Ермаленок, Викентий. «Качество, надежность, оперативность — наши главные ценности» : [беседа с директором ОАО «Можелит» В. Ермаленком] / Викентий Ермаленок ; беседовала Александра Пронькина // Зямля і людзі. — 2017. — 9 лістапада. — С. 8—9.
Вот уже 28 лет Могилевским предприятием по производству желатина руководит Викентий Брониславович ЕРМАЛЕНОК, который пришел на производство 43 года назад — совсем молодым пареньком. Поэтому для него это не просто работа, а вся жизнь, отданная главному и любимому делу. Сегодня в подчинении у мудрого и справедливого руководителя 364 человека, для которых созданы не только адекватные условия для работы, но и возможность комфортного проведения отдыха.
О том, чем живет сегодня предприятие, как работает, какие трудности преодолевает, наш разговоре директором…
— «МОЖЕЛИТ» по праву можно назвать уникальным: столько лет присутствовать на рынке, при этом — без критических падений, и фактически быть монополистом. Как это удается?
— Нам повезло, что мы сохранились и остались на постсоветском пространстве практически в единственном числе. Это при том, что в «Союзжела-тинпром» входило 21 предприятие. Это и заводы по переработке костей и выработке костного клея, смешанные предприятия, как наше, по производству желатина и клея, и чисто желатиновые предприятия. Союзная промышленность выпускала в то время около 8000 тонн желатина в год. Потребления в то время было много, ввозился еще и импортный… А когда началась Перестройка, все эти предприятия практически исчезли.
— Что помогло Могилевскому предприятию устоять, и не просто устоять, а продолжать развиваться?
— Внешне у нас действительно не было падений — приходилось решать только сложные внутренние проблемы. Но упорство коллектива и настроенность на то, чтобы работать, сделали свое дело. Мы вовремя сумели увидеть то, что помогло выстоять. Серьезная и большая работа была проведена по экономии затра, что дало возможность и с довольно низкими ценами продавать прибыльно. За все это время мы никогда не были убыточными. Прибыль была всегда -большая ли, малая ли, но была. И главной целью стала эффективность, ведь только тогда, когда в кармане есть деньги, можно о чем-то разговаривать.
Предприятие всегда развивалось и продвигалось усилиями коллектива. Специального оборудования для нашей промышленности в Советском Союзе не производилось, все было импортное, а значит, дорогое. Поэтому мы много чего из оборудования делали сами, в своих ремонтно-механических мастерских. Это позволяло решать существующие проблемы, не привлекая валюту.
— Техперевооружение своими руками — это уникально. Где вы нашли таких талантливых инженеров?
— Раньше среди рабочих были действительно специалисты с большой буквы, хоть и без инженерного образования, которое они, в силу разных причин, не смогли получить. Должен сказать, что и сегодня среди простых рабочих встречаются самородки, но значительно реже…
К тому же мы не боялись рисковать. К примеру, реализовывали желатин в Польшу без предоплаты… Нам повезло — коммерсанты оказались порядочными, поэтому проблем у нас не возникало и деньги возвращались.
А в 1998 году было принято решение о реконструкции на базе оборудования, которое было сделано еще в Советском Союзе и стояло на Балтийском заводе в собранном виде в ожидании заказчиков. Перед этим мы побывали на Западе, посмотрели на их оборудование и начали свою реконструкцию с использованием существующих зданий. Сумели купить линию сушки, причем довольно дешево, потому что она была произведе на еще при со юзном финан сировании 80% работ по установке выполнили собственными силами -на это ушло четыре года. В 2002 мы ее запустили. Она работает и сегодня, как новая, хотя прошло 15 лет.
— Можно ли говорить о том, что с этого момента началась эпоха возрождения предприятия?
— Да. Потому что мы начали выпускать желатин практически по той же технологии, что и на Западе. Это дало нам возможность работать, развиваться, поставлять желатин за пределы Беларуси. Рынок Беларуси для нас тогда составлял 30%, а сегодня и того меньше — 20%. Основной рынок — Россия, так как там своих заводов нет, поэтому присутствуют все, в том числе и мы. Сегодня мы занимаем 18% российского рынка.
До реконструкции проектная мощность была 1550 тонн, сегодня мы идем к цифре 2000. Соответственно, наращивая объемы производства, но не увеличивая численность и не неся больших капитальных затрат, мы год от года поднимаем свою эффективность. На начало этого года рентабельность у нас была 24-25%. Но, увы, в апреле-мае началось падение реализации на российском рынке и нам пришлось резко сбросить цены. Мы сбросили цены на 16%, за счет этого потеряли рентабельность… Но производственная программа пошла, продажи остались… Сегодня ситуация уже немного другая. Мы думаем, что все станет на свои места, тем более, что за 9 месяцев мы нарастили объемы — на 100 тонн по сравнению с прошлым годом.
