«А город подумал: ученья идут»

   Хованский, П. «А город подумал: ученья идут» / Петр Хованский  // Веснiк Магилёва. — 2017. — 12 июля. — С. 9.

Когда стоишь у могил шести военных летчиков на старинном Успенском кладбище и читаешь на стеле лаконичные строки: «Экипажу самолета в составе капитана Кузнецова В.М., капитана Олейникова А.Н., ст. лейтенанта Полякова В.А., лейтенанта Дли В.С., ст. сержанта Дугина А.П., сержанта Малых И.И., погибших при выполнении полета полетного задания 15 сентября 1948 года »(инициалы лейтенанта Дли Д. В. на памятнике написаны неверно), вспоминается известная в советские времена песня« Огромное небо »о пилотах , пожертвовавших жизнями, но не допустившего падения самолета на город, которого жители даже не обратили внимания на взрыв упавшего  в лесу самолета. «А город подумал: ученья идут …»

Что произошло в этот день в небе над нашим городом? Возникает много вопросов: номер авиационной части, где она дислоцировалась, где находились ее штаб, казармы и аэродром? Какой тип самолета, потерпевшего аварию? Обстоятельства аварии? (О причинах и говорить не приходится). Место падения самолета? Короче, хотелось узнать все подробности этой истории, ведь она непосредственно с Могилевом, а, возможно, здесь имел место подвиг.

И начался поиск.

Оказалось, в Могилеве очевидец похоронных летчиков Михаил Григорьевич Снопков, 1933 года рождения. Он вспоминает, что их хоронили из части, которая находилась выше Быховского рынка. Присутствует много людей, военных и гражданских, закрытые гробы военные несли на руках на Успенское кладбище. Играл духовой оркестр, были отданы воинские почести.

Больше Михаил Григорьевич ничего рассказать не смог. Но из этого можно было предположить, что летная часть, где служили погибшие, дислоцировалась в Могилеве на ул.Челюскинцев, недалеко от Быховского рынка.

Отправной точкой для поиска стала книга «История Могилевского еврейства. Документы и люди »(составители А.Л. Литин и И.М. Шендерович), где приведены примеры младшейры одного из погибших летчиков Дмитрия Владимировича Дли Елены (Нелли) Дли, 1940 года рождения, проживающей в Могилеве.

«Брат мой, Дима Дли, родился в 1926 году. Окончил 7 классов школы №24 в 1941 году. В войне был эвакуирован с нами в Казахстане, работал слесарем на заводе. А в 1943 году его призвали в армию и направили на учебу в летное училище. После окончания ему присвоили звание лейтенанта и направили в Могилев. Его часть располагалась выше Быховского рынка. 15 сентября он вылетел на задание и не вернулся. Тогда он не должен был лететь, но упросил своего друга поменяться. Сказал: «Знаешь, так хочется еще слетать. Давай, я вместо тебя полечу ». По-предположительно, это был какой-то учебный вылет, точно не знаю. Во время полета что-то произошло с самолетом и он упал в районе Могилева. Всех членов эксклюзивного разорвало на части. Только брат единственный остался целым. Он даже еще был жив, когда их нашли. Хоронили всех в закрытых гробах на Успенском кладбище на ул. Челюскинцев ».

У А.Л. Литина имелись также воспоминания старшей сестры Зинаиды Владимировны Дли, 1928 года рождения, которые не вошедшие в книгу, отрывок из настоящего настоящего настоящего привести (стиль повествования сохранен).

«В 1943 году брата Дмитрия призвали в армию и направили на учебу в летнее училище. По окончании ему было присвоено звание лейтенанта. Он успел немного полетать на фронте. После войны окончил высшее училище в Казани. У него было распределение в Оршу, но он договорился со своим однокурсником, которого распределили в Могилев. Он был направлен в Могилев. После распределения он прожил в Могилеве только три месяца и погиб.

Это был какой-то учебный вылет. Экипаж был из 6-ти человек. У штурмана должна была быть вот-вот родить, он очень торопился домой.

