Никто не забыт

Микулич, Александр. Никто не забыт : [в Риге установлено место захоронения красноармейца И. Расницына] / Александр Микулич // Могилевская правда. — 2017. — 31 августа. С. 3.

Добрая новость пришла из столицы Латвии Риги. Силами местных общественников-энтузиастов наконец-то раскрыта тайна одной безымянной могилы времен Великой Отечественной войны, находящейся на старейшем в городе Покровском кладбище.

На территории некропо­ля, который существует с 1773 года, кроме захороне­ний известных жителей столи­цы, представителей русской культурной среды, эмигрантов из советской России есть и братские могилы русских во­инов, павших при защите Риги в Первую мировую войну и при освобождении города в годы Великой Отечественной. Рядом с ними находится скромный памятник. Согласно надписи на надгробной плите, на этом месте обрели вечный покой 29 неизвестных бойцов Красной Армии, погибших летом 41-го в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Рядом находится братская могила детей — жертв войны. Это 17 воспитанников детского дома, замученных на­цистами в годы оккупации Риги. Еще при Советской власти раз­ными инстанциями предприни­мались неоднократные попытки найти какие-нибудь сведения о похороненных здесь солдатах Красной Армии и замученных немцами детях. Но все попытки оказались тщетными.

С конца 1980-х годов  и по настоящее время Покровское кладбище приводится в порядок представителями Пушкинского общества Латвии. Недавно со­председателем общества Свет­ланой Видякиной были обнару­жены документы, позволившие установить личности похоро­ненных здесь бойцов Красной Армии.

Женщине попалась на глаза чудом сохранившаяся метриче­ская книга Покровской церкви. Книгу начали вести в далеком 1933 году, и на ее страницах от­мечались все, кто был похоро­нен на территории кладбища. Записи делались до лета 1944 года… А потом книга затерялась в одном из учреждений Латвий­ской православной церкви.

Перелистывая пожелтев­шие от времени страни­цы, Светлана Александровна наткнулась на список из 18 имен и фамилий, погребенных на одном из участков Покровско­го кладбища летом 1941 года. Сопоставив указанное место в книге с нынешним планом не­крополя, поисковики-обще­ственники пришли к выводу, что вписанные в метрическую книгу люди похоронены в могиле, ко­торая до сих пор считалась бе­зымянной.

Опираясь на список из ме­трической книги, представители общества Ruthenia по архивным документам ОВД «Мемориал» смогли установить места жи­тельства четырех погибших красноармейцев. Оказалось, что Иван Кирпиченков родом из Монастырщинского райо­на Смоленской области, Петр Дембовский — из-под Лудзы Латышской ССР, Илья Надутый родился в селе Плоское Дне­пропетровской области УССР, а Исаак расницын оказался… жителем Могилева!

По электронным копиям до­кументов, размещенных на сай­те «Мемориала», автору удалось установить, что поиском сына занимался его отец Мендель Мовиевич Расницын. В октябре 1949 года он с соответствую­щим заявлением обратился в Могилевский объединенный го­родской военный комиссариат. Там была составлена специаль­ная анкета, которая затем была направлена в Москву в отдел по учету погибшего и пропав­шего без вести рядового и сер­жантского состава Министер­ства обороны СССР. Но тогда поиски старшего сержанта И.М.Расницына оказались без­результатными, а безутешный отец получил от работников во­енкомата справку о том, что его сын Исаак Расницын считается пропавшим без вести.

Из сохранившейся элек­тронной копии анкеты удалось почерпнуть некоторые факты биографии нашего земляка. Из документа следовало, что молодой человек родился 18 марта 1920 года в Могилеве и до 1940 года проживал на улице Перво­майской в доме №34. В октябре 40-го Исаака призвали на служ­бу в армию и направили в город Митаву (Елгаву) Литовской ССР, где размещались войска 12-го мехкорпуса и штаб 8-й армии Прибалтийского военного окру­га. В начале июня 1941 года Мендель Мовиевич получил от сына последнее письмо. Исаак, как будто что-то предчувствуя, прислал на память отцу из Митавы свою фотокарточку, на ко­торой юноша был запечатлен в форме старшего сержанта бро­нетанковых войск.

При каких обстоятельствах погиб наш земляк — неизвестно. Из архивных документов и воспоминаний участников тех событий  можно узнать, что наши войска начали планомер­ный отход из Митавы в сторо­ну Риги с 26 июня 1941 года. Утром 28 июня у моста через реку Лиелупе был оставлен за­слон из роты бронемашин, 6  танков и отряда рабочих-ополченцев для прикрытия отступа­ющих частей. Отряд целые сут­ки вел упорный бой с немцами, не давая им переправиться че­рез реку. Потеряв в бою шесть бронемашин, отряд прикрытия взорвал шоссейный мост и ото­шел к Риге. Возможно, тогда и получили тяжелые ранения Исаак Расницын и другие красноармейцы, умершие позже в одном из лазаретов в Риге. А может быть, они погибли в боях за столицу Латвии, которые разгорелись с 30 июня 1941 года. Но это пока всего лишь предположения.

Хочется надеяться, что остались в живых род­ные Исаака Расницына, кото­рые наконец-то узнают о месте захоронения своего родствен­ника, геройски погибшего с оружием в руках защищая со­ветскую Ригу.

Кстати, сейчас ведется ре­конструкция Покровского клад­бища. Планируется установить здесь силами Пушкинского общества и Ruthenia знак с име­нами 18 погибших бойцов и ко­мандиров Красной Армии. Еще хочется высказать искренние слова благодарности обще­ственникам, которые, несмотря на сложную политическую ситу­ацию в стране, пытаются сохра­нить память об освободитель­ной роли Красной Армии.

Александр МИКУЛИЧ.

1 2