Областной профориентационный портал

   Рябова, Л. Областной профориентационный портал : новые формы организационно-педагогического сопровождения профориентационной работы / Лариса Рябова // Выхаванне i дадатковая адукацыя. — 2017. — №5. — С. 10-13.

Анализ профессионального самоопределения выпускников учреждений общего среднего образования свидетельствует о недостаточной их готовности к осознанному выбору жизненного пути. Их представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Значительная часть молодых людей не имеет достаточной информации о потребностях рынка труда, не может учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности. Находясь в ситуации выбора, юноши и девушки часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых.

Совершенствованию профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования Могилевской области способствует областной профориентационный портал, созданный на сайте Могилевского областного института развития образования. О его возможностях рассказывает методист отдела воспитательных систем и технологий данного института Лариса Алексеевна РЯБОВА.

Профориентационный портал (http:portal. mogileviro.by) дает широкие возможности для организационно-педагогического сопровождения процесса выбора профессии и построения профессиональной карьеры в соответствии с интересами, личностными особенностями учащихся и потребностями регионального рынка труда. Он создан с целью оперативного и объективного информирования самоопределяющейся молодежи об особенностях функционирования различных сфер профессиональной деятельности с учетом социально-экономической ситуации развития региона. В рамках общей цели деятельность сетевого ресурса направлена на решение следующих задач:

■ предоставление оперативной информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией и построения своей профессиональной карьеры в условиях непрерывности образования;

■ консультирование учащихся с целью осознания ими своих склонностей и способностей к личностно значимому виду трудовой деятельности;

■ формирование способности молодых людей самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации на региональном рынке труда, отслеживать тенденции его развития;

■ создание условий для продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогических работников, учащихся, родителей, представителей органов исполнительной власти, работодателей) в области сопровождения профессионального самоопределения молодежи;

■ привлечение внимания родительской общественности к процессу сопровождения профессионального самоопределения и участию в мероприятиях профориентационной направленности.

Создание портала соответствует современным тенденциям использования информационных технологий в образовательном процессе и направлено на создание условий для активизации работы по профориентации молодежи и оказания профориентационных услуг на должном уровне.

На портале размещается научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области профессионального определения личности. Основу информационного содержания составляют сведения об учебных заведениях Могилевской области, правилах поступления в них. Материалы, полученные на законных основаниях из других информационных ресурсов, используются в работе профориентационного портала с обязательной ссылкой на источник.

Профориентационный портал актуален не только для школьников и молодых людей, которые хотят выбрать профессию, но и для взрослых — родителей, педагогов, психологов, работодателей, — которые стремятся им в этом помочь.

Целевой аудиторией портала являются учащиеся и выпускники учреждений общего среднего образования, их родители (законные представители), педагоги, занимающиеся сопровождением профессионального самоопределения молодежи.

Важная особенность портала — его региональная адресность. Это позволяет жителям Могилевского края оперативно знакомиться с последними новостями учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования области, изучать и сравнивать деятельность конкретных учебных заведений, осуществляющих подготовку по тем или иным специальностям. Таким образом, зайдя на один сайт, можно получить целостную информацию по теме профориентации, а не выискивать ее в точечном порядке на различных ресурсах.

Портал регулярно обновляется и содержит только актуальную информацию. Она распределена по тематическим разделам: “Новости”, “Педагогам”, “Родителям и школьникам”, “Профессии и специальности”, “Дополнительное образование детей и молодежи”, “Профориентация учащихся с особенностями психофизического развития”, “Специалисты советуют”, “Куда пойти учиться?”, ’’Учитель — лучшая профессия на земле”.

РАЗДЕЛ “НОВОСТИ”

Размещается информация об актуальных значимых событиях, связанных с профориентацией обучающихся в Беларуси и, в частности, Могилевской области.

Наиболее востребованной пользователями является информация о допрофес-сиональной и профессиональной подготовке учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. В 2015/2016 учебном году на базе 12 учреждений профессионально-технического, среднего специального образования Могилевской области осуществлялась профессиональная подготовка 828 десяти- и одиннадцатиклассников на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Подготовка осуществлялась по девяти специальностям: член бригады объекта быстрого обслуживания (ресторана), оператор ЭВМ (ПЭВМ), тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, визажист 4 разряда, мастер по маникюру 3 разряда, оператор швейного оборудования, штукатур, оператор машинного доения,токарь.

