«Качество, надежность, оперативность — наши главные ценности»

Ермаленок, Викентий. «Качество, надежность, оперативность — наши главные ценности» : [беседа с директором ОАО «Можелит» В. Ермаленком] / Викентий Ермаленок ; беседовала Александра Пронькина // Зямля і людзі. — 2017. — 9 лістапада. — С. 8—9.

Вот уже 28 лет Могилевским предприятием по производству желатина руководит Викентий Брониславович ЕРМАЛЕНОК, который пришел на производство 43 года назад — совсем молодым пареньком. Поэтому для него это не просто работа, а вся жизнь, отданная главному и любимому делу. Сегодня в подчинении у мудрого и справедливого руководителя 364 человека, для которых созданы не только адекватные условия для работы, но и возможность комфортного проведения отдыха.

О том, чем живет сегодня предприятие, как работает, какие трудности преодолевает, наш разговоре директором…

— «МОЖЕЛИТ» по праву можно назвать уникальным: столько лет присутствовать на рынке, при этом — без критических падений, и фактически быть монополистом. Как это удается?

— Нам повезло, что мы сохранились и остались на постсоветском пространстве практически в единственном числе. Это при том, что в «Союзжела-тинпром» входило 21 предприятие. Это и заводы по переработке костей и выработке костного клея, смешанные предприятия, как наше, по производству желатина и клея, и чисто желатиновые предприятия. Союзная промышленность выпускала в то время около 8000 тонн желатина в год. Потребления в то время было много, ввозился еще и импортный… А когда началась Перестройка, все эти предприятия практически исчезли.

— Что помогло Могилевскому предприятию устоять, и не просто устоять, а продолжать развиваться?

— Внешне у нас действительно не было падений — приходилось решать только сложные внутренние проблемы. Но упорство коллектива и настроенность на то, чтобы работать, сделали свое дело. Мы вовремя сумели увидеть то, что помогло выстоять. Серьезная и большая работа была проведена по экономии затра, что дало возможность и с довольно низкими ценами продавать прибыльно. За все это время мы никогда не были убыточными. Прибыль была всегда -большая ли, малая ли, но была. И главной целью стала эффективность, ведь только тогда, когда в кармане есть деньги, можно о чем-то разговаривать.

Предприятие всегда развивалось и продвигалось усилиями коллектива. Специального оборудования для нашей промышленности в Советском Союзе не производилось, все было импортное, а значит, дорогое. Поэтому мы много чего из оборудования делали сами, в своих ремонтно-механических мастерских. Это позволяло решать существующие проблемы, не привлекая валюту.

— Техперевооружение своими руками — это уникально. Где вы нашли таких талантливых инженеров?

— Раньше среди рабочих были действительно специалисты с большой буквы, хоть и без инженерного образования, которое они, в силу разных причин, не смогли получить. Должен сказать, что и сегодня среди простых рабочих встречаются самородки, но значительно реже…

К тому же мы не боялись рисковать. К примеру, реализовывали желатин в Польшу без предоплаты… Нам повезло — коммерсанты оказались порядочными, поэтому проблем у нас не возникало и деньги возвращались.

А в 1998 году было принято решение о реконструкции на базе оборудования, которое было сделано еще в Советском Союзе и стояло на Балтийском заводе в собранном виде в ожидании заказчиков. Перед этим мы побывали на Западе, посмотрели на их оборудование и начали свою реконструкцию с использованием существующих зданий. Сумели купить линию сушки, причем довольно дешево, потому что она была произведе на еще при со юзном финан сировании 80% работ по установке выполнили собственными силами -на это ушло четыре года. В 2002 мы ее запустили. Она работает и сегодня, как новая, хотя прошло 15 лет.

— Можно ли говорить о том, что с этого момента началась эпоха возрождения предприятия?

— Да. Потому что мы начали выпускать желатин практически по той же технологии, что и на Западе. Это дало нам возможность работать, развиваться, поставлять желатин за пределы Беларуси. Рынок Беларуси для нас тогда составлял 30%, а сегодня и того меньше — 20%. Основной рынок — Россия, так как там своих заводов нет, поэтому присутствуют все, в том числе и мы. Сегодня мы занимаем 18% российского рынка.

До реконструкции проектная мощность была 1550 тонн, сегодня мы идем к цифре 2000. Соответственно, наращивая объемы производства, но не увеличивая численность и не неся больших капитальных затрат, мы год от года поднимаем свою эффективность. На начало этого года рентабельность у нас была 24-25%. Но, увы, в апреле-мае началось падение реализации на российском рынке и нам пришлось резко сбросить цены. Мы сбросили цены на 16%, за счет этого потеряли рентабельность… Но производственная программа пошла, продажи остались… Сегодня ситуация уже немного другая. Мы думаем, что все станет на свои места, тем более, что за 9 месяцев мы нарастили объемы — на 100 тонн по сравнению с прошлым годом.

