Живая и мертвая вода театр

Орлова, Т. Живая и мертвая вода театра : [«M@rt.контакт»] / Татьяна Орлова // Беларуская думка. — 2015. — № 8. — С. 54-60.

Знаменательно, что десятый юбилейный Международный молодежный театральный форум «М@rt.контакт» состоялся в Могилеве в Год молодежи. Несмотря на различные ритмы жизни, политические взгляды иудожественные вкусы, этот праздник театра искал и находил то, что нас всех, и молодежь в первую очередь, объединяет. Что сегодня есть искусство в понимании молодежи? Род творчества, размышления с элементами психоанализа, человеческая жизнь, оформленная в сюжет, или нечто другое? Что именно «другое»? Досуг и развлечения с элементами новейших модных технологий? Вопросы без ответов. И все же должно быть нечто, объединяющее в тенденцию.

Еще никто не сформулировал, что такое молодежное искусство или искусство для молодежи. В частности, молодежный те­атр. Должен он быть с непременным поис­ком новой формы, эффектным визуальным решением, обязательной ироничностью и маленьким форматом? Возможно. Нам же по старинке хочется ясности смысла и со­держания, логики поступков и, говоря об­разно, ремонта человеческих душ. Отцы и дети опять расходятся в поисках ответов, но как опасно противопоставлять одно другому!

Возрастные особенности, конечно же, влияют на восприятие искусства. То, что восторгает подростка, более спокойно вос­принимается поколением от 25 до 33 лет и мудро теми, кто отвечает за детей и внуков. Когда попадаешь на театральный фести­валь, названный молодежным, постоянно задумываешься над всеми этими проблема­ми. Так было и на последнем, традицион­ном для Могилева, «М@rt.контакт».

Концепция этого Международного молодежного театрального форума сфор­мировалась давно и не менялась за ми­нувшие десять лет. Проходит он всегда в одних и тех же числах марта и заканчива­ется в Международный день театра. Моло­дежный — значит, «о молодежи и для нее». Международный — широкая география, что­бы знать, что есть интересного у других. Могилевский — проходит в самом старинном театральном здании страны и богатейшем на исторические события городе. @rt — это праздник искусства. Контакт — связь и со­гласованность в действиях, а также откры­тый диалог культур.

Показательно: могилевские областные власти очень гордятся своим праздником и не жалеют на него средств, отмечая, что Мо­гилев становится молодежной театральной столицей, а его драматический и куколь­ный театры творчески крепнут и выходят в стране на первые позиции. К тому же региональные руководители стараются лич­но посещать фестивальные спектакли и не боятся высказывать собственное мнение.

В 2015 году было показано 19 кон­курсных и 2 внеконкурсных спектакля театральными коллективами из десяти стран. Юбилейный фестиваль отказался от профессионального жюри и опреде­ления победителей, предоставив право высказаться экспертной группе молодых зрителей. Полезными для участников оказались ежедневные обсуждения спектаклей известными критиками из пяти стран, мастер-классы для всех желающих, творческие лаборатории, презентации книг о театре, фотовыставки, дискуссии в  фестивальном клубе, выпуск независимой редакцией ежедневного вестника форума.

Требуется успокоительное

На юбилейном форуме, как и ранее, встретились самые смелые примеры теа­трального поиска. Это и многообразие театральных школ, культурных традиций, неповторимого режиссерского и актерского почерка. Как верно заметил заслуженный деятель культуры Республики Беларусь на­чальник главного управления идеологиче­ской работы, культуры и по делам молоде­жи Могилевского облисполкома Анатолий Синковец, на неделю перед нами как бы открывается единое творческое простран­ство, «в котором наследие прошлого и новаторство настоящего служат высокой цели становления современного искусства, актуального и жизнеспособного».

Хочется начать с обзора трех далеко не самых лучших спектаклей по классическим пьесам «Гроза» А. Островского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Наш Гамлет» (сце­ническая версия трагедии У. Шекспира «Гамлет»), где была заявлена претензия на актуальное прочтение и перенос действия в наши дни. Артисты приехали из Костромы, Санкт-Петербурга и Харькова. В своих го­родах эти работы получили шквал негодо­вания и споров. Конечно же, в обращении к классике заложен поиск сопричастности пьесы к нашему времени, разворот пере­живаний героев к вечности. На то она и классика. Но как важно, чтобы это не стало фальшивой формальностью и уродливым отражением чужих образцов, желанием провинции подражать модным театраль­ным режиссерам столицы, как это случи­лось в костромской «Грозе» и харьковском «Гамлете».

