Ковалевский, Борис. Гонки по вертикали : [беседа с генеральным директором ОАО «Могилевлифтмаш» Б. Ковалевским] / Борис Ковалевский ; беседовала Светлана Маркова // Рэспубліка. — 2017. — 23 верасня.
Выкроить время для встречи с журналистом Борису Викторовичу непросто. Его рабочие будни расписаны буквально по минутам. Что вполне объяснимо: «Могилевлифтмаш» само по себе предприятие огромное. А с недавних пор оно преобразовано в холдинг, куда вошли еще три завода — могилевские «Электродвигатель», «Зенит» и витебский «Ветразь». Хлопот, соответственно, тоже прибавилось. Но производство, уверен Борис Ковалевский, — организм постоянно развивающийся, меняющийся. Приспосабливаться нужно и к требованиям времени, и к запросам потребителей. И, разумеется, нельзя забывать о том, что конкуренты на пятки наступают.
Лифт для тропиков
— В одном интервью вы как-то признались, что в советские времена предприятие тиражировало в основном один и тот же стандартный вариант лифта, который предусматривали рамки госзаказа. Сегодня в активе «Могилевлифтмаша» около ста сорока моделей подъемников. Быстро подстроились к рыночным реалиям?
— Не могу сказать, что этот процесс был молниеносным и безболезненным. Трудность заключалась еще и в том, что машиностроительный комплекс существенно зависит от импорта. Своего листового металла в стране нет, а в производстве лифтов без него, разумеется, не обойтись. Сейчас берем его у Новолипецкого металлургического комбината. Нашли надежных партнеров в России и по поставке других материалов и комплектующих. Это металлопрокат из Череповца, лифтовые направляющие из Омутнинска, подшипники из Вологды, комплектующие цепи из Нижнего Новгорода.
Само собой, многое пришлось сделать в плане техперевооружения, которое, по сути, продолжается по сей день. Конкуренция в нашей отрасли нынче жесткая как никогда. Емкость самого рынка лифтов сократилась, а производителей, наоборот, стало больше. В Казахстане и Средней Азии, к примеру, сталкиваемся с нешуточной конкуренцией со стороны китайских и турецких производителей. Сегодня, чтобы удержать позиции и завоевывать новые рынки сбыта, нужно быть в чем-то лучше, чем другие. Дизайном, формой лифта заинтересовать покупателя. Заставить поверить, что ты можешь учесть все его пожелания, даже если поначалу кажется, что они выходят за рамки наших возможностей.
— Какие, например?
— Для Венесуэлы мы изготовили лифт в «тропическом» исполнении. Это специфические окраска и электрика, которым не страшна повышенная влажность. А главным требованием заказчиков из Монголии было наличие источника бесперебойного питания — для того, чтобы в случае отключения электроэнергии пассажир мог сам выбраться из кабины. Но такие трудности предприятию только на пользу: они помогают совершенствоваться и расти профессионально. Сегодня основная часть могилевских лифтов идет на экспорт. Главным покупателем остается Россия, причем в рейтинге этой страны наши лифты занимают лидирующие позиции. Их оценили также в Афганистане, Азербайджане, Украине. Сейчас ведем переговоры о поставках в Бельгию, Сирию, Румынию. В надежности и безопасности наших лифтов заказчики успели убедиться не раз. Мы оснащали такие серьезные объекты как Байконур, Ленинградскую АЭС. Теперь завоевали право установить свое оборудование и на БелАЭС.
— В офисе ОАО «Могилевлифтмаш» сегодня работают лифты с сенсорными панелями управления. Такие подъемники тоже серийного производства или это нечто вроде визитной карточки?
— У нынешнего покупателя самые разные запросы. Одни хотят сократить расходы до минимума, другим нужен лифт с современным дизайном, улучшенными потребительскими качествами. Отсюда и варианты — бюджетные, более дорогие и даже VIP-модели. Если говорить о принципиальной технической разнице, то одна из таких перспективных разработок — лифт без машинного помещения, с осевой безредукторной лебедкой. В чем его преимущество? В том, что он позволяет экономно использовать пространство — дополнительные помещения для лифтового оборудования в домах не понадобятся. Архитекторам это дает больше возможностей для реализации своих самых смелых задумок, а строителям экономит расходы. Еще один плюс в экономии электроэнергии. Кроме того, лифты нового поколения более комфортны и экологичны. В общем, на месте мы не стоим. Двигаемся в разных направлениях, активно работаем и над снижением себестоимости. В этом деле нам очень помогают инновационные разработки. К примеру, использование синхронных двигателей с постоянными магнитами для привода дверей уменьшают вес кабины, сокращают потребление энергии, снижают шум. Это все конкурентные преимущества.
