История «сломанных» людей

Быкова, Елена. История «сломанных» людей : [премьерой спектакля «Дурочка и зэк» открылся сезон в Могилевском областном драматическом театре] / Елена Быкова // Могилевская правда. — 2017. — 19 октября. — С. 16.

Премьерой спектакля «Дурочка и зэк» по пьесе Владимира Лидского открылся сезон в Могилевском областном драматическом театре. Смешную историю любви двух «ненужных» людей поставил режиссер Андрей Гузий.

В квартире двое: женщина, ставшая инвалидом после автокатастрофы, и мужчина, которому некуда деться, потому что он только что вышел из тюрьмы. У обоих за плечами своя трагическая история, свои жизненные перипетии. Каждому хочется поделиться своей историей, и у каждого при этом она выходит искаженной, как собственное изуродо­ванное отражение в кривом зеркале. У героев нет имен — их определяют именно эти нарицательные: Дурочка и Зэк.

Она описывает ему свое прошлое во всех красках: автокатастрофа, смерть родителей, травма головы и, как следствие, не­возможность продолжать учебу в университете. Он делает почти то же: сначала рассказывает небыли­цы о том, как воевал на всех войнах, летал в кос­мос, общался с инопланетянами… А после всплы­вает история нелегкого детства: мать растила Зэка одна, мало зарабатывала. Тогда он и пошел «по на­клонной»: ограбил ларек, чтобы угостить маму мо­роженым…

Герои постановки — люди со сломанной жизнью, но, тем не менее, они хотят любить и быть любимы­ми. Декорация — огромное, на полсцены, зеркало с отколотыми кусками — символ разбитого внутрен­него мира персонажей. На фоне этого зеркала и разворачивается история.

Направленность спектакля заставляет зрите­лей, отбросив предрассудки, посмотреть на чело­века с позиций гуманности: на женщину с инвалид­ностью — как на абсолютно полноценного человека, □на так же, как и все, хочет любить, завести семью и родить детей. На Зэка — как на несчастливого, за­путавшегося человека, который хочет, чтобы его пожалели. Но пожалеть их обоих некому, потому они и прибиваются друг к другу. Однако мы видим в обоих героях качества настолько общечеловеческие, что просто не поворачивается язык назвать их неполноценными в каком бы то ни было смысле.

Сторонней силой, разрушающей эфемерное счастье, на которое так надеялась Дурочка, является ее тетя. Шок пожилой женщины вполне ясен: для нее подопечная племянница — половина человека, и любить ей нельзя. Галине Угначевой в роли тети не просто веришь — в некоторые моменты общего скандала героев даже становится страшно от того, как убедительно она играет уверенность в своей правоте и в неполноценности племянницы.

Конечно, «Дурочка и зэк» — это история и о том, как вера в человека способна его преобразить. Ведь Дурочка, блаженный, божий, как ее называют в спектакле, человек — первая, кто верит в Зэка, его доброту и порядочность. И… украденное столовое серебро возвращается в дом, а сам он решает же­ниться на несчастной, как и он сам, женщине. Одна­ко сила негативного общественного мнения в лице тети оказывается в этой ситуации разрушительной.

Безусловно, постановка очень проста, не тре­бует от зрителя сверхконцентрации. По сути, это трагикомедия, и, несмотря на откровенную драму в жизни героев, зал действительно смеялся в момен­ты нелепости, противоречия в их рассказах.

Имела ли история двух встретившихся одиночеств шанс на счастливый исход? Каждый решает для себя сам: где проходит граница человечности по отношению к ближнему, проявлять ли к людям сострадание и радоваться вместе с ними или же ограничивать их возможности собственным узким мышлением и навешиванием ярлыков…

Елена БЫКОВА

1 2