Сотканная из целлофана, стройматериала, резиновых сапог и электрических разрядов «Гроза» режиссера Сергея Кузь­мича бросила вызов классическим про­чтениям пьесы. Возможно, постановщик поставил вопрос: «Чем будем удивлять?» и соорудил странный, неудобный, захлам­ленный досками мир, где даже любовное свидание Катерины и Бориса происходит в яме, заваленной строительными щита­ми. Изобретатель Кулигин, наговорившись вволю по поводу и без повода, тянет провода, ввинчивает электрические лампочки, пытается оживить усопшую Катерину с помощью электроприбора и в результате сам погибает. Сюжет разворачивается подобно сериальному теледетективу с клиповой рваной нелогичностью и мелкими подробностями, которые должны удержать наше внимание.

В спектакле костромичей Катерина — существо подавленное и раздавленное с первых же сцен. Ее самоубийство — не про­тест, а спасение для очень слабого челове­ка. Потому и невозможно пробудить у зри­теля понимание и сострадание, которые заложены в пьесе Островского. Зато Ка­баниха в исполнении Татьяны Никитиной опирается на опыт современной сильной и самостоятельной женщины. Что для сегод­няшнего зрителя формула «коня на скаку остановит»? Ничто. Какие кони! А вот мо­лоток или ножовка в женских руках, не­прерывное занятие для рук — привычны и понятны. Отбор пластических средств, разумеется, не в духе Островского, но в практике современной жизни. Ее фана­тическая любовь к сыну разрушительна. И вот парадокс: руки создают, ум разру­шает. Слова будто набегают друг на дру­га. Кабаниха — женщина недолюбленная. И непонятно, почему статную, красивую, по-своему неглупую Кабаниху, явно поло­жительную героиню, мужчины обходили стороной. Возможно, из-за сильного, са­мостоятельного характера. Такие натуры женскую недолюбленность выплескивают на детей, порабощая их, как Кабаниха сы­на. Театральный образ наполнен мужской повелительностью, пламя любви оборачи­вается пожаром для тех, кто рядом. Этот огонь выжигает близких.

Что-то здесь не так, если сверяться с Островским. И совсем не так в «Нашем Гам­лете», приехавшем с Украины, чья сцениче­ская версия бессмертного творения Шек­спира делает сильных слабыми, а слабых сильными. Трудно понять, кто кого играет, почему предательские «друзья» Гамлета Розенкранц и Гильденстерн объединены с философом Могильщиком и исполняются одним артистом. «Верный друг Горацио» — придурочный молодой человек, а Офелия и королева Гертруда похожи на светских львиц из ночного клуба. «Это наша вер­сия», — заявляет режиссер Игорь Ладенко, и приходится мириться с правом «сметь свое суждение иметь».

Однако ближе тем, кто хочет понять смысл «Гамлета», далекая версия кино­фильма, вышедшего на экран в 1964 году. Картина, снятая Григорием Козинцевым, имела большой успех за рубежом, получи­ла более двадцати призов на международ­ных кинофестивалях. В Англии в 1965 году «Гамлет» был назван лучшим иностранным фильмом, а Иннокентий Смоктуновский -лучшим иностранным актером года.

Сам он признавался, что этой роли отдал не только силы и опыт, но и кусок жизни. В 1966 году британский актер и режиссер Лоуренс Оливье спросил Смоктуновского: «Сколько вам лет?» — «42 года». — «О, успел. Повезло! Потом сердце не выдерживает та­кой нагрузки…»

Сердце действительно не выдерживает обилия приемов из телесериалов о банди­тах. Спектакль «Коварство и любовь» ни­чем не напоминает лирическую историю и пьесу Шиллера. Действие перенесено в звукозаписывающую студию наших дней со всем антуражем современной техни­ки. Артисты уверяют, что юные герои по­знакомились на рок-концерте – на одном танцполе. Смертельный яд, оказывается, влит в бутылку с кока-колой, героев бьют лицами о прозрачные поверхности. Течет кровь, присутствуют наркоманы. Все очень похоже на жестокие разборки из сериалов о бандитском Петербурге, и непонятно, за­чем для этого понадобилась пьеса великого поэта эпохи Просвещения. Хочется валерьяновых капель или другого успокоитель­ного.

