Максимова, Елена. Я не гений, я — Колтыгин : [выставка художника-керамиста В. Колтыгина в Могилевском областном художественном музее] / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2017. — 25 октября. — С. 10.
Колтыгинская огненная осень пришла в Музей Мас-леникова. Выставка «Я не гений, я — Колтыгин» — как АВТОПОРТРЕТ. Валерий Аркадьевич — лауреат премии Президента Беларуси «За духовное возрождение». 8 декабря 2015 года был награжден медалью Франциска Скорины. Так гений или не гений?..
Кто же такой Колтыгин в глазах людей? Люди в глазах Колтыгина … — «консервные банки»! Все законсервировались, стали консерваторами. Все сидят в своих банках, стали прагматиками-обывателями-потребителями:
«из звезд сфабрикуют консервы». Все закрылись наглухо и боятся впустить свежий воздух. Каждый варится в собственном соку. Кильки толпятся в томатном соусе. Исландская сельдь страдает в изысканном винном уединении…
Консервная банка повторяется во многих декоративных изделиях Колтыгина. Зацепился коготком за душу «Бродяга» — кот. Хорош, чертяка, невероятно!
Юбиляр Валерий Колтыгин встретил свое 70-летие в великолепной форме. Встает в 6 утра, купается или делает пробежку, завтракает овсяной кашей с сухофруктами. Скучает по каше-малаше, как по любимой женщине.
Огневая женщина на шести синих блюдах от Колтыгина приворожила всех посетителей. Как ведьма-колдунья, летит она на коне. Кого только нет вокруг красавицы! Жадно горят глаза у котов. Ишь, облизываются, дай им волю, слопали бы аппетитную женщину-рыбку в один присест. Гений Людмила Петрушевская пишет в «Диких животных сказках»: «одичалые самцы идут за красоткой, готовятся к неравной борьбе, трубят и крутят извилистыми рогами»… Воительница — язычница схватилась за ветку, пригрозила и разогнала всех по домам. Покормила птиц-детей…
Знатное угощение приготовил сентябрьский именинник для гостей юбилейной выставки. И пусть «Рыба для фуршета» yенастоящая, но слюнки текут. Чесночок, 0острый перчик, яблочко вызывают желание организовать по-колтыгински «Ситуацию с бутылкой». Дзззззззззззззззынь! «Смысл водки в том, чтобы быстро, одним ударом проглотить содержимое маленькой рюмки, как если бы это был глоток огня, и немедленно, в ту же секунду закусить очень горячим или очень острым все равно чем: грибом, соленым огурцом, соленой рыбой…» — наставляет столичный писатель Татьяна Никитична Толстая.
Провинциальный художник — представляется Валерий Аркадьевич. В провинции рос, в провинции работает. Бобруйск вдохновляет на трогательные образы. Как Древнегорск вдохновил гения-режиссера Петра Фоменко на «Почти смешную историю». Милые, какие же они милые -«Провинциальные типы» ^ш Валерия Колтыгина!
«Во саду ли в огороде» беседуют через забор цветистые глазированные провинциалки. Вызревает «Ситуация с тыквой». Можно затеять «Ситуацию с сушками». Какое прекрасное «Бабино лето»!
Художник — керамист создал целую серию ситуаций…
Почему художник выбрал керамику — древнейший материал, впервые искусственно сделанный человеком?
-Черт мне в глаза глянул! — хохмит Валерий Аркадьевич. Кажется, в его бороде прячутся вековые тайны старого ремесла.
С металлом работать куда надежнее, выгоднее, перспективнее, моднее. А в хрупкой керамике есть душа. Греческое слово «керамос» означает глина. По поручению Зевса, Прометей вылепил людей из глины и вдохнул в них божественное пламя.
«Душа радостно работает, как азартный игрок, комбинатор, авантюрист» — так творит Мастер. Посетиnелям выставки тоже интересно поиграть в «угадайки», увидеть в композиции что-то свое… В умных работах Валерия Колтыгина много глубины. «Объемы на стену»: пакет, кувшин, чайник, бутыль — увлекают своим внутренним содержанием. «Отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова» — совет из Евангелия. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась». «Рыбаку» Валерия Колтыгина удалось-таки поймать большую рыбу. Ту самую, которая сорвалась у гения Хемингуэя. Библейский сюжет рассказа «Старик и море». Правда, все религии Колтыгин отрицает — верит в Высший Разум.
«Жыжаль, это вы, Валерий Аркадьевич!» — говорят в один голос участники Международного пленэра «Арт — ЖЫЖАЛЬ». Жыжаль — белорусский мифологический бог огня, домашнего очага. Валерий Колтыгин с 2003 года — идейный вдохновитель и руководитель керамического симпозиума. В Бобруйск приезжают мастера со всего света и живут под открытым небом. Колтыгин складывает уникальные печи по своей авторской технологии, температура обжига в них достигает 1050°С. Печка — соавтор керамиста, он разговаривает с ней, как с живым существом.
Фантазийные, ассоциативные керамические импровизации Мастера можно рассматривать бесконечно — как и стихию огня. Беспокойный, как огонь, как шаман с варганом, Колтыгин не любит лепить сидя: «Вы должны вокруг своих работ вытанцовывать, в три погибели сгибаться, чтобы со всех сторон свою работу посмотреть».
Три стула Колтыгин слепил не для себя — для гениев! Вот они, шедевры мировой керамики: «Стул Ван Гога», «Легкий сюр» с профилем сюрреалиста Сальвадора Дали и «Супрематический стул». Вся идея выставки начала «раскручиваться» вот от этого одинокого стула на пустыре. В поломанных, заброшенных вещах много информации. Старый стул прошептал об изначальном одиночестве человека. По молодости, Валерий Аркадьевич не всегда справлялся с приступами отчаяния. После одной выставки махнул на все рукой и исчез из «Информационного пространства» (так называется его серия причудливых изделий плоской формы). На пять лет. И забыли о нем тут же, как забывают обо всем на свете. Только обжегшись, ты начинаешь что-то понимать! Больше Валерий Колтыгин не рискует пропадать надолго — упрямо работает и напоминает о себе.
Самое главное информационное пространство — это вечность. Вот если бы под звездным небом появился новаторский Музей керамики имени Валерия Колтыгина… Экспозиции в нем были бы чудаковатыми, оригинальными, поэтичными, философскими, живыми, народными, юмористическими … Мастер лепит людей, как сосуды, кувшины… Какими наполненными выходили бы посетители! Человек должен развиваться и меняться, как необузданный Пикассо, не застывать в одной форме — открывать свою банку и воспринимать новые впечатления.
Всех посетителей юбилейной выставки встречает АВТОПОРТРЕТ «Под знаком Девы». Валерий Аркадьевич в чеховском пенсне отсылает нас к эпиграфу экспозиции из рассказа «Талант» гения Антона Павловича: «Время идет, жизнь со дня на день близится к закату, хлеба чужого съедено много, а еще ничего не сделано… из сотни подающих надежды только двое, трое выскакивают в люди». Чем черт не шутит, Валерий Аркадьевич! Клянусь кровью отрезанной мочки уха Ван Гога, Вы все-таки выскочили в гении…
«Я не гений, я — Колтыгин!»
Елена МАКСИМОВА
Фото Сержа АРДЕНА
и Галины ХИТРИКОВОЙ