— Хотя срок службы лифта 25 лет, во многих домах они все еще на ходу. Это говорит о том, что запас прочности у него на самом деле куда больше, чем заявлено?
— Бесспорно, безопасность — один из важнейших критериев, которыми мы руководствовались всегда. Поэтому запас прочности у лифтов довольно высокий — как говорится, «с нахлестом». Однако и сроки их действия оговариваются не ради галочки. После 25 лет службы лифты проходят полную диагностику, и их жизнь продлевается еще на несколько лет. Но менять ведь все равно нужно. И чем больше этот момент будет откладываться, тем большим будет объем работ. А цифра и так немаленькая: в нашей стране замены требуют около 14 тысяч лифтов. Решить эту проблему призвана программа «Комфортное жилье». Но, к сожалению, с финансированием проекта пока есть сложности. Сейчас обсуждаем эту тему с Минпромом, облисполкомом и другими ведомствами, пытаемся определить источники финансирования.
Вверх по эскалатору
— Вот уже три года как география «Могилевлифтмаша» стала намного шире. Теперь вы не просто завод, а холдинг, который объединяет сразу четыре предприятия. Выиграли вы от этого или проиграли?
— Так прямолинейно вопрос я бы не ставил. Ведь любое производство — это прежде всего люди. Наша команда выросла, теперь в ней семь тысяч человек. Многие отдали работе десятки лет жизни, стали классными специалистами в своем деле. Разбрасываться ими нельзя. Но любая перестройка требует грамотного подхода. Такого решения, от которого в итоге выиграли бы все. Проблем, что скрывать, добавилось. Например, тот же «Электродвигатель» пришел к нам с большим финансовым минусом: предприятие очень сильно закредитовано. Мы составляем график погашения кредитов, но быстро рассчитаться по счетам не получается. Есть еще одно «но» — это старая производственная база. Предприятие послевоенное, разбросано по нескольким зданиям, которые требуют ремонта. Тем не менее понемногу идем вперед, меняем ассортимент, продвигаем продукцию.
— Маркетинг, можно сказать, ваш хлеб. Только в этом управлении отработали почти пятнадцать лет. А общий стаж на предприятии больше чем в два раза. Правда, что начинали здесь электриком?
— Точнее, электромонтером, причем пятого разряда. До армии я закончил Минский политехнический техникум, где получил эту специальность. Потом получил диплом и Белорусского политехнического института, сегодня это БНТУ. Экономику изучал уже в Могилевском университете продовольствия. А недавно закончил учебу в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Могу сказать, что лишних знаний не бывает. Они пригодились тогда, когда работал в отделе главного энергетика. И в службе маркетинга, где я также прошел все ступени. И, конечно, сейчас. Современный руководитель должен быть компетентным во всех областях, обязан уметь поддержать разговор с любым собеседником.
— Наверное, это помогает оценить и перспективность новых проектов? Я имею в виду эскалаторы, на которые замахнулся «Могилевлифтмаш». Как вообще появилась такая идея?
— Об освоении новой продукции мы думаем всегда. Как известно, при строительстве торгово-развлекательных центров, административных зданий, вокзалов и других объектов, кроме лифтового оборудования, есть необходимость в установке и эскалаторов. При этом желательно, чтобы все оборудование было от одного производителя. То есть эта продукция востребована, она будет иметь спрос и при этом решать вопросы импортозамещения. Так почему бы эту нишу не занять нам? Поэтому «Могилевлифтмаш» задумался над данной проблемой. А в нынешнем году вместе с нашим китайским партнером уже наладили производство эскалаторов. Для этого создали цех непрофильной продукции, который оснащен по последнему слову техники. Мы рискнули, и риск оказался оправданным. Сегодня понятно, что проект удался на все сто процентов: продукт получился качественным, конкурентоспособным. Наши эскалаторы отвечают мировым тенденциям лифтовой индустрии. Для их продвижения мы разработали специальный бренд, который легко запоминается и при этом отражает причастность к созданию этой техники Могилевского лифтмаша. Немаловажный момент: треть комплектующих эскалаторов — белорусского производства. В скорой перспективе планируем повысить их удельный вес до пятидесяти процентов.