Языком тела

Если в западном искусстве восхваляли тело, то русская и белорусская культуры уде­ляли первостепенное внимание духовной стороне жизни человека. Однако в нашей жизни активно входит в моду стриптиз. Раздевание требует красоты тела, и вот уже нижнее, скрываемое когда-то, белье пре­вращается в верхнее и завоевывает сцени­ческое пространство. Молодежи нравится свобода тела. Так начинает утверждаться и физический, визуально-пластический театр. Сегодня театроведы много пишут о том, что тело — музыкальный инструмент, с помощью которого можно представить любой сюжет. С этим нельзя не согласиться, думая о балете.

Появляется вид театрального искусства, который называют contemporary dance, и те­ло артиста начинает завоевывать театр драматический. В постдраматическом театре те­ло абсолютизируется, становится текстом.

…Перед зданием Могилевского театра под легким дождичком расхаживали на хо­дулях артисты из литовской Клайпеды. Они были в роскошных белых одеждах и пыш­ных париках по моде времен французского короля Людовика XV. Могилевчане просили их сфотографироваться на память. Артисты охотно смешивались с толпой.

Сам основатель театра и режиссер спектакля «Сады Версаля» стоял на ходу­лях, прислонившись к уличному фонарю, и беседовал с желающими на отвлеченные темы. И все-таки это был театр пластики. У себя в Клайпеде и на гастролях по Европе он участвует в уличных праздниках, пара­дах, рекламных акциях.

Санкт-Петербургский театр пластики рук в спектакле «Потехе — час» создает со­вершенно уникальные композиции, когда кисти и пальцы превращаются в фигуры и знаки, в людей и животных. Молодые акте­ры работают преимущественно для детской аудитории, всегда легко и весело, увлекая своими пластическими зарисовками.

Скандальный драматург из Екатерин­бурга Николай Коляда (кстати, очень та­лантливый человек) на вопрос о телесных характеристиках современных людей отве­тил просто: «Маленькие, высокие, толстые, худые. Всем охота жить, любить и быть лю­бимыми, всем хочется счастья, а его нет, и они страдают. От этого они и смешные, и трагичные. И всех жалко, и толстых, и худых. Раньше все были худые и духовные, а теперь толстые и бездуховные. Так, на­верное, хочет видеть зритель».

Не всегда так. Спектакль «Завядзёнка» как раз о худых и духовных нашего време­ни. Он создан в совместном проекте белору­сов и немцев, позиционируется как герман­ский продукт и целиком исполнен языком тела. Обычная история любви начинает­ся с порхающих бабочек, заканчивается убийственным бытом. Профессиональные актеры пантомимы из Берлина Ирена Фас Фита и Йоханесс Штубенфоль задали тон поиску универсального театрального языка для исследования актуальной социальной проблемы. Известная в Могилеве режис­сер Екатерина Аверкова придала спектаклю свою форму, центром которой стал обыкно­венный стол. Из этюдов со столом родился спектакль. Стол — символ отношений геро­ев. Пластика актеров безупречна. Обновле­ние театрального языка происходит через сценический синтез современной пластики, приемы психологического и предметного искусства. Искусствоведы называют это «архитектоничностью».

Уроки мастерства

Современная молодежь пересматривает понятие успеха. Она отличается от поколения своих отцов тем, что зажиточности и стабильности предпочитает гибкий график, финансовую и географическую независи­мость, вкладывание денег в опыт и путе­шествия.

Сама концепция владения вещами уже не актуальна. Американский обозреватель АйапОс Джеймс Гэмблин объясняет фено­мен так: «За последние десять лет психоло­ги провели огромное количество исследо­ваний, доказывающих, что, с точки зрения счастья и ощущения благополучия, гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это при­носит больше радости».

Мы продолжаем верить в то, что деньги решают все проблемы. Но молодежь как-то по-другому смотрит на приобретение богат­ства. Легко получает. Легко теряет. Не хочет убиваться, нарвавшись на воров.

Денежные проблемы всегда основатель­но исследовались в классической литерату­ре. Пьесы Н. Гоголя «Женитьба» и «Игроки» говорят о том, как погоня за деньгами уро­дует человеческие души, любовь, дружбу и доводит до сумасшествия. Этот мистиче­ский реализм может показаться далеким от сегодняшнего времени. Да и где вы найдете такую пугливую невесту Агафью Тихонов­ну, которая не может выбрать мужа из че­тырех женихов? Здесь предстояло искать иной поворот событий, и он нашелся.

Оба спектакля дают мастер-класс по созданию портретных характеристик.