Если говорить о других рынках, то у нас есть желание присутствовать на Казахстанском рынке. Мы там есть, но не в таких объемах, как хотелось бы. Ужр дважды были на их выставках — это должно дать свой результат. Интересуемся Молдовой. Начинаем работать с Японией. В свое время работали с Евросоюзом через Эстонию, потом у нас немного изменилась ценовая политика, бизнес пропал… Сегодня снова идут некоторые проработки, в том числе и по другим странам — Вьетнаму, Китаю…
Конечно, самое главное — это качество продукции и стабильность. По оценке американских исследователей, потребление желатина в мире ежегодно вырастает на 8% процентов. Постоянная востребованность объясняется тем, что это натуральный продукт, белок, область применения которого очень широка. Не только в пищевой промышленности, но и в парфюмерии, медицине, машиностроении… Поэтому перспектива есть, есть над чем работать. Конечно, немного сдерживает отсутствие собственного сырья. В Беларуси его только 15% от нашей потребности.
— Как решается проблема с сырьем?
— В свое время возили его из Италии. Но это было очень дорого. Сегодня география немного сдвинулась в сторону России, Казахстана, Таджикистана, Словакии, Прибалтики, Польши… Конечно, в России наращиваются объемы сельхозпроизводства, и сегодня доля российского сырья — около 50%. С Казахстаном научились работать, хоть это и далеко: вагоны идут, научились их разгружать так, чтобы сырье не портилось. Опыт уже пришел, и сегодня главное, чтобы не возникали какие-то барьеры ветеринарного содержания.
— Сегодня вездесущая китайская промышленность занимает все возможные ниши. Удается ли вам конкурировать с Китаем в части соотношения «цена-качество»?
— Китайский желатин, который продается по 2,5 доллара, бывает хорошим, но может быть и плохим, то есть качество его нестабильно. Понятно, что желатин, который стоит 2,5 доллара, сделан точно не на производстве, и, конечно, конкурировать с ним практически невозможно. Надо сказать, что в той же России этот желатин не применяется в промышленности, а идет в основном на фасовку, в розничную упаковку. Цена китайского желатина, который произведен на европейских заводах, — от 4,5 до 5 долларов, европейского — от 6 долларов и выше, правда, сырье там немного другое. Мы же сегодня продаем по 4 доллара. Конечно, эта цена будет пересмотрена и поднята, но для этого нужно время. Пока она такая, чтобы иметь возможность выдерживать конкуренцию.
— Вы четко держите руку на пульсе, чтобы быть в курсе последних производственных тенденций и событий…
— Два раза в год, весной и осенью, обязательно бываем на выставках в Москве. Вот уже второй раз поехали в Казахстан. Пять лет назад проехались по европейским заводам. Это позволило понять и оценить, на каком мы свете и что нам нужно делать. Ну и, конечно, ежемесячно и ежеквартально мониторим российский рынок — по ценам, по поставкам, чтобы быть в курсе и иметь возможность принимать решения, предупреждающие какие-то возможные негативные последствия. Основное — это понимать, пак сделать, чтобы качество нашего продукта приближалось к европейскому. Конечно, полностью с Европой мы не сравнимоя, но не по
тому что не можем, а потому что в разных условиях работаем. Европа выпускает желатин только из свиной шкурки, которую сразу можно пускать в пищу, потому что это пищевое сырье, которое в замороженном виде поставляется на предприятия. А производство желатина из говяжьего сырья это немного другое. Мы получаем его с кожзавода, и оно не пищевое. Поэтому мы выпускаем обычный стандартный желатин. Серьезно работаем над тем, чтобы улучшить производство и удовлетворять тем условиям, которые сегодня промышленность к желатину предъявляет. Все решается в комплексе. Отходы нашего производства — неплохое удобрение для сельского хозяйства, мы сами вывозим их на поля. В свое время Дашковская экспериментальная станция даже проводила исследования, и были разработаны нормы внесения. Сегодня наша задача сделать реконструкцию очистных сооружений, чтобы отходы не накапливались. а вывозились ежедневно.
— Основа предрприятия — это его сотрудники. Вы довольны своими кадрами? Где их готовят?
— Я работаю с теми людьми, которые есть. Каждый человек может работать, главное, чтобы он этого хотел. Хотел что-то узнать и чему-то научиться. Но человеку для этого нужно время — одномоментно ничего не происходит.
Раньше молодых специалистов нам давал Полтавский техникум. Сегодня к нам приходят из Могилевских вузов — Университета продовольствия и Белорусско-Российского университета. Рабочих-аппаратчиков учим сами.
— Можно ли говорить о том, что к вам идут за стабильностью?
