Свидание с Красной звездой

Максимова, Елена. Свидание с Красной звездой : [выставка «1917: взгляд через столетие» проходит в Могилевском областном краеведческом музее] / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2017. — 20 сентября. — С. 12.

Вы входите на выставку: со снимка старого города на вас надвигается Красная звезда. Казалось бы, тема Великого Октября исчерпала себя. Но у ведущего научного сотрудника краеведческого музея Александры Бураковой, идейного вдохновителя выставки «1917: взгляд через столетие», иное мнение.

Музейщики подошли к делу с творческим накалом и что-то всколыхнули в душе. Посетители взволновались. Как Ленин перед свиданием с Надеждой Крупской. Или Инессой Арманд. Как советские люди перед Первомаем. Или Пасхой.

Или — разделительный союз. Разделяет всего лишь слова. Революция разделила людей — на белых или красных. Каждый сделал выбор — и полились реки крови. «Невольно крестится рука». Чур меня! В голове не укладывается, как то поколение выдержало все потрясения.

Студенты историко-филологического факультета МГУ имени А. Кулешова растерялись перед круговой диаграммой. Каждому предложили поставить маркером крестик в одном из трех секторов. Как вы думаете, Октябрьская революция — это величайшее событие, способствовавшее развитию страны? Или государственный переворот, отбросивший страну назад? Молодые люди затруднялись ответить. Засомневались и взрослые товарищи.

Преподавателя Александра Григорьевича Агеева встретили бурными аплодисментами. Как Ленина! Стоило только Ильичу появиться перед солдатами и матросами, как те до боли колотили в ладошки. Агеев красноречив, как вождь революции. Весной кандидат исторических наук был на форуме в Московском университете имени Ломоносова. Интеллектуалы собрались по поводу 100-летия Великого Октября. Доктора наук разделились на два лагеря: за и против. Геннадий Зюганов — убежденный коммунист, умнейший человек, заявил: дело революции будет жить! Жириновский. Вольфович. Владимир. Отбросил клоунаду в сторону и начал громить все тезисы Геннадия Андреевича — зал ахнул от восторга. Долой защитников Октября!

В духе того времени по всему периметру зала работники музея развесили красные транспаранты. «Долой самодержавие!» — бастовали рабочие во время Февральской революции. Не было бы Февраля — не случилось бы Октября.

В экспозиции представлена периодика того времени. В «Известиях» от 3 марта 1917 заметка «Где царь и царица?» Взволнованных людей успокоили: всё1 хорошо. Трагедия мученической кончины Царской семьи случится в июле 1918.

15 сентября 2017, в день открытия выставки, старший научный сотрудник Славгородского краеведческого отдела Вера Стасен-ко подарила коллегам Псалтирь 1837 года с жизнеописанием семьи Романовых. Могилев был в эпицентре революционных событий. Здесь был Николай Второй.

Временное правительство России возглавил Керенский. Народ ратовал за сильную власть, но за Корниловым не пошел. Пошел за большевиками, поманившими лозунгами «Мир народам», «Заводы рабочим», «Земля крестьянам». Народ поверил, но все произошло с точностью до наоборот: братоубийственная война, индустриализация, коллективизация.

Делегаткой на Первый Всесоюзный съезд колхозниц отправилась наша землячка — уроженка деревни Городец Горецкого района. «Женщина в колхозе — большая сила». На черно-белом снимке колхозники радуются первому трактору «Интернационал», в котором 15 лошадиных сил. Трактористы казались такими же загадочными людьми, как попы в церквушках. Толпы шли и глядели, как бьется водитель с железным конем. Алеет за стеклом мемориальная рубаха председателя колхоза Тищенко.

Сельскую идиллию разрушает телеграмма Ленина пензенским коммунистам: «Повесить (непременно повесить) не меньше 100 кулаков, богатеев, кровопийцев. Отнять у них весь хлеб. Сделать так, чтобы народ видел, трепетал. Телеграфируйте исполнение. P.S. Найдите людей потверже». Краснеют на белом фоне маленькие буковки, показывая трагические противоречия советской эпохи. «Век-волкодав» проглотил миллионы людей, ставших жертвами Большого террора (1937-38 годы). Страшная литография «Репрессии» диссонирует с праздничным платком «Да здравствует 20-я годовщина революции!»

Возле витрины с оружием все оживились, как перед новым кино в деревенском клубе. Товарищи из «Кулешова» (среди них — Владимир Ярощенко, автор публикаций о казни Духонина) спорили: «Бульдог» или какой-то другой револьвер лежит за стеклом. «Бульдог» перебульдожил. Уважили винтовку Мосина. Простая, надежная, безотказная. Бесперебойно работает в пыли, в холоде и даже после окунания в болото.

Из болота вышли в Чукотское море. Один из стендов посвящен крупнейшему кораблекрушению 20 века. Пароход «Челюскин» попытался пройти Северный путь за одну летнюю навигацию, но затонул. Экипаж высадился на дрейфующую льдину. Руководил полярниками могилевчанин Отто Юльевич Шмидт, внушительная фигура которого возвышается в правом углу зала. Вся страна затаив дыхание следила, как 107 человек два месяца боролись с ледяной стихией. Спасли людей семь летчиков, которые стали первыми Героями Советского Союза. В фондах музея нашлись уникальные работы Решетникова. Художник-репортер участвовал в заполярных экспедициях. Мо-гилевчане увидели портреты тех самых летчиков, имена которых страна знала как отче наш. Ляпидевский, Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев, Доронин, Бабушкин. «Челюскинская эпопея» принесла славу и Федору Решетникову. Зарисовки путешественника пользовались огромным успехом. Впереди были хрестоматийные картины «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка».

Как двоечники, развеселились посетители возле статуи «Ленин с детьми».

— Мы не прославляем Владимира Ленина, но мы показываем, как сотворили кумира в советское время, — заметили музейщики, в фондах которых множество бюстов вождя пролетариата. Нельзя было отказаться и от знамен, передающих дух того времени. Красный цвет как символ крови, пролитой за идею. «Революция -великая пожирательница людей и характеров. Она подводит наиболее мужественных под истребление, менее стойких опустошает». Троцкий «Моя жизнь». Жизни не жалко было пионерам Пустынско-го детского дома ради спасения знамени. То самое знамя, с которым дети вышли на первомайскую демонстрацию в 1941 году и потом встречали освободителей, представлено на выставке.

Выставка «1917: взгляд через столетие» учит думать. Лозунги вверху будто вступают в противоречивый диалог с цитатами известных людей внизу. Посетитель может вчитываться в документы, размышлять, сравнивать, делать выводы.

Создатель выставки Александра Сергеевна Буракова подошла к делу как настоящий ученый — попыталась дойти до правды. Даже пролетарий Иван Бездомный признавал: «среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные!» Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.

Так что наденьте, как Агеев, коричневую кожанку или синее галифе, налейтесь благодатной радостью — и отправляйтесь в областной музей на свидание со звездой.

Автор от всей души благодарит кандидата культурологии МГУ имени А. Кулешова Аленькову Юлию Васильевну за познавательную беседу, которая помогла понять колоссальный труд и трепетное отношение к мемориальным вещам хранителей коллекций краеведческого музея.

23 14

4 1 3 2

Елена МАКСИМОВА
Фото Валерия САВЧЕНКО и mycity.by