Близнюк, А. От классики до эпатажа : [Х молодежный театральный форум «Март.контакт»] / А. Близнюк // Днепровская неделя. — 2015. — 25 марта. — С. 1—2.
X молодежный театральный форум «М.аrt.контакт-2015» стартовал в Могилеве. Первая серьезная дата. А с ней и новые интересные открытия, переживания, впечатления и эмоции. Мы ждали этого праздника целый год, чтобы снова побывать в разных эпохах, почувствовать все то, что чувствуют герои любимых произведений, открыть для себя молодых и талантливых режиссеров и актеров, поругать неудавшиеся постановки (ведь за десять лет существования фестиваля мы уже кое-что понимаем в театральном искусстве)…
Торжественное открытие фестиваля состоялось в субботу. Среди гостей форума была и заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига, которая поздравила всех с праздником. Было сказано много добрых слов в адрес организаторов форума. Небольшой документальный фильм дал возможность зрителям вспомнить, с чего же все начиналось. Самые яркие постановки, интересные встречи, мастерская молодой режиссуры, проведенные читки…
Юбилейный «М.art. контакт» организаторы постарались сделать особенным, подготовив несколько приятных сюрпризов. Во-первых, не будет на форуме профессинального жюри. Оценивают постановки молодежное жюри и зритель. Во-вторых, количество спектаклей в этом году достигло рекордного числа – 19 постановок из 10 стран мира! Большинство спектаклей по классике – Шиллер, Гоголь, Шекспир, Островский, Бунин и др. Не останутся «голодными» и те, кто привык к экспериментам.
Открылся форум «Рыданиями». Конечно, не в буквальном смысле. «Рыдания» – это спектакль экспериментального театра из Уфы (The Театр), автор которого — молодая и талантливая режиссер Алсу Галина. Пьеса Кшиштофа Бизе – основа ее преддипломной работы. Спектакль ранее уже представлялся на нескольких театральных фестивалях, в том числе на Всероссийском фестивале молодой татарской режиссуры «Ремесло». В центре внимания три женских монолога: матери, дочери и бабушки, которых играет одна актриса Тамара Адамова. Каждая из женщин тяготится собственными материальными проблемами. Мать страдает нервным расстройством из-за потери работы и измены мужа, при этом она страстно желает купить дорогое пальто – ей кажется, что именно оно решит все ее проблемы. Дочь-подросток хочет джинсы со стразами, а родители ее не понимают, да и вообще они полные неудачники… Бабушка уже 17 лет покупает лотереи, желая выиграть крупную сумму денег. Этот приоритет материального над духовным постепенно губит каждую из героинь… Актриса Тамара Адамова прекрасно отыграла все эти три роли. Каждый раз она так вживалась в свой образ, что после показа некоторые задавались вопросом: а сколько же ей на самом деле лет?
Спектакль «Коварство и любовь», который привез в Могилев петербургский театр «Приют комедианта», чем-то напомнил «Ромео и Джульетту», с которым в позапрошлом году выступил вМогилеве театр «На Литейном». И не только потому, что и Ромео, и Фердинанда сыграл один и тот же молодой актер Илья Дель. Однако эта версия «осовремененной классики», в отличие от предыдущей, критикам не понравилась. Не все были готовы к такой смелой интерпретации Шиллера. Он – сын президента крупной корпорации, она – бедная дочка звукорежиссера. Место действия – звукозаписывающая студия, по которой постоянно бегает полуголый сумасшедший рок-музыкант. Но, несмотря на все эти «декорации», у Луизы и Фердинанда все та же шиллеровская любовь до гроба…
Настоящим ударом по эстетике стал «Шекспир» – после спектакля Драматического театра им. Венгерки из Польши никто не скрывал своих эмоций – как негативных, так и позитивных. «Средних» не было, да и не могло быть. Происходящее на сцене трудно было назвать спектаклем в классическом его понимании. Скорее, шоу. Или, как выразились критики, капустник. Появившаяся в самом начале спектакля кровожадная Елизавета Тюдор – страшная, на ходулях и с копьем, готовая разорвать на мелкие кусочки всех, кто попадется ей под руку просто ради развлечения, – дала понять, что скучать не придется. По сцене ходят трансвеститы, ведутся разговоры о том, кто такой Шекспир и существовал ли он на самом деле. А может, Шекспир вообще был женщиной? Страдания актеров, которым не дают играть главные роли, и творческие поиски «гениальных» режиссеров, желающих стать известными и прибегающих к самым разным формам эпатажа. Не все понимают сразу, что актеры глумятся, высмеивают современный театр, который живет одними экспериментами. Актеры театра им. Венгерки признались, что их постановка имеет реальную основу – однажды они выиграли грант и всего за 20 дней должны были поставить спектакль. К сожалению, сегодня такая история не редкость, большинству театров приходится выживать, от чего театральное искусство теряет качество. «Многослойный» спектакль о театре человеческих страстей, о насилии в искусстве, о театре политики и политике в театре в работе молодого режиссера Агаты Бизюк критикам понравился, несмотря на отсутствие целостности сюжета, фрагментарность композиции. На традиционном обсуждении они оценили юмор и приемы, благодаря которым получилась своеобразная «пародия на пародию».
Впервые выступил на «М.art.контакте» Белорусский государственный молодежный театр (Минск). Дебют оказался вполне удачным. Несмотря на то, что спектакль «Полковник-Птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойче-ва проходил в большом по площади КЗ «Могилев» и серьезную конкуренцию ему создавал спектакль из Таллинна, идущий в это же время в драмтеатре, свободных мест практически не было. Минский молодежный театр имеет нелегкую судьбу, долгое время у труппы не было постоянного режиссера, на несколько лет здание театра было закрыто на ремонт. Лишь в прошлом году, отметив свое тридцатилетие, он снова зажил активной жизнью. Минский критик Татьяна Орлова похвалила труппу и отметила профессиональный рост актеров и качество последних спектаклей.
Поклонников классики приятно порадовали гоголевские «Игроки» в исполнении Русского театра Эстонии — мистический реализм знаменитого режиссера Сергея Федотова и потрясающая игра актеров завораживали.
Вчера гости фестиваля познакомились со спектаклем Могилевского драмтеатра «Женитьба» — эта уже третья постановка литовского режиссера Саулюса Варнаса в нашем театре. И кстати, как и предыдущие его работы, вполне готова к наградам.
Впереди еще три фестивальных дня и 7 спектаклей. До подведения итогов осталось совсем немного. Торжественное закрытие форума состоится в эту пятницу в Могилевском драмтеатре сразу после выступления харьковской труппы со спектаклем «Наш Гамлет».