Здесь заняты актеры старшего поколения. Создается впечатление, что они, наконец, «дорвались» до полноценной психологи­ческой работы. Прекрасная драматургия. Опытная режиссура. Не затуманенный вы­вертами и иносказаниями смысл истории. Хотя спектакль из Эстонии «Игроки» создан в эстетике прошлого. Проблема коррупции, которая за 200 лет не стала менее острой, все же не перекинулась в сегодняшний день. Жизнь, бездарно прожитая в кар­тежной игре, и сегодня волнует своей акту­альностью. Только вместо игральных карт другие модернизированные игры, а итог один и тот же — жизнь «сделала ручкой» и прошла мимо.

В современной театральной эстетике выполнен спектакль хозяев фестиваля «Же­нитьба» Н. Гоголя. На программке главные герои сфотографированы стоящими вниз головами, что, вероятно, дает повод предположить сверхинновационное прочтение драматургического материала. Для этого есть основания. Художник приглашен из Риги. Создатель сценических костюмов -из Вильнюса. Режиссер-постановщик-ли­товец. Все знают, что если в руки такой бригады попадает классическое произве­дение, привычной картинки не жди. На этот раз текст пьесы Гоголя «Женитьба» не подвергся переделке и искажению. Он сохранился практически полностью, и яркое литературное слово замечательно звучит. Все новации вписались в жанровое определение: «совершенно невероятное событие».

Спектакль не только необычен и талант­лив во всех своих составляющих: режис­суре, сценографии, костюмах, актерской игре, но и сразу же интересен зрителям своей непредсказуемостью и блестящими актерскими открытиями. Незатейливая история о том, как убежденного холостяка Подколесина решили женить, а за­сидевшейся в девках Агафье Тихоновне подобрать женихов, часто в многочислен­ных постановках превращалась в смешную байку в духе Евгения Петросяна. Режиссер В. Саулюс вступил в диалог с привычным памятником прошлому и создал трагиче­скую фантасмагорию с тонким изящным юмором.

Стоит вспомнить отношение самого Го­голя к женитьбе. Он, как и его герой Подколесин, ее очень остерегался. Человек родил-ся, женился, умер. От женитьбы до смерти промежуток короткий, и это страшно. Од­нако совсем не хочется загружать публику этими мистическими проблемами. Надо ее заставить удивляться и восхищаться. Так возникают в спектакле фантастические и метафорические образы. Невеста появля­ется на вершине пирамиды, которая сим­волизирует свадебный наряд и невинность. Оттуда, с высоты, осторожно обозревает претендентов на руку и сердце.

В момент решающего выбора из-за ку­лис плавно въезжает свадебный столик с че­тырьмя тарелками, накрытыми крышками. Невеста поднимает крышку — там головы женихов. На многочисленных антресолях с приданым загадочные предметы, а од­нажды… и один из женихов. Молодая сек­суальная сваха не столько говорит, сколько комментирует каждый поворот событий звуками саксофона. Живой маленький ор­кестр сбоку сцены и легкие подтанцовки цыган. Заигрывание с публикой, легкие диалоги с ней и проходки по залу. Даже проезд на роликах. Все эти чудеса не за­слоняют главного. В Могилевском театре родился абсолютно актерский спектакль, где лидеры, как всегда, на высоте.

Современный так называемый «новый театр», или «постмодернистский», без вся­кого уважения относится к автору и пьесе. Нашей публике это не нравится. Особенно зрителям образованным, не в силу их кон­серватизма, а по причине стойких убеж­дений. Молодежи, возможно, все равно, лишь бы не скучно. Золотая середина — в последовательном приобщении к новой театральной эстетике.

На закрытии фестиваля молодой испол­нитель главной роли Подколесина Дмитрий Дудкевич получил за свою работу высокую награду из рук первого секретаря БРСМ А. Белякова.

Уроки актерского мастерства были и в спектакле из Орла «Украденное счастье». Правда, постановка известного в Беларуси режиссера Линаса Зайкаускаса разочарова­ла своей архаичностью. Государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» ежегодно присутствует на могилевском фестивале и не раз становился победителем за свои уникальные работы. На этот раз пьеса Ивана Франко не вышла за рамки крестьянского быта и оставила зрителей равнодушными.

