В музее отдали «жизнь за царя»

Берестова, И. В музее отдали «жизнь за царя» / Ирина Берестова // Могилевская правда. — 2016. — 31 марта. — С. 14.

Овациями проводили могилевчане одиннадцатый по счету «М.агіконтакт», подаривший им незабываемые спектакли

В субботу вечером в музее этнографии — на том самом месте, где когда-то пытали декабристов, — четверо питерских народовольцев отдали «жизнь за царя».

Произошло это, конечно, на сцене: в рамках ежегодного фе­стиваля «М.art.контакт» театр Ди Капуа привез в Могилев свой самый нашумевший спектакль. Минимум декораций — стол, абажур да рождественская елка. Минимум художественного текста — сплошь выдержки из допросов, заседаний в судах, писем родным. Лозунги… Выкрики про политическое самосознание…Ну кому это интересно вечером? В театре? В субботу? Весной?!

Думаю, все-таки это был спиритический сеанс! Навер­ное, Илона Маркарова, автор идеи, договорилась с кем-то там, в верхах, и на время души казненных товарищей Александра Ульянова и Софьи Перовской вселились в актеров — современных, разбитных, умеющих правильно выбирать джинсы и пить текилу… Т-с-с, вот оно: вера, паника, надежда, страх, вызов, сумасшествие, готовность умереть, надежда, готовность умереть за веру…

«Мама, зачем вы мне пише­те наставления? Я же сообщил вам, что меня завтра казнят. Я хотел знать, как у вас дела, как Надя.. А вы мне даете наставле­ния. Зачем, ведь завтра меня не станет…»

Кто-то из критиков выразил свое впечатление о спектакле простыми словами: «Думаю, это спектакль, которого я не забуду никогда».

А насчет сцены — неточ­ность. Сцены собственно и не было. Зрители в первом ряду могли легко коснуться тонкой смуглой руки Илоны Маркаро-вой или, не поднимаясь с места, взять со стола ценный рекви­зит — золотые рождественские мандарины. Спектакль принци­пиально играют по квартирам, в обстановке, максимально при­ближенной к той, в которой на­родовольцы писали проклама­ции, делали бомбы, составляли планы покушений. Свою «Золо­тую маску» питерцы заработали на «явочной квартире», предо­ставленной им на Покровке.

Обидно, ах, как же обидно, что «Жизнь за царя» — эту «бом­бу» — давали в одно время с «Вассой» «Ведогонь-театра» из Подмосковья. Еще одни лауре­аты «Золотой маски» настолько мощно заявили о своем праве на новое прочтение всем известной (и даже слегка подна­доевшей, если честно) пьесы Горького, что забежавшие «на полчасика» почувствовать дух спектакля критики и журнали­сты так и остались, словно за­вороженные, сидеть в своих креслах. Ну или стоять в дверях, держась за бархатные занаве­ски, что чаще всего выпадало на долю журналистов…

Какой спектакль был при­знан лучшим в этом году? На одиннадцатом «М.art.контакте» победила дружба. В этот раз ре­шено было работать без жюри и официального соперничества за лидерство. Хотя на собрани­ях критиков споры по-прежнему были жаркими. К примеру, «Три раза король» Катерины Авер-ковой — «картина маслом» для взрослых или все же легкие зарисовки для детей?!

Тем не менее критики единодушно решили, что:

— Спектакль «На дне» глав­ного режиссера кукольного те­атра Могилева Игоря Казакова

— одно из самых ярких событий в художественной жизни страны за последние годы.

—  Могилевский драмтеатр наконец-то опять обрел свой неповторимый почерк — на этот раз почерк режиссера Саулюса Варнаса.

—  Фестиваль «М.агіконтакт» показал зрителю не только каче­ственную классическую режиссу­ру — «Грезы любви, или Женитьбу Бальзаминова» питерского мэтра Григория Козлова, но и дерзкий, новаторский подход к искусству

— взять хотя бы «На дне», «Жизнь за царя», «Васса».

— Форум вновь открыл те­атральному миру молодых талантливых режиссеров. Ки­евлянин Стае Жирков и его «Бракованные люди» — явление не только для Украины.

—   «М.art.контакту» в этот раз очень не хватало ежеднев­ной газеты, которую десять лет подряд выпускало молодежное жюри.

А еще (и за это, господа, нам должно быть стыдно!) гости заметили, что нашу те­атральную публику словно подменили. Ну не принято уходить со спектакля с гром­ким топотом! Особенно, если вам досталось место в пер­вых рядах. Да и телефончики интеллигентные люди в теа­тре, как правило, выключают даже без напоминания.