Тайна «выдержки» Геннадия Карчевского

Хитрикова, Галина. Тайна «выдержки» Геннадия Карчевского / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 18 августа. — С. 11.

1Говорят, что фотографы смотрят на мир несколько иначе — нестандартно, благодаря чему умеют замечать мелкие, но очень важные детали. Могилевский фотограф Геннадий Карчевский уверяет, что такая особенность действительно существует. Только она не врожденная, а приобретенная — благодаря привычке смотреть на окружающий мир через объектив камеры. Лично ему она помогла разглядеть и запечатлеть тысячи, а может, уже и миллионы трогательных моментов окружающего мира.

 Вечный источник вдохновения

 У именитого и признанного мастера, как ни странно, нет любимого жанра — фотографирует все. Но на этом «все» в той или иной степени присутствует его родной город — Могилев. В творческом активе фотографа несколько альбомов и книг, посвященных древнему городу на Днепре, наборы открыток. Могилев был главным героем его фотовыставок. Ему посвящены десятки созданных календарей. Мастер признается, что и спустя несколько десятков лет фотографирования родного города может часами ходить по центральным и периферийным его улочкам, заглядывать в темные переулки, любоваться его речушками, лазать по его оврагам. И практически во время каждой такой прогулки камера улавливает один-два совершенно потрясающих момента. Этот успех вдохновляет на новые путешествия, которыми Геннадий никак не может «утолить» свою жажду фотографировать.

 Ловить настоящие эмоции

А началось все совершенно случайно. У провинциального юноши была мечта — стать художником. Ради ее достижения он поехал в столицу. По рисунку при поступлении в вуз получил «отлично» — счастью не было предела. На первом курсе состоялась выставка его гравюр — о событии писали в СМИ, педагоги хвалили. Но с началом дисциплины по изучению фотографии, которую, кстати, студенты в большинстве своем терпеть не могли, что-то внутри перевернулось. Оказалось, что фотоаппарат, в отличие от кисточки, дает возможность «ловить» настоящие живые эмоции, а не «создавать» их. Эта особенность воспринималась как чудо, которое с годами только усиливало интерес мастера.

— Победила фотография, наверное, еще и потому что она помогала мне внутренне измениться. Я был крайне нерешителен, но когда процесс фотографирования увлекал, забывал об этом. С годами моя неуверенность исчезла, и я с улыбкой вспоминаю первые годы фотографирования на улице, когда аппарат доставал украдкой, — вспоминает Геннадий Карчевский.

В свою очередь внутреннее раскрепощение позволило ему по-иному взглянуть на окружающий мир, появилось желание экспериментировать, чтобы найти новые средства выразительности для сюжета.

Настоящее — это история для будущего

Свой неиссякаемый интерес к фотографии мастер объясняет и желанием сохранить сегодняшнюю визуальную картинку города. Ведь фотографии — это его документы. Могилев стремительно меняется — историей становятся целые микрорайоны,в том числе частного сектора, на месте которых вырастают многоэтажки. И это прекрасно. Но у тех, кто вырос на узких улочках города, от таких преобразований ноет внутри. А с возрастом все сильнее. Оставшиеся снимки — не только способ напомнить о том, чего или кого уже нет с нами. Они возвращают в памяти далекие эпизоды промчавшегося, а иногда и не понятого счастья, становясь мостиком между настоящим и прошлым.

— Новые здания Могилева почти не снимаю. Думаю, они будут интересны будущим поколениям фотографов. Мои любимые уголки города — старые улицы. Там есть дух времени, на стенах полуразрушенных зданий — обрывки чужой ушедшей жизни. Особый свет, тени, полутона дают возможность это уловить и подчеркнуть. Если все получается, такая фотография притягивает взгляд и настраивает на раздумье, — разъясняет Геннадий.

— В настоящее время в среде фотографов, состоявшихся в прошлом веке, все больше набирает популярность возвращение к «пленке». Вы у себя такой тяги не чувствуете?

— Нет. Мало того, вспоминаю с ужасом коммерческую съемку на обратимую пленку с последующей проявкой вредными для здоровья химикатами. Именно поэтому при первой же возможности купил цифровой фотоаппарат. Появлению этой технологии несказанно рад. Она позволяет наслаждаться процессом от старта до финиша. Возвращение к старой методике создания фото действительно наблюдается сегодня, но, по- моему, результат не всегда хороший. Ценность таких фото в большинстве своем только в том, что сделаны они руками.

— Если современный процесс фотографирования — полное наслаждение и необъятное поле для самореализации, зачем тогда фотографу выставки?

— Любая творческая личность нуждается в диалоге со зрителем. Для этого и нужны выставки. Творческая биография пишется именно такими акциями, как авторские выставки, творческие салоны и конкурсы. Сегодня многие довольствуются выставочными площадками в Интернете. Дешево и сердито. Да и международные конкурсы уже не требуют отпечатков, вместо них выставляют цифровые файлы с сюжетами в определенном жанре.

— Не единожды слышала утверждение о том, что фотоаппаратов сегодня продают в сотни раз больше периода тридцатилетней давности, но талантливых фотографов от этого не стало больше. Вы разделяете эту точку зрения?

— Сегодня есть возможность заниматься фотографией у каждого, кто в состоянии купить фотоаппарат. И судя по появляющимся в Интернете фотографиям, талантливых людей немало. Ранее у них не было вариантов проявить свои способности, ведь далеко не все, кто чувствует тягу к рисованию, идут в художники. Фотография — самый доступный способ для самовыражения в творчестве.

  5 3

2 4   

 7 6

Галина ХИТРИКОВА
Фото Валерия САВЧЕНКО и Геннадия КАРЧЕВСКОГО