Изюминки именинного пирога

«Темные лошадки» приглашенных спек­таклей проскакали от Киргизии до Израиля. Одно вызвало восторг, другое показалось скучным. Польский провокационный театр из Белостока со спектаклем «Шекспир» и украинский театр из Киева со спектаклем «Кураж» были восприняты критиками как дайджест различных эстетических теа­тральных систем, вызывающих у публики не удовольствие, а раздражение. В то же время армянский спектакль из Еревана «Дзынь» старожилы фестиваля ждали как лакомство. Два года назад актриса Нарине Григорян совершила изящный «Полет над городом». Сейчас она рассказала философ­скую историю земного существования капельки воды по имени Дзынь, спустившей­ся на землю, чтобы вскоре превратиться в пар, по сути, путь человека от рождения до смерти. Актриса создает талантливый моноспектакль яркими выразительными красочными средствами. Детский сюжет наполнен множеством метафор и смыслов, пантомимой и пластической драмой. Это талантливое путешествие от ручья к морю и дальше в океан.

Пронзительные, чистые, трогающие до слез спектакли достучались до сердца не своим радикализмом или перевертышами, а проверенным временем психологизмом, тихой искренностью, бурной эмоциональ­ностью, честной исповедальностью. Два российских спектакля выдвинулись в чис­ло возможных победителей. «Однажды мы все будем счастливы» — работа московского Центра имени В. Мейерхольда. Две юные актрисы вместе с молодым режиссером Вячеславом Чеботарем просто встали под луч света. Без декораций, музыки и пласти­ческой поддержки, почти не двигаясь, на одном дыхании без стенаний и надрыва, сочетая простодушную наивность со стер­возностью, в два голоса за 45 минут расска­зали страшную современную житейскую историю. Все происходило на малой сце­не, где исполнители и зрители находятся на расстоянии вытянутой руки и смотрят друг на друга «глаза в глаза». Здесь невоз­можно сфальшивить.

Другой, уже масштабный и многона­селенный, спектакль «Митина любовь» по рассказу Ивана Бунина приехал из Санкт-Петербурга. Здесь подробная декорация и обилие бутафории, конструкция в три эта­жа, множество пластиковых окон и воды, живая фортепьянная музыка — все очень прозрачное и чистое. Произведение Сере­бряного века воспринимается как абсолют­но современное. Спектакль весь какой-то серебряный в оформлении и интонации, эстетически очень красивый, изысканный и таинственный, будто лунный свет. Знаю, что нет такого жанра, но хочется опреде­лить жанр двух названных спектаклей как поэтическую трагедию любви.

В этом году на «М@rt.контакт» успеш­но показали себя белорусские коллективы: отечественных, кроме двух могилевских, было еще три. Хорошо приняла публика по­ка еще далеко не совершенный спектакль Центра экспериментальной режиссуры БГАИ «По имени Господин», хотя молодежному жюри философское размышле­ние о материальном и духовном, свободе и деньгах показалось скучным. Оно обсмеяло попытку выстроить новый идеальный мир внутри общества, где на каждом шагу ощу­щается власть денег. Тема была сочтена не молодежной, а подростковой, критике под­верглась сама немецкая пьеса, по которой сделан спектакль. Зрители же высказыва­лись более позитивно.

Впервые за десять лет фестиваля уча­ствовал в программе Молодежный театр из Минска. Спектакль «Полковник Птица» доказал, что коллектив находится на твор­ческом подъеме и, возможно, теперь ста­нет завсегдатаем форума «М@rt.контакт». Работа молодого режиссера Сергея Анцелевича рассказывает историю о докторе и шести сумасшедших, оказавшихся в заброшенном монастыре в Балканских го­рах. Сбившийся с курса самолет по ошибке сбросил сюда контейнер с военным обмун­дированием, и тут началось неожиданное. Шестеро молодых людей «превращаются» в элитное спецподразделение. Благодаря этой игре в их жизни появляется новый смысл — они пытаются бороться за мир во всем мире.

Легко, иронично, иногда используя трагические ноты, спектакль монтирует театральное искусство с изобразительным и анимацией и даже запускает в зал бумаж­ные самолетики. В принципе это произве­дение о том, что означает быть свободным, когда те, кого считали безумцами, на самом деле здоровее всех остальных. Молодым ар­тистам театра удается совершить сложный психоанализ человеческой души.

Когда карнавальная феерия театраль­ного праздника подошла к концу, поду­малось о том, что идет активный процесс взаимообогащения театральных культур, что молодежи сегодня иногда больше ин­тересна классика (которой они не знают), чем экстремальные современные опусы, что чистое и честное искусство всегда дой­дет до сердца и, говоря названием одного из лучших спектаклей состоявшегося теа­трального форума, «однажды мы все будем счастливы».