Крохкія крокі скульптуры

Максимова, Елена. Крохкія крокі скульптуры : [выставка могилевских скульпторов] / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2017. — 16 августа. — С. 9.

Так называется выставка скульптуры, куратором которой выступает Владимир Кононов. Десять скульпторов – как «парад планет»! У каждого ваятеля — «все особое, свое, и нет планет, похожих».

Причудливые композиции Сергея Сотникова превратили Выстаочный зал на улице Болдина в «Лабиринт». Достаньте же, как древнегреческий герой Тесей, клубок, привяжите нить у входа — и смело идите. «Путь через лабиринт – это преображение и новое рождение».

Шаг — и взгляд на мир глазами скульптора!

Не зря Антон Тихоновец сра­жался в огне с керамикой. «Мо­лодо и талантливо» — так можно сказать о его композициях. «Ква­драты», «треугольники», «трапе­ции» — фигуры посетителей «при­клеились» к «Блохам» и «Гарему».

— Люди — это геометрические фигуры. Весь мир — формы! Фор­ма для скульптора — самое глав­ное. Без нее ничего не будет, — рубит фразами Антон, поясняя замысел «Блох». — Эта компози­ция — собирательный образ. С таким же успехом «бублик» скульптуры можно назвать «Крысой». Или «Таксой». Видели наверняка, как собака гоняется за своим хво­стом. На нем блохи устраивают дискотеки. Идею подсмотрел у своего друга Сергея Мисюна. Он обжег колоритного «Волка».

03 04 02

Мои круглые глаза стали ква­дратными: у овечки из «Гарема» отвалился полуовал мордочки. «Прямоугольник» Антон хранил хладнокровие: «Ничего страшно­го. Керамика — хрупкий материал. Поэтому она не может служить садово-парковой скульптурой. Даже в музее нужны два глаза в квадрате, чтобы уследить за из­делием. Овечки из «Гарема» — это «тучки», только с ножками».

«В лучах солнца»

словно плывет по галерее Бо­гиня. «Покоренный красотой» — так можно сказать о композиции Корнея Алексеева. Корней Иосифович – чувственный скульптор. Любит прикасаться к теплому и податливому дереву. Рассматривать его слои, внутренние «струи», которые должен учитывать резчик. Раскрашивать материал, следуя старобелорусской традиции.

Алексеев тоже ходил по залу, как в лучах солнца — в ярко-желтой рубашке. Лет 40 назад студент Корней из училища в Абрамцево приехал к другу в Могилев.И «что-то хорошее стало происходить с его сердцем!» Могилевчанка околдовала скульптора. Он «не смог забаррикадироваться от красоты» даже в музее. Полетели письма из Могилева в Под­московье, из Подмосковья в Мо­гилев. А вскоре прилетел он сам — и начал вить семейное гнездо.

«Весенние хлопоты» Алексеева привлекли многих. «Душа проснулась и птицей встрепену­лась».

Залюбовалась целомудренной наготой «Купальщицы». Можно долго-предолго всматриваться в движение молодого, омытого в струях тела. Скульптор изучал силу сопротивления воды. «Де­ревянная» вода — это чудо красо­ты. В лиловой толще реки плывут рыбки. Очарованной рыбкой чув­ствуешь себя на выставке.

«Целая жизнь, или Последняя капля»

назвал свою композицию Андрей Воробьев.

— Глубокая работа, — восхища­ется Сергей Зубов (фотограф Серж Арден — авт.) — Вот та самая капля. Никто не знает, какой срок ему отмерили. Вот перевернутый лик. По идее, разум должен быть обращен к Богу. По мысли Воробьева, человек черпает силы из земли. Земля — наша прароди­тельница. А небо посылает испы­тания. Испить чашу до дна и стать сильнее, взойти на ступень духов­ной лестницы.

Потрясающая работа в бронзе «Рождение и смерть». Рождается ребеночек. Вот он. Вот извивы жизненного пути — как годичные кольца деревьев. Наступает мо­мент — душа отлетает. Человек на смертном одре. В двух ликах — молодом и старом, скуль­птор показал скоротечность жизни. Скорбная работа.

«Ортопедическая муза»

вдохновила Владими­ра Кононова на «Дзённік беспрацоўнага скульптара». Зал освещает сочная радуга рисунков. Многие из них по­священы друзьям. Андрею Воробьеву — «Бясконцыя пацалункі», Жуковскому — «Чаепитие», Александру Минькову — «Казка на нач».

Саша — автор гранитных «Колобка» и «Зайчика» — отец троих сыновей. Каждый ве­чер мчится домой. Сохранить сказочную традицию. Первая кураторская выставка Коно­нова прошла в 2014-м. В тот год Миньков забрал жену из род­дома — и вся семья прибыла на вернисаж — с новорожденным на руках.

В этом году выставка десяти скульпторов была под вопросом. Кононов проходил долгую реаби­литацию в ортопедии. Вернулся — и несколько месяцев был «недви­жимостью». На седьмом этаже художник смотрел в окно: «Где ни оглянись, жизнь людская повсюду интересна». Разглядел занятную женщину. Каждое утро она присаживалась на скамейку, пудрила носик и ела йогурт. Скульптор на костылях столкнулся с Незнакомкой на остановке. Дама в оранжевой спецовке убирала «чинарики». И столько было в ней достоинства, что Владимир Кононов влюбился. В человечество! Земля хороша! Костыли научили «так жить, чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства». Будто распахнул окно — и в него хлынул поток света.

«В лунном сиянии» взгляд при­влек бомжик, выброшенный на обочину жизни. Бедолага нашел товарищей по несчастью — выбро­шенные книги. Раскрыл одну из них и нырнул в сюжет. А Владимир Леонидович отложил «Соловьи­ное эхо» Афанасия Фета, схватил карандаш и набросал «Читателя». Так начинались «Крохкія крокі скульптуры».

Испытание подарило воздуш­ный рой образов.

«Ортопедические Дюймовоч­ки», медсестры, вызывают уми­ление.

«Натюрморт» — недоумение. Пыльный оригинал висит в сто­ловой ортопедии. Костыли на ри­сунке превратились в… ангелов!

Говорят, все мы ангелы с одним крылом. Единственный способ взлететь — обнять любимого чело­века. Главные «костыли» — это се­мья. «Вдвоем быть лучше, чем од­ному. Ибо если упадут, друг друга поднимут» (глава 4, Экклезиаст). После мытарств душа поверну­лась к солнцу.

Муж и жена Кононовы пламене­ли рубашками. Владимир Леони­дович был оранжевым солнцем. Галина Николаевна — красным солнышком. Супруги сделали счастливый кадр на фоне жел­то-красных «Тюльпанов». Кисти Кононовой. День рождения их семьи — праздник красного цве­та. 7 ноября 2017 года — 40 лет совместной жизни. Рубиновая свадьба.

«И погасили мы луну, и свечек пламя заструилось, и лишь к тебе моя стремилась любовь, избрав тебя одну».

Выберите день — и проделайте «Крохкія крокі скульптуры». Выставка продлится до 27 августа. Опыт Кононова показал: костыли могут стать крыльями!

01 05 07 06

Елена МАКСИМОВА

Фото Валерия САВЧЕНКО и Марины МОРОЗОВОЙ