Впереди летел самолет с командиром эскадрильи. Только поднялись в воздух, (его пилот) увидел, что у него масло льется и требуется срочно сесть. Этот самолет стал кружиться над лесом в поисках посадочной площадки, полянки какой-нибудь, а остальным не сообщил. Следующий самолет, в котором был брат с друзьями, стал также спускаться вслед за головным, зацепил крылом за дерево и рухнул. Он упал в районе остановки, около Ямницы. Всех членов экипажа при ударе электрического разорвало на части. Только брат единственный остался целым, но сук или пень его проткнул. Он даже был жив, когда их нашли. Для всех нас это была страшная трагедия ».

Как выяснится позже, место падения самолета было совсем не там, где указано в воспоминаниях. Вероятно, оно тогда было засекречено: шло следствие и такая информация до родственников погибших не доводилась.

Огромную поисковую работу проделал энтузиаст истории авиации, человек, отдающий ей все свободное время и по крупицам собирающий информацию, могилевчанин Александр Иванович Шматов. Благодаря А. Литину удалось связаться с Еленой Владимировной Дли, которая разрешила ознакомиться с сохранившимися фотографиями и документами, касающимися гибели брата. Среди них «Пасведчанне аб смерці №558», которое свидетельствует о том, что «Гр. Дли Дмитрий Владимирович памёр 15 сентября 1948 года, аб чым у кнізе запісаў актаў грамадзянскага стану за 1948 год зроблен адпаведны запіс. Прычына смерці: повреждение жизненно важных органов. Месца смерці: гор. Могилев. Узрост: 22 года ».

Интересно, что бланк «Пасведчання» отпечатан на белорусском языке, а запись в нем сделана на русском. Еще имелась справка: «Настоящая выдана в том, что по состоянию на 15 сентября 1948 года лейтенант Дли Дмитрий Владимирович состоял на службе в войсковой части 13759 в должности летчика с окладом содержания 1750 рублей. В Советской Армии с 7 ноября 1943 года, на офицерской должности с 22 февраля 1948 года. 15 сентября 1948 года погиб при исполнении служебных обязанностей в воздушной катастрофе. Похоронен 19 сентября 1948 года: БССР, город Могилев, Быховское кладбище. Справка выдана отцу, матери: Дли Владимиру Александровичу,Басе Рувимовне для предъявления по месту жительства. Начальник штаба в/ч 13759 гвардии майор Гордеев (подпись неразборчиво) и гербовая печать в/ч. Угловой штамп: Войсковая часть 13759, 29 сентября 1948 года, №174».

Так Элнили, что летная часть, где служил лейтенант Дли Д.В., была в / ч № 13759. Для нас это были очень скупые данные. И вот А.Шматов, собирая материалы об авиации, разыскал областную газету «Гомельская праўда» от 19 февраля 2015 года со статьей Тамары Крюченко «Не только крылья возвышали, но и крылатая душа», благодаря которой была получена, пожалуй, самая основная информация.

Статья посвящалась участнику Великой Отечественной войны, летчику авиации дальнего действия Петру Семеновичу Касьяненко и была написана на основании материалов, которые передал в редакцию сына летчика, Анатолий Петрович Касьяненко, преподаватель Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, доцент кафедры социологии и политологии юридического факультета.

Он принес фотографии, а также подготовленную по просьбе ветеранов авиации дальнего действия аэродрома в Зябровке Гомельской области историю войсковой части №13759. В разделе статьи «Навсегда умолк аэродром» читаем:

«В 1944-1949 годах 210-й дальнебомбардировочный авиационный гвардейский полк базировался на аэродроме Луполово на Могилевщине, в октябре 1950-го — в Бобруйске, а с сентября 1951-го в Зябровке под Гомелем».

В статье приведена фотография страницы летной книжки Петра Касьяненко, где имеется подпись начальника штаба в/ч 13759. Значит, погибшие 15 сентября 1948 года под Могилевом летчики и Петр Семенович Касьяненко служили в одной летной части в/ч 13759 и это 210-й авиаполк.