Если говорить о других рынках, то у нас есть желание присутствовать на Казахстанском рынке. Мы там есть, но не в таких объемах, как хотелось бы. Ужр дважды были на их выставках — это должно дать свой результат. Интересуемся Молдовой. Начинаем работать с Японией. В свое время работали с Евросоюзом через Эстонию, потом у нас немного изменилась ценовая политика, бизнес пропал… Сегодня снова идут некоторые проработки, в том числе и по другим странам — Вьетнаму, Китаю…

Конечно, самое главное — это качество продукции и стабильность. По оценке американских исследователей, потребление желатина в мире ежегодно вырастает на 8% процентов. Постоянная востребованность объясняется тем, что это натуральный продукт, белок, область применения которого очень широка. Не только в пищевой промышленности, но и в парфюмерии, медицине, машиностроении… Поэтому перспектива есть, есть над чем работать. Конечно, немного сдерживает отсутствие собственного сырья. В Беларуси его только 15% от нашей потребности.

— Как решается проблема с сырьем?

— В свое время возили его из Италии. Но это было очень дорого. Сегодня география немного сдвинулась в сторону России, Казахстана, Таджикистана, Словакии, Прибалтики, Польши… Конечно, в России наращиваются объемы сельхозпроизводства, и сегодня доля российского сырья — около 50%. С Казахстаном научились работать, хоть это и далеко: вагоны идут, научились их разгружать так, чтобы сырье не портилось. Опыт уже пришел, и сегодня главное, чтобы не возникали какие-то барьеры ветеринарного содержания.

— Сегодня вездесущая китайская промышленность занимает все возможные ниши. Удается ли вам конкурировать с Китаем в части соотношения «цена-качество»?

— Китайский желатин, который продается по 2,5 доллара, бывает хорошим, но может быть и плохим, то есть качество его нестабильно. Понятно, что желатин, который стоит 2,5 доллара, сделан точно не на производстве, и, конечно, конкурировать с ним практически невозможно. Надо сказать, что в той же России этот желатин не применяется в промышленности, а идет в основном на фасовку, в розничную упаковку. Цена китайского желатина, который произведен на европейских заводах, — от 4,5 до 5 долларов, европейского — от 6 долларов и выше, правда, сырье там немного другое. Мы же сегодня продаем по 4 доллара. Конечно, эта цена будет пересмотрена и поднята, но для этого нужно время. Пока она такая, чтобы иметь возможность выдерживать конкуренцию.

— Вы четко держите руку на пульсе, чтобы быть в курсе последних производственных тенденций и событий…

— Два раза в год, весной и осенью, обязательно бываем на выставках в Москве. Вот уже второй раз поехали в Казахстан. Пять лет назад проехались по европейским заводам. Это позволило понять и оценить, на каком мы свете и что нам нужно делать. Ну и, конечно, ежемесячно и ежеквартально мониторим российский рынок — по ценам, по поставкам, чтобы быть в курсе и иметь возможность принимать решения, предупреждающие какие-то возможные негативные последствия. Основное — это понимать, пак сделать, чтобы качество нашего продукта приближалось к европейскому. Конечно, полностью  с Европой мы не сравнимоя, но не по
тому что не можем, а потому что в разных условиях работаем. Европа выпускает желатин только из свиной шкурки, которую сразу можно пускать в пищу, потому что это пищевое сырье, которое в замороженном виде поставляется на предприятия. А производство желатина из говяжьего сырья это немного другое. Мы получаем его с кожзавода, и оно не пищевое. Поэтому мы выпускаем обычный стандартный желатин. Серьезно работаем над тем, чтобы улучшить производство и удовлетворять тем условиям, которые сегодня промышленность к желатину предъявляет. Все решается в комплексе. Отходы нашего производства — неплохое удобрение для сельского хозяйства, мы сами вывозим их на поля. В свое время Дашковская экспериментальная станция даже проводила исследования, и были разработаны нормы внесения. Сегодня наша задача сделать реконструкцию очистных сооружений, чтобы отходы не накапливались. а вывозились ежедневно.

— Основа предрприятия — это его сотрудники. Вы довольны своими кадрами? Где их готовят?

— Я работаю с теми людьми, которые есть. Каждый человек может работать, главное, чтобы он этого хотел. Хотел что-то узнать и чему-то научиться. Но человеку для этого нужно время — одномоментно ничего не происходит.

Раньше молодых специалистов нам давал Полтавский техникум. Сегодня к нам приходят из Могилевских вузов — Университета продовольствия и Белорусско-Российского университета. Рабочих-аппаратчиков учим сами.

— Можно ли говорить о том, что к вам идут за стабильностью?

— Если человек захочет, то сможет и зарабатывать хорошо, и с коллективом ладить… Сегодня наши работники получают достойную зарплату. Текучесть кадров в пределах 5%. И вакансий практически нет: люди просто так не увольняются — либо уходят на пенсию, либо переезжают…

— Предусмотрена ли система поощрений работников?