В 2016/2017 учебном году на основании решения Могилевского облисполкома работа по данному направлению продолжается.

Раздел “Педагогам”

Представлена нормативная правовая база организации профориентационной работы в учреждении общего среднего образования. Собраны материалы из опыта профориентационной работы учреждений образования не только Могилевской области, но и других регионов страны. По ссылкам раздела можно ознакомиться с опытом профориентационной работы Ворониновского ДС — СШ Быховского района, Вишовской СШ Белыничского района и др.

Введение профильного обучения ставит перед старшеклассниками задачу ранней профилизации, ускоряя процесс профессионального самоопределения и “подталкивая” учащихся к профессиональному выбору уже в возрасте 14—15 лет. В разделе представлена региональная модель профилизации, основанная на системной организационно-методической работе по подготовке учащихся к выбору будущей профессии с использованием ресурсов района. Раскрыты принципы, компоненты, организационно-методическое обеспечение профилизации с учетом особенностей Могилевской области.

Востребованными являются материалы страницы “Проектная деятельность”, где размещены проект “Мой город — мой профессиональный выбор” гимназии № 1 г. Бобруйска, проект “Ищу себя в мире профессий” гимназии № 1 г. Горки и др.

РАЗДЕЛ “КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?”

Состоит из страниц “Профессионально-техническое образование” (страницы “Профессионально-технические колледжи”, “Профессионально-технические лицеи”), “Среднее специальное образование”, “Высшее образование”.

Позволяет получить ответы на интересующие вопросы по конкретному учебному заведению (поступление, проживание, организация досуга и т. п.). Для этого достаточно выбрать из предложенного списка интересующее учебное заведение и выйти на его официальный сайт.

Раздел дает возможность подробно познакомиться не только с профессиями, по которым осуществляется обучение, но и с содержанием труда каждой из них, чтобы подросток соотнес свои личностные предпочтения, индивидуальные особенности, показатели здоровья с профессиональными требованиями. Данный компонент снабжен также информацией о результатах трудоустройства выпускников по заинтересовавшей профессии.

Чтобы сориентировать школьников в мире профессий, в разделе содержится их классификация по предмету труда. Актуальна также информация о классах профессий по степени сложности, требуемой квалификации человека, по характеру труда, который может быть исполнительским или творческим.

По ссылкам данного раздела можно совершить познавательную виртуальную экскурсию в любое профессионально-техническое, среднее специальное, высшее учебное заведение Могилевской области.

Здесь же размещен гиперсписок профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих кадров в учреждениях образования Могилевщины. Выбирая, например, профессию “егерь”, пользователь по ссылке выходит на сайт Могилевского профессионального аг-ролесотехнического колледжа, где осуществляется подготовка по данной профессии, получает возможность посмотреть видеофильм о ней, созданный учащимися данного колледжа.

Выбор “кондитер” приводит пользователя на сайты Бобруйского торгово-экономического профессионально-технического колледжа, Могилевского государственного технологического колледжа, Чериковского профессионального лицея № 11, что позволяет сравнить условия обучения, проанализировать возможности распределения после окончания учебного заведения.

РАЗДЕЛ “РОДИТЕЛЯМ И ШКОЛЬНИКАМ”

Представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора, даются рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса “Кем стать?”.

Ссылка “Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)” позволяет выйти на информационный портал занятости населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и получить информацию о рынке труда Республики Беларусь, найти ответы на часто задаваемые вопросы по проблемам трудоустройства.

Виртуальные тематические выставки книг “Для вас, абитуриенты” помогают познакомиться с новыми изданиями по углубленному изучению учебных предметов, по подготовке к централизованному тестированию, поступлению в учебные заведения. Актуальны для детей и их родителей советы психологов о том, как избежать ошибок при выборе профессии.

По ссылке “Республиканский институт контроля знаний” можно выйти на сайт названного учреждения и получить информацию об условиях проведения централизованного тестирования, о подготовке тестовых заданий, познакомиться с технологией обработки бланков ответов абитуриентов. На странице “Региональный центр тестирования” представлен порядок работы центров тестирования Могилевской области.

На страницах раздела “Истории успеха” размещены рассказы о жизненном пути известных деятелей науки, производства, бизнеса, которые никого не оставят равнодушными. “Истории успеха “неудачников” призваны показать молодому человеку, что путь к признанию может быть извилистым и сложным. Главное — в любой неудаче сохранять веру в себя и желание двигаться вперед.