В свой трагический полет лейтенант Дмитрий Дли и его сослуживцы вылетели с Луполовского аэродрома в Могилеве. Благодаря Анатолию Петровичу Касьяненко, сыну героя статьи, мы ознакомились с докладом на торжественном собрании полка 7 ноября 1954 года, сделанном, по всей видимости, кем-то из командования, который довольно полно отразил на то время историю войсковой части №13759 210-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка.

Мы как исследователи им очень заинтересовались. Приводим здесь наиболее значимые выдержки из этого доклада, касающиеся периода формирования и дислокации части в городе Могилеве (стиль оригинала сохранен).

«Основой формирования части явились 12 экипажей кадров 1-го и 2-го авиационнопланерных полков воздушно-десантных войск Красной Армии (ВДВКА) и 15 экипажей, прибывших в декабре 1944 года из школ авиадесантных дивизий (АДД). Часть имела на вооружении самолеты Ил-4 и планера А-4 и Г-11. Формирование части закончилось в ноябре 1944 года. Место начала формирования — Киржач, дер. Слободка.

4-го декабря 1944 года часть перебазировалась в город Могилев, в котором простояла до 1950 года. Перед личным составом была поставлена ответственная задача — подготовить часть к выполнению боевой задачи в кратчайший срок. Поставленная задача усложнялась тем, что 70% летного состава не имели боевого опыта, а также не имели достаточного опыта полетов на самолетах Ил-4 и буксировки планеров.

По прибытии в г. Могилев на свое постоянное место базирования 4-го декабря 1944 года личный состав встретился с серьезными трудностями: жилое помещение, где должна была разместиться часть, было совершенно непригодно. Не было окон, дверей, полов, нар; в стенах были большие дыры от снарядов, в это время года были большие морозы. Необходимо было в кратчайший срок оборудовать помещение для жилья и учебы личному составу. При ремонте помещений личный состав проявлял инициативу и изобретательность. В тот период очень трудно было достать оконные стекла. Младший лейтенант Кожин нашел в подвале большое количество пустых бутылок, оставленных немцами. Из этих бутылок он предложил делать окна: бутылки клались одна на другую с применением глины. Благодаря этому мы имели светлые помещения.

В Могилеве в этот период почти не было зрелищных учреждений. Культурный досуг личному составу негде было проводить. Встал вопрос об организации клуба для гарнизона (в гарнизоне базировались две части). Было подобрано здание, которое усилиями двух частей было отремонтировано. Новый 1945 год личный состав нашей части встретил в уютном, хорошо оформленном клубе.

Занимаясь устройством быта и производя учебно-тренировочные полеты, часть готовилась к получению Гвардейского Знамени. 28 апреля 1945 года в торжественной обстановке при участии всего личного состава было вручено Гвардейское Знамя (знамя вручалось на аэродроме перед самолетами).

В июне 1945 года при производстве ночных полетов внезапно надвинулся на район аэродрома ураган с ливнем, скорость ветра достигала 50 метров в секунду, от потока ветра вращались воздушные винты самолетов, стоящих на стоянке. Летающим самолетам была дана команда немедленно произвести посадку. Летный состав проявил строжайшую дисциплинированность: посадка самолетов была произведена мастерски и быстро.

В этой схватке со стихией весь личный состав приложил титанические усилия, спасая боевую технику. Отличился майор Чепик. Заруливая на стоянку после посадки, он развернул свой самолет против направления ветра, нажав на тормозные педали, удерживал самолет от разворота и передвижения до ослабления урагана. Его самолет повреждений не получил.

Аэродром в Могилеве находился на расстоянии 5 км от места расположения личного состава части. К тому же помещение, занимаемое под общежитие личного состава, было очень малое. Из-за того, что приходилось тратить много времени на передвижение личного состава на аэродром, время на боеготовность по тревоге увеличивалось. Командир дивизии поставил задача link технический состав на аэродроме, для чего необходимо было построить дом. В выходные дни, в свободное от полетов время все, без исключения, включились в сборку кирпича с разрушенных зданий.

Были организованы бригады каменщиков, штукатуров, плотников. Развернулось соревнование между экипажами: кто больше заготовит кирпича. Поставленная задача была выполнена качественно и в срок.