Максимова, Елена. Крохкія крокі скульптуры : [выставка могилевских скульпторов] / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2017. — 16 августа. — С. 9.
Так называется выставка скульптуры, куратором которой выступает Владимир Кононов. Десять скульпторов – как «парад планет»! У каждого ваятеля — «все особое, свое, и нет планет, похожих».
Причудливые композиции Сергея Сотникова превратили Выстаочный зал на улице Болдина в «Лабиринт». Достаньте же, как древнегреческий герой Тесей, клубок, привяжите нить у входа — и смело идите. «Путь через лабиринт – это преображение и новое рождение».
Шаг — и взгляд на мир глазами скульптора!
Не зря Антон Тихоновец сражался в огне с керамикой. «Молодо и талантливо» — так можно сказать о его композициях. «Квадраты», «треугольники», «трапеции» — фигуры посетителей «приклеились» к «Блохам» и «Гарему».
— Люди — это геометрические фигуры. Весь мир — формы! Форма для скульптора — самое главное. Без нее ничего не будет, — рубит фразами Антон, поясняя замысел «Блох». — Эта композиция — собирательный образ. С таким же успехом «бублик» скульптуры можно назвать «Крысой». Или «Таксой». Видели наверняка, как собака гоняется за своим хвостом. На нем блохи устраивают дискотеки. Идею подсмотрел у своего друга Сергея Мисюна. Он обжег колоритного «Волка».
Мои круглые глаза стали квадратными: у овечки из «Гарема» отвалился полуовал мордочки. «Прямоугольник» Антон хранил хладнокровие: «Ничего страшного. Керамика — хрупкий материал. Поэтому она не может служить садово-парковой скульптурой. Даже в музее нужны два глаза в квадрате, чтобы уследить за изделием. Овечки из «Гарема» — это «тучки», только с ножками».
«В лучах солнца»
словно плывет по галерее Богиня. «Покоренный красотой» — так можно сказать о композиции Корнея Алексеева. Корней Иосифович – чувственный скульптор. Любит прикасаться к теплому и податливому дереву. Рассматривать его слои, внутренние «струи», которые должен учитывать резчик. Раскрашивать материал, следуя старобелорусской традиции.
Алексеев тоже ходил по залу, как в лучах солнца — в ярко-желтой рубашке. Лет 40 назад студент Корней из училища в Абрамцево приехал к другу в Могилев.И «что-то хорошее стало происходить с его сердцем!» Могилевчанка околдовала скульптора. Он «не смог забаррикадироваться от красоты» даже в музее. Полетели письма из Могилева в Подмосковье, из Подмосковья в Могилев. А вскоре прилетел он сам — и начал вить семейное гнездо.
«Весенние хлопоты» Алексеева привлекли многих. «Душа проснулась и птицей встрепенулась».
Залюбовалась целомудренной наготой «Купальщицы». Можно долго-предолго всматриваться в движение молодого, омытого в струях тела. Скульптор изучал силу сопротивления воды. «Деревянная» вода — это чудо красоты. В лиловой толще реки плывут рыбки. Очарованной рыбкой чувствуешь себя на выставке.
«Целая жизнь, или Последняя капля»
назвал свою композицию Андрей Воробьев.
— Глубокая работа, — восхищается Сергей Зубов (фотограф Серж Арден — авт.) — Вот та самая капля. Никто не знает, какой срок ему отмерили. Вот перевернутый лик. По идее, разум должен быть обращен к Богу. По мысли Воробьева, человек черпает силы из земли. Земля — наша прародительница. А небо посылает испытания. Испить чашу до дна и стать сильнее, взойти на ступень духовной лестницы.
Потрясающая работа в бронзе «Рождение и смерть». Рождается ребеночек. Вот он. Вот извивы жизненного пути — как годичные кольца деревьев. Наступает момент — душа отлетает. Человек на смертном одре. В двух ликах — молодом и старом, скульптор показал скоротечность жизни. Скорбная работа.
«Ортопедическая муза»
вдохновила Владимира Кононова на «Дзённік беспрацоўнага скульптара». Зал освещает сочная радуга рисунков. Многие из них посвящены друзьям. Андрею Воробьеву — «Бясконцыя пацалункі», Жуковскому — «Чаепитие», Александру Минькову — «Казка на нач».
Саша — автор гранитных «Колобка» и «Зайчика» — отец троих сыновей. Каждый вечер мчится домой. Сохранить сказочную традицию. Первая кураторская выставка Кононова прошла в 2014-м. В тот год Миньков забрал жену из роддома — и вся семья прибыла на вернисаж — с новорожденным на руках.
В этом году выставка десяти скульпторов была под вопросом. Кононов проходил долгую реабилитацию в ортопедии. Вернулся — и несколько месяцев был «недвижимостью». На седьмом этаже художник смотрел в окно: «Где ни оглянись, жизнь людская повсюду интересна». Разглядел занятную женщину. Каждое утро она присаживалась на скамейку, пудрила носик и ела йогурт. Скульптор на костылях столкнулся с Незнакомкой на остановке. Дама в оранжевой спецовке убирала «чинарики». И столько было в ней достоинства, что Владимир Кононов влюбился. В человечество! Земля хороша! Костыли научили «так жить, чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства». Будто распахнул окно — и в него хлынул поток света.
«В лунном сиянии» взгляд привлек бомжик, выброшенный на обочину жизни. Бедолага нашел товарищей по несчастью — выброшенные книги. Раскрыл одну из них и нырнул в сюжет. А Владимир Леонидович отложил «Соловьиное эхо» Афанасия Фета, схватил карандаш и набросал «Читателя». Так начинались «Крохкія крокі скульптуры».
Испытание подарило воздушный рой образов.
«Ортопедические Дюймовочки», медсестры, вызывают умиление.
«Натюрморт» — недоумение. Пыльный оригинал висит в столовой ортопедии. Костыли на рисунке превратились в… ангелов!
Говорят, все мы ангелы с одним крылом. Единственный способ взлететь — обнять любимого человека. Главные «костыли» — это семья. «Вдвоем быть лучше, чем одному. Ибо если упадут, друг друга поднимут» (глава 4, Экклезиаст). После мытарств душа повернулась к солнцу.
Муж и жена Кононовы пламенели рубашками. Владимир Леонидович был оранжевым солнцем. Галина Николаевна — красным солнышком. Супруги сделали счастливый кадр на фоне желто-красных «Тюльпанов». Кисти Кононовой. День рождения их семьи — праздник красного цвета. 7 ноября 2017 года — 40 лет совместной жизни. Рубиновая свадьба.
«И погасили мы луну, и свечек пламя заструилось, и лишь к тебе моя стремилась любовь, избрав тебя одну».
Выберите день — и проделайте «Крохкія крокі скульптуры». Выставка продлится до 27 августа. Опыт Кононова показал: костыли могут стать крыльями!
Елена МАКСИМОВА
Фото Валерия САВЧЕНКО и Марины МОРОЗОВОЙ