— Да, создание безбарьерной среды тоже очень важная составляющая наших инновационных проектов. Ранее мы создали и запустили в производство подъемник наклонного типа. Он прост в использовании, а самое главное — позволяет людям с ограниченными возможностями самостоятельно и с комфортом перемещаться с одного уровня на другой. А в этом сезоне приступаем к серийному выпуску подъемников для бассейнов. Эта новинка также создана в помощь тем, у кого есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. С его помощью человек сможет попасть на плавательную дорожку. Более того — подобная техника наверняка придется кстати в домах-интернатах, ее можно использовать для реабилитации физически ослабленных пациентов в медицинских, оздоровительных центрах, спортивных комплексах.
Строка в историю
— Ваш кабинет — как экспозиция в музее. Раритетные лук и стрелы, копия монумента Астана-Байтерек и одесского памятника Дюку. Это подарки партнеров?
— Причем далеко не все. За полвека — а в прошлом году, напомню, «Могилевлифтмаш» отметил свое 50-летие, — и презентов от партнеров, и просто исторических материалов набралось немало. На предприятии есть выставочный павильон в цеху. Но сегодня нас это уже не устраивает — ни по содержанию, ни по расположению. Потому в планах создание нового выставочного комплекса. Сейчас идет его проектирование. Рассчитываем завершить проект в будущем году. И не только достойно представить все этапы развития лифтмаша, но сделать его «живым»: проводить там встречи, семинары… Хочу добавить, что юбилейный 2016-й был для предприятия довольно плодотворным: мы выпустили свыше 12 тысяч лифтов. В этом же году — свой трехсоттысячный лифт. А три первых сошли с конвейера в 1970-м. Их установили в здании Могилевского облисполкома. Наши лифты много где служили, в том числе в Большом театре в Москве, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.
— В прошлом году вас назвали Человеком года Могилевской области и избрали членом Совета Республики Национального собрания. Как новый статус отразился на вашей жизни?
— Если говорить о звании, то его рассматриваю как аванс доверия. После избрания в Совет Республики Национального собрания моя жизнь существенно не изменилась. Разве что стала еще более динамичной и насыщенной. К слову, решать в парламенте приходится вопросы, которые перекликаются с производственными в главном — безопасности.
— В своем графике находите время для отдыха? Как восстанавливаетесь? Может, есть какой-нибудь секретный рецепт здоровья от гендиректора холдинга?
— С марта и до октября живу на даче. От Могилева она не так далеко, но здесь все совсем по-другому. Сосновая роща, где поют птицы, прогулка у реки — все это дарит позитив. Плюс некие простые обязанности: наколоть дров, протопить баню или еще что-то сделать по хозяйству. Когда подышишь свежим воздухом, подвигаешься, тогда и спишь лучше. Вставать же приходится рано: в 7.15 я, как правило, уже в своем кабинете. Сорока с лишним минут хватает, чтобы просмотреть какие-то документы, письма. Затем — полностью включиться в работу. Могу сказать, что и в целом на предприятии здоровый образ жизни приветствуется. Для работников закупаются абонементы в бассейн, поощряются их занятия спортом. У нас, кстати, очень сильная команда по мини-футболу — на соревнования мы даже в Москву выезжаем. Вообще, социальный пакет доплат, который оговорен колдоговором предприятия, у нас довольно весомый.
— А в отпуск куда?
— К морю, к солнцу. Пусть на десять дней. Или даже семь — этого времени тоже хватит, чтобы перезагрузиться.
— Для любого человека важно иметь точку опоры. Для вас это…
— Прежде всего моя семья. Дорожу и своими друзьями. Их немного, в основном со времен молодости. В техникуме у нас была очень дружная группа, и за время учебы никого не растеряли. Ездили на картошку, делились последним. В общем, прошли испытание временем. По прошествии лет ничего не изменилось: кто какую должность бы сейчас ни занимал, значения не имеет. Куда важнее другое — надежность, прочность. Не случайно ведь и для техники, в том числе и лифтов, эти характеристики — самые главные.
Интерес к предприятию проявил Посол Республики Молдова в Беларуси
Делегация Всемирного банка в Беларуси во главе с Ян Чул Кимом
Продукция Могилевского лифтмаша получила признание на многих международных выставках
Колонна «Могилевлифтмаша» на празднике города
«Могилевлифтмашу» есть что показать гостям из Грузии
Рыбалка дарит отличные эмоции
«В техникуме у нас была дружная группа» (Борис КОВАЛЕВСКИЙ в центре внизу).
Борис КОВАЛЕВСКИЙ прошел все ступени в отделе главного энергетика (на фото — возле двери).
Предприятие выпускает около ста сорока моделей лифтов
Первый лифт сошел с конвейера в 1970-м.
Светлана МАРКОВА
svet.markova@gmail.com
Фото Кристины СУВОРОВОЙ, из архива предприятия и личного архива Бориса КОВАЛЕВСКОГО