Лаврова, Т. Гран-при форума увез блистательный литовский режиссер Туминас : [Март.контакт — 2014] / Т. Лаврова // Вечерний Могилев. — 2014. — 2 апреля. — С. 6.
Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт» умеет делать людей счастливыми и несчастными, будить потаенные страхи и заставлять прорываться наружу невысказанное, но выстраданное. Кто-то из зрителей завершившегося на той неделе форума докопался доважной суит через многослойность и иносказательность созданных на сцене образов и проигранных ситуаций. Кто-то нашел глубокий смысл и пророческий подтекст в тех театральных произведениях, где его, видимо, было не так много. В общем, с главной своей задачей — «накормить», «разбудить», «приконнектиться» к молодежной зрительской массе — фестиваль, видимо, справился.
Особенностью нынешнего, девятого по счету форума явилось обращение к классике. Зрителям были представлены «Король Лир», «Преступление и наказание», «Раскиданное гнездо», «Гамлет», «Фауст» в оригинальном прочтении. С другой стороны, был широчайший «ассортимент» жанров: и моноспектакли, и кабаре, и пластический театр, и уличный. При этом члены жюри неоднократно отмечали (в частности, председатель жюри народная артистка СССР Ада Роговцева), что трудно было оценивать вместе и академические постановки, и авангардные. Кроме того, некоторые члены жюри говорили о неполном соответствии ряда постановок фестивальному формату. Также далеко не все проекты, представленные в рамках форума, отвечали молодежной направленности. Кроме того, эксперты заметили, что были постановки с неглубоким смыслом, которые не смогли достучаться до сердец и умов зрителей. Вышеперечисленные замечания, впрочем, не умаляют прелести и достижений фестиваля в Могилеве.
Члены жюри посетовали, что в этом году не было «очереди» из претенденток на звание лучшей молодой актрисы форума. В итоге лучшей молодой актрисой названа яркая и неподражаемая, создавшая образ развеселой «зажигалки» певицы Лолы в духе 20-30-х годов прошлого века Теза Вайсбах (Берлин, спектакль-кабаре «В баре «У крокодила»). Кроме этого, отмечена специальным призом наша могилевская актриса Елена Кривонос («Фрекен Жюли» от Могилевского драмтеатра). Получившая новое дыхание постановка нынешнего главного режиссера театра Саулюса Варнаса стала лучшей в номинации «Режиссерская работа». Спектакль произвел весьма сильное впечатление на жюри и критиков, все отметили его безукоризненность, филигранно и многослойно рассказанную историю, гармоничность постановки.
Также специальным призом на форуме отметили актера Тверского театра юного зрителя Андрея Иванова (спектакль «Фауст. Первый опыт»). Приз за лучшее изобразительное решение также достался Тверскому ТЮЗу за эту постановку.
Что касается лучшего молодого артиста форума, то тут было из кого выбирать. Критики в ходе своих обсуждений позитивно откликались на работу актера, исполнившего роль Данилки (специальный диплом фестиваля «Дебют») в «Раскиданном гнезде» от Республиканского театра белорусской драматургии. Было отмечено, что для своего возраста Артем Курень проделал достаточно сложную актерскую работу. Критики отметили игру Дмитрия Бычкова в «Гамлете» от Вологодского драмтеатра. Говорили о прекрасной актерской работе молодых актеров-мужчин в «Оракуле» (работа Национального академического драмтеатра имени М. Горького) и «Милке» (польский театр имени С. Жеромского). Приз за лучшую мужскую роль присудили Владимиру Глотову — исполнителю главной роли в спектакле «Оракул?..».
Гран-при взял «Мистрас». Режиссер спектакля — знаменитый и блистательный, лауреат всего на свете, художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова, а также Вильнюсского малого театра Римас Туминас.
Это рассказ о последних годах Адама Мицкевича. О его наставнике, мистике, сектанте, возомнившим себя пророком, который и увозит Мицкевича из Польши в Париж. Лучшей молодежной постановкой «М.@rt.контакта» назвали «Преступление и наказание» театра-студии «Небольшой драматический театр» из Санкт-Петербурга. Кстати, в ходе обсуждения критиками постановку «Паук» от болгарского театра-лаборатории «Сфумато» и ТС «Б плюс» также неоднократно упоминали как наиболее точно соответствующую формату фестиваля, адресованную именно молодежи. Это рассказ о сиамских близнецах, о вечном противостоянии «инь» и «янь» в одном человеке, о борьбе и единстве противоположностей, о взаимоотношениях мужчины и женщины в любви, о добре и зле — кто как понял и увидел. Пьеса выросла из фактически актерского этюда, и в ней заложены и личные трагические любовные переживания из жизни молодых болгарских режиссеров Димитра Димитрова и Йордана Славейкова. Как было понятно из отзывов зрителей, пьеса им пришлась по душе. Как и выступление в сольном проекте из Лондона поразительно артистичного молодого Петара Милошевски, по которому сходит с ума вся театральная Европа. Он и сценарист, и режиссер, и исполнитель. Этот моноспектакль, «Тhe Веаutiful!», — смесь вербального и пластического театра, фантазия на основе текстов Рембо, Ионеско, Дюрас, Маркеса, Булгакова, Плата, Сэндберга. Критик из Петербурга назвала его работу «изысканным и не очень осмысленным сном». Действо было завораживающим и мистическим.
Наверное, ощущения подобного свойства имели место в рамках просмотра эскиза к спектаклю нашего могилевского актера театра кукол Юрия Дивакова. У Юрия, красивого, талантливого и потрясающего, уже есть опыт режиссерской и драматургической работы. А также признание экспертов в рамках фестивалей. В проекте «Прощай, персональный Иисус» он и драматург, и режиссер. Поразительная сюрреалистическая картинка практически без актерских реплик, зато с потрясающим саундтреком и убойной гипнотической силой была «написана» автором на малой сцене нашего драмтеатра. Проект показали в рамках традиционной мастерской молодой режиссуры.
Этот «М.@rt.контакт» отметился мастер-классами от Варшавского института Адама Мицкевича. Провел их актер и режиссер, основатель и руководитель Варшавской театральной студии Петр Воровски. Он учил актеров, что главное в театре — это пластика. Что она не должна диссонировать со словом, что важно грамотно распределять силы между телом, эмоциями и разумом в актерской игре. Ему ассистировал Вальдемар Хахулски, выпускник Высшей театральной школы в Кракове, магистр искусств.
Также в рамках форума прошла презентация документального фильма Петра Воровски «Конец песни». Это рассказ о записанных более тридцати лет назад голосах в забытых деревнях у северо-западной границы с Польшей и их «возвращении» к нынешнему поколению, живущему здесь, на Белосточчине. Это своеобразная молитва над умирающей культурой восточного пограничья.
Молодежное жюри также расставило свои акценты на форуме. Оно выделило «Оракул?..», «Фауст. Первый опыт», «Мистрас», «Преступление и наказание», «The Beautiful».