Овсепьян, Ирина. Друзья по палитре : [XXII Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве»] / Ирина Овсепьян // СБ. Беларусь сегодня. — 2017. — 7 сентября. — С. VII. — Союз. Беларусь-Россия.
— ЭТО были прекрасные дни! Утром писали туманы, днем купались. Результаты отличные! — улыбается белорусский художник Леонид Гомонов, художественный руководитель XXII Международного пленэра по живописи, вспоминая двухнедельное пребывание в музее–усадьбе Василия Поленова на реке Оке. — У нас собралась отличная команда, любой пленэр всегда проходит в теплой атмосфере, и с кем мы еще не успели подружиться, с теми подружимся.
Второй этап международного пленэра, посвященного в этом году 145–летию со дня рождения народного художника Беларуси и России Витольда Бялыницкого–Бирули, вчера завершил работу. Проект, бывший изначально белорусско–российским, за два десятилетия разросся — на пленэры приезжает все больше художников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Этот год собрал участников из Индии, Израиля, Армении, Сербии, Литвы, Китая и Украины, поселившихся на родине мастера — в Белыничах. Однако российская делегации по–прежнему самая многочисленная.
Александр Хохряков, директор Могилевского областного музея им. П.В. Масленикова, на базе которого в 1995 году начали проводиться первые белорусско–российские пленэры, убежден:
— Мы не можем без связи с Россией, не можем жить в отрыве от русской школы живописи. Был момент, когда эта связь пропала, и мы приложили все усилия, чтобы восстановить ее. На наше счастье, откликнулось руководство музея–заповедника Василия Поленова, дав нам базу для российского этапа пленэра. Сейчас мы собираем вместе прекрасных художников — как маститых, известных, так и молодых талантов, работающих в направлении реалистической живописи. Созданные ими во время пленэров работы пополняют фонды нашего музея.
Дружба крепнет не только между художниками, но и между музейщиками. В этом году международный пленэр посетила заведующая Центром искусства и культуры «Дача «Чайка» Витольда Бялыницкого–Бирули» в окрестностях озера Удомля в Тверской области Елена Тимакова, которая присматривается к перспективам культурного сотрудничества:
— В этом году в связи со 145–летним юбилеем Бялыницкого–Бирули мы на даче «Чайка» проводили детский пленэр. Хотелось бы сделать его международным, закольцевать: Могилев — Удомля — академическая дача Репина — Михайловское (куда Бялыницкий–Бируля ездил писать) — и музей–усадьба Репина «Здравнево» под Витебском. Кроме того, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси Владимир Прокопцов предложил провести у нас выставку работ Бялыницкого–Бирули из их фондов, эту тему мы будем обсуждать с руководством Тверской картинной галереи, филиалом которой является дача «Чайка».
На малую родину художника Елена Тимакова попала впервые: от Белыничей, где поселились участники пленэра, получила хорошие впечатления, высоко оценила Могилевский областной художественный музей им. П.В.Масленикова, порадовалась, что идет реконструкция музея Бялыницкого–Бирули в Могилеве — филиал НХМ. Наверное, в свете перспектив сотрудничества было бы неплохо приурочить открытие обновленного музея к крупному международному событию, связывающему две страны, предположила заведующая дачей «Чайка». Из таких, например, пятый Форум регионов России и Беларуси, который пройдет в Могилеве в будущем году: к тому моменту капитальный ремонт и реэкспозиция могилевского музея В.К. Бялыницкого–Бирули как раз завершится.
Ирина ОВСЕПЬЯН.
ovsepyan@sb.by