РАЗДЕЛ “ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ”

По ссылке “Выпускнику. Абитуриенту” пользователь выходит на сайт Министерства образования Республики Беларусь, где размещен перечень квалификаций для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов, а также перечень учебных заведений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, где данная категория учащихся может получить профессию.

На странице “Специальное образование” размещены нормативные правовые документы, учебные планы и программы, инструктивнометодические материалы, методические рекомендации, перечни пособий, новинки учебного книгоиздания, научные и научно-методические статьи по теме.

Представлен опыт работы Могилевского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации “Система профориентационной работы в учреждении образования”.

РАЗДЕЛ “ПРОФЕССИИ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ”

Чем отличается профессия от специальности? Какие существуют профессии и специальности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в данном разделе.

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011 -2009 “Специальности и квалификации”, некоторые специальности имеют направления специальности, например: “Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)”, “Физическая культура (по направлениям)”. Направление специальности — это подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности высшего или среднего специального образования.

Ссылка “Каталог специальностей” позволяет ознакомиться с перечнем профилей образования и перечнем учреждений образования, где можно обучиться той или иной профессии. Размещена информация по таким профилям образования, как “Педагогика”, “Педагогика, профессиональное образование”, “Искусство и дизайн”, “Гуманитарные науки”, “Техника и технологии” и др. Так, профиль образования “Педагогика” предлагает разделы “Педагогика детства”, “Педагогика подросткового и юношеского возраста”, “Педагогика общевозрастная”. Здесь же размещены общие сведения о профиле образования, представлены уровни образования, дисциплины, которые предстоит изучать, требования к личности специалиста, возможности трудоустройства.

Открыв страницу “Перечень профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих кадров в учреждениях профессионально-технического образования”, пользователь узнает, в каких учебных заведениях области можно получить рабочую специальность. Из представленного списка выбирается название специальности, затем открывается страница со списком учреждений образования, в которых осуществляется соответствующая подготовка. Размещается и квалификационная характеристика специалиста, информация об особенностях конкретных профессий, об их востребованности на рынке труда.

РАЗДЕЛ “СПЕЦИАЛИСТЫ СОВЕТУЮТ”

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но и, прежде всего, познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек достигнет скорее в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям.

В разделе представлена матрица выбора профессии, раскрыты качества личности, которые больше всего ценят работодатели в наши дни.

Ссылка “Топ-10 наиболее востребованных профессий в Могилеве” знакомит с обзором рынка труда в городе, с отраслями, в которых имеется наибольшее количество вакансий.

На странице “Фильмы о профессии” предоставлены тематические видеофильмы, отражающие особенности тех или иных профессий: “Невидимый ангел” (о медицинских работниках), “Транспорт будущего” и др.

РАЗДЕЛ “ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ”

Дополнительное образование детей и молодежи — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать их склонности и способности, направляет развитие профессиональных интересов. В данном разделе вниманию пользователей представлена информация об учреждениях дополнительного образования детей и молодежи Могилевщины.

Для педагогов данных учреждений актуальными являются материалы, размещенные на страничке “Педагогу дополнительного образования”. Здесь представлены типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, материалы из опыта работы.

РАЗДЕЛ “УЧИТЕЛЬ — ЛУЧШАЯ ПРОФЕССИЯ НА ЗЕМЛЕ”

Содержит информацию о составляющих профессионализма современного учителя.

Особый интерес у пользователей вызывают странички раздела “Педагогические династии учреждений образования Могилевской области” и “Образование в лицах”, спроектированные заведующим Музея истории народного образования Могилевской области В. В. Науменко.

Таким образом, областной профориентационный портал — это единая информационная площадка, которая позволяет объединить деятельность педагогов, учащихся, родителей и всех заинтересованных в совершенствовании профориентационной работы в регионе. Портал позволяет учащимся, родителям, педагогам расширять свой кругозор об образовательном профессиональном пространстве Беларуси, Могилевской области, осознанно прогнозировать свою карьеру, анализировать возможные пути продолжения образования и профессионального становления в течение всей жизни.

В настоящее время материалы, размещенные на портале, активно используются в учреждениях образования при организации внеучеб-ной деятельности учащихся, в том числе и в шестой школьный день. По отзывам педагогов, использование возможностей портала активизирует работу с родителями.

Портал действует всего лишь год. Из задуманного еще далеко не все реализовано. Но работа по содержательному наполнению этого ресурса носит непрерывный характер и будет постоянно совершенствоваться.