Быкова, Елена. История «сломанных» людей : [премьерой спектакля «Дурочка и зэк» открылся сезон в Могилевском областном драматическом театре] / Елена Быкова // Могилевская правда. — 2017. — 19 октября. — С. 16.
Премьерой спектакля «Дурочка и зэк» по пьесе Владимира Лидского открылся сезон в Могилевском областном драматическом театре. Смешную историю любви двух «ненужных» людей поставил режиссер Андрей Гузий.
В квартире двое: женщина, ставшая инвалидом после автокатастрофы, и мужчина, которому некуда деться, потому что он только что вышел из тюрьмы. У обоих за плечами своя трагическая история, свои жизненные перипетии. Каждому хочется поделиться своей историей, и у каждого при этом она выходит искаженной, как собственное изуродованное отражение в кривом зеркале. У героев нет имен — их определяют именно эти нарицательные: Дурочка и Зэк.
Она описывает ему свое прошлое во всех красках: автокатастрофа, смерть родителей, травма головы и, как следствие, невозможность продолжать учебу в университете. Он делает почти то же: сначала рассказывает небылицы о том, как воевал на всех войнах, летал в космос, общался с инопланетянами… А после всплывает история нелегкого детства: мать растила Зэка одна, мало зарабатывала. Тогда он и пошел «по наклонной»: ограбил ларек, чтобы угостить маму мороженым…
Герои постановки — люди со сломанной жизнью, но, тем не менее, они хотят любить и быть любимыми. Декорация — огромное, на полсцены, зеркало с отколотыми кусками — символ разбитого внутреннего мира персонажей. На фоне этого зеркала и разворачивается история.
Направленность спектакля заставляет зрителей, отбросив предрассудки, посмотреть на человека с позиций гуманности: на женщину с инвалидностью — как на абсолютно полноценного человека, □на так же, как и все, хочет любить, завести семью и родить детей. На Зэка — как на несчастливого, запутавшегося человека, который хочет, чтобы его пожалели. Но пожалеть их обоих некому, потому они и прибиваются друг к другу. Однако мы видим в обоих героях качества настолько общечеловеческие, что просто не поворачивается язык назвать их неполноценными в каком бы то ни было смысле.
Сторонней силой, разрушающей эфемерное счастье, на которое так надеялась Дурочка, является ее тетя. Шок пожилой женщины вполне ясен: для нее подопечная племянница — половина человека, и любить ей нельзя. Галине Угначевой в роли тети не просто веришь — в некоторые моменты общего скандала героев даже становится страшно от того, как убедительно она играет уверенность в своей правоте и в неполноценности племянницы.
Конечно, «Дурочка и зэк» — это история и о том, как вера в человека способна его преобразить. Ведь Дурочка, блаженный, божий, как ее называют в спектакле, человек — первая, кто верит в Зэка, его доброту и порядочность. И… украденное столовое серебро возвращается в дом, а сам он решает жениться на несчастной, как и он сам, женщине. Однако сила негативного общественного мнения в лице тети оказывается в этой ситуации разрушительной.
Безусловно, постановка очень проста, не требует от зрителя сверхконцентрации. По сути, это трагикомедия, и, несмотря на откровенную драму в жизни героев, зал действительно смеялся в моменты нелепости, противоречия в их рассказах.
Имела ли история двух встретившихся одиночеств шанс на счастливый исход? Каждый решает для себя сам: где проходит граница человечности по отношению к ближнему, проявлять ли к людям сострадание и радоваться вместе с ними или же ограничивать их возможности собственным узким мышлением и навешиванием ярлыков…
Елена БЫКОВА