— Если человек захочет, то сможет и зарабатывать хорошо, и с коллективом ладить… Сегодня наши работники получают достойную зарплату. Текучесть кадров в пределах 5%. И вакансий практически нет: люди просто так не увольняются — либо уходят на пенсию, либо переезжают…
— Предусмотрена ли система поощрений работников?
— Все атрибуты присутствуют. К услугам работников — столовая, спортивный комплекс, медпункт. Система оплаты — сдельно-премиальная и повременно-премиальная. Премия предполагается по результатам труда за каждый месяц. Разработана система показателей, по которым начисляется премия, и по которым она, в случае нарушений, снижается. Существует система премирования людей за долгосрочный добросовестный труд, размер которой растет каждые пять лет. Раз в год, в профессиональный праздник, мы премируем занесением на Доску почета с выплатой вознаграждения, а также занесением в Книгу почета, награждением Почетной грамотой… Конечно, это и подарки к Новому году детям и всем работникам, к 8 Марта и так далее…
Ко Дню работников сельского хозяйства подводим итоги и в течение года люди премируются за заслуги. И не только производственные, но и спортивные, и за участие в художественной самодеятельности. Требование ко всем одно — выполнять свои должностные обязанности. Больше ничего не надо.
— Какие перспективы у предприятия?
— В перспективе одна цель — увеличить объемы производства в два раза, нарастив их до 4000 тонн в год. Конечно, если бы был белорусский рынок, это было бы прекрасно. Но основной ориентир — на Россию, там же и сырьевой рынок. Поэтому однозначно — в этом и перспектива. Возможности для работы есть, будем их реализовывать.
— Как будете праздновать?
— Пригласим гостей, в том числе коллег и партнеров. Будет торжественный вечер, концерт нашей самодеятельности. Обязательно придут подшефные школьники. Конечно, будут грамоты, будут премии… Все получат памятные подарки — сервизы на 6 персон: 15 предметов с нашим товарным знаком и датой… А в завершение праздника прогремит фейерверк.
Как производится желатин, знает каждая хозяйка — дома все готовят заливное, холодец, используя то же сырье, которое варят при температуре около 100°С. Заместитель директора по качеству, начальник отдела управления качества Ирина Меженина рассказывает, что в промышленных условиях после хорошей подготовки желатин производится при температуре 55°С. Желатин переходит в раствор, затем очищается на трехступенчатых фильтрах, после этого сгущается, желируется, высушивается, измельчается и упаковывается в нужную потребителю расфасовку — для розничной торговли или для оптовых потребителей. Для производства желатина используется мягкое коллагенсодержащее сырье. Для того чтобы произвести желатин в промышленных условиях и получить его высокого качества, сырье сначала нужно подготовить. Подготовка сырья — это удаление балластных белков, а балластные — это все белки, кроме коллагена, — остальные ухудшают качество желатина, поэтому удаляются растворением в щелочных и кислотных растворах. Выдержка в щелочи составляет от 3 до 60 суток. Чем дольше готовится сырье, тем более высококачественный желатин получается. |
По охране труда ОАО «Можелит» всегда занимает лидирующие места, а с 2012 года на предприятии не было несчастных случаев. Покупаются средства защиты, работники обеспечиваются молоком. Все участки и подразделения обеспечены санитарными комнатами, за последних три года сделали евроремонты в санузлах, поставили приспособления для чистки обуви, оборудовали санпропускник для слесарей, обслуживающих пищевое производство. Красиво одели мужчин в желатиновом цехе — в сине-зеленые костюмы с желтыми майками. Есть своя прачечная и свой здравпункт, где проходят медосмотр перед выходом на линию и те, кто работает на участках повышенповышенной опасности. Есть разрешения на спецводопользование, выбросы и вывоз отходов, оборудованы площадки для их раздельного сбора. Санитарно-защитная зона обеспечена лесными насаждениями. Создан журнал растительного мира, все деревья обслуживаются, обрабатываются. Есть и свои локальные очистные сооружения, на которых планируется реконструкция с целью улучшения ПДК сброса сточных вод. |
Атмосфера в коллективе хорошая, теплая… Спортивные дела, самодеятельность и участие в добровольной дружине сплачивают и помогают в работе. На предприятии не только хорошо работают, но со вкусом и творчески отдыхают. Участники художественной самодеятельности премируются за каждый концерт. Премируются и спортсмены, участвующие в профильных соревнованиях и достигающие результатов. Но самое уникальное поощрение — это туристическая поездка. Работники предприятия много ездили по республике — в Полоцк, Хатынь, в замки — Мирский, Лидский и Несвижский, Брест, дважды побывали в Санкт-Петербурге, во Львове, а также в других европейских городах. |
Александра ПРОНЬКИНА