Есть ли у песни конец?

Хитрикова, Г. Есть ли у песни конец? : в Доме Польском в рамках фестиваля «Март.контакт» польский режиссер Петр Боровски презентовал фильм «Конец Песни» / Г. Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2014. — 4 апреля. — С. 24.

В Доме Польском Могилева в рамках фестиваля «Март.Контакт-2014» польский театральный режиссер и педагог Петр Воровски презентовал документальный фильм «Конец Песни».

Главные герои фильма — жители приграничных к Польше белорусских деревень.

В начале восьмидесятых прошлого столетия польский режиссер Петр Воровски побывал в этих маленьких населенных пунктах со спектаклями, ко­торые ставил тогда совместно с экспериментальным театром. В течение трех месяцев они ходили от деревни к деревне, показывая в клубах, а иногда и в жилых домах сельчан свои театральные постановки. Зрители в знак благодарности не только вкусно кормили и рассказывали о своем житье-бытье, но и пели любимые застольные песни — польские, белорусские, украинские, русские и даже религиозные. Воровски, удивившись такому искреннему внутреннему порыву простых людей, записал импровизированные концерты на магнитофон.

Спустя 27 лет он вернулся в селения, которые когда-то посетил со спектаклями, к людям, которые тогда его поразили своим пением, чтобы передать им записанные мелодии. Но все так кардинально изменилось в деревнях, в судьбах людей, что сама поездка стала сюжетом для документального фильма. «Вторая экспедиция, — рассказывал автор, — была намного сложнее первой: деревни опустели, многие их жители уже умерли, еще больше выехало в города, а те, кто остался, уже не были такими открытыми, встречали непрошеных гостей настороженно и недоверчиво. И только когда до них доносились из динамика голоса их матерей, дедушек и бабушек, соседей, родных и близких, душа их оттаивала, а на глазах появлялись слезы.

Как признался Петр Воровски, фильм уже увидели зрители в Америке и в Европе. Он произвел на них очень сильное впечатление — они обращали внимание на открытость людей, их простоту, доброту, любовь к песне, которая была их душой и помощником в нелегкой крестьянской жизни.

Критики назвали фильм Петра Воровски «молитвой над умирающей культурой, которая была выгнана из сельской жизни телевидением». Сейчас в деревнях почти не поют — некому. Потомки ушедших на кладбище или выехавших в город предпочитают другие мотивы. Процесс этот, увы, необратим.

Как же эти песни, отображающие целую эпоху, можно спасти, сохранить? В фильме автор предлагает свой вариант: он дает послушать молодому городскому жителю их записи — и они находят отклик в его душе.

Фильм в Беларуси демонстрировался впервые.