— Все атрибуты присутствуют. К услугам работников — столовая, спортивный комплекс, медпункт. Система оплаты — сдельно-премиальная и повременно-премиальная. Премия предполагается по результатам труда за каждый месяц. Разработана система показателей, по которым начисляется премия, и по которым она, в случае нарушений, снижается. Существует система премирования людей за долгосрочный добросовестный труд, размер которой растет каждые пять лет. Раз в год, в профессиональный праздник, мы премируем занесением на Доску почета с выплатой вознаграждения, а также занесением в Книгу почета, награждением Почетной грамотой… Конечно, это и подарки к Новому году детям и всем работникам, к 8 Марта и так далее…

Ко Дню работников сельского хозяйства подводим итоги и в течение года люди премируются за заслуги. И не только производственные, но и спортивные, и за участие в художественной самодеятельности. Требование ко всем одно — выполнять свои должностные обязанности. Больше ничего не надо.

— Какие перспективы у предприятия?

— В перспективе одна цель — увеличить объемы производства в два раза, нарастив их до 4000 тонн в год. Конечно, если бы был белорусский рынок, это было бы прекрасно. Но основной ориентир — на Россию, там же и сырьевой рынок. Поэтому однозначно — в этом и перспектива. Возможности для работы есть, будем их реализовывать.

— Как будете праздновать?

— Пригласим гостей, в том числе коллег и партнеров. Будет торжественный вечер, концерт нашей самодеятельности. Обязательно придут подшефные школьники. Конечно, будут грамоты, будут премии… Все получат памятные подарки — сервизы на 6 персон: 15 предметов с нашим товарным знаком и датой… А в завершение праздника прогремит фейерверк.

1 2 3 11

 58Ежегодно коллектив пополняется молодыми кадрами. Вот уже полтора года работает главным технологом Наталья Поплыко, которая пять лет назад пришла на производство сменным мастером после окончания Университета продовольствия. Предприятие благодарно учебному заведению, которое готовит грамотные, инициативные, думающие кадры — достойную и перспективную молодежь, находящуюся в творческом поиске.

Предприятие делает все возможное, чтобы ветераны и пенсионеры всегда чувствовали себя неотъемлемой частью большого и дружного коллектива.

Среди старшего поколения работников — слесарь Владимир Латотин, отработавший на заводе 45 лет и очень добросовестно и трепетно относящийся к своим обязанностям.

Как производится желатин, знает каждая хозяйка — дома все готовят заливное, холодец, используя то же сырье, которое варят при температуре около 100°С. Заместитель директора по качеству, начальник отдела управления качества Ирина Меженина рассказывает, что в промышленных условиях после хорошей подготовки желатин производится при температуре 55°С. Желатин переходит в раствор, затем очищается на трехступенчатых фильтрах, после этого сгущается, желируется, высушивается, измельчается и упаковывается в нужную потребителю расфасовку — для розничной торговли или для оптовых потребителей.

Для производства желатина используется мягкое коллагенсодержащее сырье. Для того чтобы произвести желатин в промышленных условиях и получить его высокого качества, сырье сначала нужно подготовить. Подготовка сырья — это удаление балластных белков, а балластные — это все белки, кроме коллагена, — остальные ухудшают качество желатина, поэтому удаляются растворением в щелочных и кислотных растворах. Выдержка в щелочи составляет от 3 до 60 суток. Чем дольше готовится сырье, тем более высококачественный желатин получается.

6 7

По охране труда ОАО «Можелит» всегда занимает лидирующие места, а с 2012 года на предприятии не было несчастных случаев. Покупаются средства защиты, работники обеспечиваются молоком. Все участки и подразделения обеспечены санитарными комнатами, за последних три года сделали евроремонты в санузлах, поставили приспособления для чистки обуви, оборудовали санпропускник для слесарей, обслуживающих пищевое производство. Красиво одели мужчин в желатиновом цехе — в сине-зеленые костюмы с желтыми майками. Есть своя прачечная и свой здравпункт, где проходят медосмотр перед выходом на линию и те, кто работает на участках повышенповышенной опасности.

Есть разрешения на спецводопользование, выбросы и вывоз отходов, оборудованы площадки для их раздельного сбора. Санитарно-защитная зона обеспечена лесными насаждениями. Создан журнал растительного мира, все деревья обслуживаются, обрабатываются. Есть и свои локальные очистные сооружения, на которых планируется реконструкция с целью улучшения ПДК сброса сточных вод.

Атмосфера в коллективе хорошая, теплая… Спортивные дела, самодеятельность и участие в добровольной дружине сплачивают и помогают в работе.

На предприятии не только хорошо работают, но со вкусом и творчески отдыхают.

Участники художественной самодеятельности премируются за каждый концерт. Премируются и спортсмены, участвующие в профильных соревнованиях и достигающие результатов. Но самое уникальное поощрение — это туристическая поездка. Работники предприятия много ездили по республике — в Полоцк, Хатынь, в замки — Мирский, Лидский и Несвижский, Брест, дважды побывали в Санкт-Петербурге, во Львове, а также в других европейских городах.

9 10

Александра ПРОНЬКИНА