еще жива мама. Я счастливый человек! — говорит Валерий Васильевич.