Микулич, Александр. Никто не забыт : [в Риге установлено место захоронения красноармейца И. Расницына] / Александр Микулич // Могилевская правда. — 2017. — 31 августа. С. 3.
Добрая новость пришла из столицы Латвии Риги. Силами местных общественников-энтузиастов наконец-то раскрыта тайна одной безымянной могилы времен Великой Отечественной войны, находящейся на старейшем в городе Покровском кладбище.
На территории некрополя, который существует с 1773 года, кроме захоронений известных жителей столицы, представителей русской культурной среды, эмигрантов из советской России есть и братские могилы русских воинов, павших при защите Риги в Первую мировую войну и при освобождении города в годы Великой Отечественной. Рядом с ними находится скромный памятник. Согласно надписи на надгробной плите, на этом месте обрели вечный покой 29 неизвестных бойцов Красной Армии, погибших летом 41-го в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Рядом находится братская могила детей — жертв войны. Это 17 воспитанников детского дома, замученных нацистами в годы оккупации Риги. Еще при Советской власти разными инстанциями предпринимались неоднократные попытки найти какие-нибудь сведения о похороненных здесь солдатах Красной Армии и замученных немцами детях. Но все попытки оказались тщетными.
С конца 1980-х годов и по настоящее время Покровское кладбище приводится в порядок представителями Пушкинского общества Латвии. Недавно сопредседателем общества Светланой Видякиной были обнаружены документы, позволившие установить личности похороненных здесь бойцов Красной Армии.
Женщине попалась на глаза чудом сохранившаяся метрическая книга Покровской церкви. Книгу начали вести в далеком 1933 году, и на ее страницах отмечались все, кто был похоронен на территории кладбища. Записи делались до лета 1944 года… А потом книга затерялась в одном из учреждений Латвийской православной церкви.
Перелистывая пожелтевшие от времени страницы, Светлана Александровна наткнулась на список из 18 имен и фамилий, погребенных на одном из участков Покровского кладбища летом 1941 года. Сопоставив указанное место в книге с нынешним планом некрополя, поисковики-общественники пришли к выводу, что вписанные в метрическую книгу люди похоронены в могиле, которая до сих пор считалась безымянной.
Опираясь на список из метрической книги, представители общества Ruthenia по архивным документам ОВД «Мемориал» смогли установить места жительства четырех погибших красноармейцев. Оказалось, что Иван Кирпиченков родом из Монастырщинского района Смоленской области, Петр Дембовский — из-под Лудзы Латышской ССР, Илья Надутый родился в селе Плоское Днепропетровской области УССР, а Исаак расницын оказался… жителем Могилева!
По электронным копиям документов, размещенных на сайте «Мемориала», автору удалось установить, что поиском сына занимался его отец Мендель Мовиевич Расницын. В октябре 1949 года он с соответствующим заявлением обратился в Могилевский объединенный городской военный комиссариат. Там была составлена специальная анкета, которая затем была направлена в Москву в отдел по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава Министерства обороны СССР. Но тогда поиски старшего сержанта И.М.Расницына оказались безрезультатными, а безутешный отец получил от работников военкомата справку о том, что его сын Исаак Расницын считается пропавшим без вести.
Из сохранившейся электронной копии анкеты удалось почерпнуть некоторые факты биографии нашего земляка. Из документа следовало, что молодой человек родился 18 марта 1920 года в Могилеве и до 1940 года проживал на улице Первомайской в доме №34. В октябре 40-го Исаака призвали на службу в армию и направили в город Митаву (Елгаву) Литовской ССР, где размещались войска 12-го мехкорпуса и штаб 8-й армии Прибалтийского военного округа. В начале июня 1941 года Мендель Мовиевич получил от сына последнее письмо. Исаак, как будто что-то предчувствуя, прислал на память отцу из Митавы свою фотокарточку, на которой юноша был запечатлен в форме старшего сержанта бронетанковых войск.
При каких обстоятельствах погиб наш земляк — неизвестно. Из архивных документов и воспоминаний участников тех событий можно узнать, что наши войска начали планомерный отход из Митавы в сторону Риги с 26 июня 1941 года. Утром 28 июня у моста через реку Лиелупе был оставлен заслон из роты бронемашин, 6 танков и отряда рабочих-ополченцев для прикрытия отступающих частей. Отряд целые сутки вел упорный бой с немцами, не давая им переправиться через реку. Потеряв в бою шесть бронемашин, отряд прикрытия взорвал шоссейный мост и отошел к Риге. Возможно, тогда и получили тяжелые ранения Исаак Расницын и другие красноармейцы, умершие позже в одном из лазаретов в Риге. А может быть, они погибли в боях за столицу Латвии, которые разгорелись с 30 июня 1941 года. Но это пока всего лишь предположения.
Хочется надеяться, что остались в живых родные Исаака Расницына, которые наконец-то узнают о месте захоронения своего родственника, геройски погибшего с оружием в руках защищая советскую Ригу.
Кстати, сейчас ведется реконструкция Покровского кладбища. Планируется установить здесь силами Пушкинского общества и Ruthenia знак с именами 18 погибших бойцов и командиров Красной Армии. Еще хочется высказать искренние слова благодарности общественникам, которые, несмотря на сложную политическую ситуацию в стране, пытаются сохранить память об освободительной роли Красной Армии.
Александр МИКУЛИЧ.