Близнюк, А. «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» : Сегодня подведут итоги IX Международного молодежного театрального форума «Март.контакт — 2014» / А. Близнюк // Могилевская правда. — 2014. — 27 марта. — С. 1, 3.
На целую неделю я, как и многие могилевчане, выпала из течения размеренной жизни, променяв полноценный сон и здоровую еду на культурную программу. Не то чтобы мы все сильно изголодались по зрелищам — со статусом культурной столицы в прошлом году скучать было некогда. Однако фестиваль «М@rt.контакт» по-прежнему остался одним из самых популярных и ожидаемых событий для горожан.
Вот уже девятый год форум заполняет своей чарующей атмосферой весь Могилев, заставляя нас просыпаться после зимней спячки, чтобы задуматься о том, «Быть или не быть» и «Что делать» … Нынешний фестиваль действительно дал много поводов для раздумий. Есть о чем поспорить, помечтать, подумать на досуге…
В этом году на фестивале представлены семнадцать спектаклей из девяти стран мира. Впервые в форуме участвуют постановки из Англии и Италии. Порадовало жанровое разнообразие репертуара: сказка, фантазия, утопия, драма, спектакль-кабаре, танцевальный перфоманс, лекция, моноспектакль, трагедия.
Несмотря на внушающие цены на билеты, желающих приобщиться к театральному искусству меньше не становится. Большинство спектаклей собрали полные залы. Хотя организаторам предпочтения зрителей были не всегда понятны. Например, на нашумевшую постановку Мариуса Ивашкявичуса «Мистрас» (Мастер) покупать билеты зрители не спешили. И дело вовсе не в том, что спектакль играли на литовском языке — организаторы заранее заказали в Минске специальные электронные наушники, чтобы все могли слышать перевод. Но зритель — не пошел…
Открыл фестиваль и задал общее настроение моноспектакль «Милка» по мотивам романа Михала Вальчака «Песочница» (Польша), автором инсценировки, режиссером и исполнителем которого стал Кшиштоф Грабовски. «Диалог с подушкой» пришелся по нраву и зрителям, и судьям. Несмотря на то, что постановка была похожа скорее на зарисовку, все отметили сильную игру актера.
Напомнила о семейных ценностях музыкальная трагикомедия «Оракул?..» по пьесе Андрея Макаенка «Зацюканы апостал» Национального академического драматического театра имени Горького (Минск). Повеселили приключения «Бесстрашного барина», которого потрясающе сыграли актеры Российского академического молодежного театра (Москва). Чем-то ребята напомнили постановку «Записки усталого романтика», которую пару лет назад на фестивале представлял минский театр им. Горького — и там и там актеры при минимуме подручных средств и декораций показывали невероятные вещи. Например, старинные часы с кукушкой или дремучий лес.
Остались непонятыми итальянцы с историей об ослике «Плате… Средиземноморская утопия» — многие зрители, не дождавшись окончания спектакля, сбегали из зала. Возможно, нам просто непонятны итальянская культура, традиции и ментальность этого народа…
Не произвело впечатления уличное шоу «Бал гения» в исполнении актеров Львовского академического театра «Воскресенье» — после прошлогоднего выступления коллектива Biuro Pordozy с их «Погребением Кармен», который заставил народ трястись от страха, напрочь забыв про 20-градусный мороз и ветер, нас уже трудно чем-то удивить. Ни искусственный снег, ни яркие костюмы, ни манипуляции с огнем не заставили могилевского зрителя проникнуться переживаниями главного героя пьесы — известного украинского скульптора Ивана Пинзеля.
Несмотря на то, что многие спектакли вызвали положительные эмоции, все ждали взрыва. И тут громыхнул «Фауст. Первый опыт». Режиссер Роман Феодори представил свою интерпретацию знаменитого произведения Гете. Признаюсь, после двух просмотренных спектаклей в этот день я подумывала о том, чтобы не пойти на встречу к «Фаусту». Но любопытство победило.
Несмотря на то, что весь первый акт мне пришлось простоять, полученные эмоции того стоили. В первую очередь впечатлило художественное оформление спектакля. «Демонический» черный куб, в котором происходит действие спектакля, живет своей жизнью, постоянно меняя цвет и форму. Порой кажется, что он вовсе завертится или разрушится и придавит своих героев. К слову, как рассказали организаторы фестиваля, декорации монтировали всю ночь перед спектаклем.
Нельзя не отметить сильную актерскую игру. Как подчеркивали критики на традиционном обсуждении, подобные произведения нужно ставить, если в театре есть актеры такого высокого уровня. В Тверском театре юного зрителя такие актеры есть. Главным сюрпризом для зрителя стало, безусловно, то, что Фауст и Мефистофель в первом акте «меняются телами» — Александр Романов сначала Фауст, а потом Мефистофель, а Андрей Иванов из Мефистофеля превращается в Фауста. А чего стоят четыре ипостаси Гретхен, которую сыграли четыре разные актрисы! При виде безумной Гретхен (актриса Дарья Астафьева), которая судорожно металась перед зеркалом, словно черт перед распятием, мурашки бежали по коже…
Очень понравились музыка и хор, который между действиями исполнял католическую пресвятую Евхаристию 1693 года «О, приди ко мне, Спаситель»…
Тем не менее, критики неоднозначно отнеслись к «Фаусту». Оценив по достоинству все вышеперечисленное, они пришли к выводу, что режиссер постановку значительно упростил, сделав акцент на театральность и забыв про истинную философию, заложенную в произведении Гете. А все потому, что автор изначально нацеливался на молодежную аудиторию.
На обсуждении было отмечено, что в постановке размыты границы между добром и злом, режиссер не стал заниматься просветительством. «Не пошли ли мы на поводу у нечитающей молодежи?» — задает вопрос театральный критик из Харькова Татьяна Киктева.
Постановка получилась действительно молодежной, современной, яркой. Однако, на мой взгляд, «размытые границы» между добром и злом, плохим и хорошим — это наша реальность. В жизни обычно так и бывает. Да, режиссер действительно упростил пьесу, сделав акцент на любовной истории. (Хотя название заранее предупреждает, что это «первый опыт»). Но чем еще, как не любовной историей, увлечь и заинтересовать молодежь?
На торжественной церемонии награждения, которая состоится сегодня вечером сразу после просмотра спектакля «Преступление и наказание» (Театр-студия «Небольшой драматический театр», Санкт-Петербург), объявят победителей фестиваля «М@rt.контакт-2014». К слову, одним из фаворитов по-прежнему остается спектакль Могилевского драмтеатра «Фрекен Жюли» режиссера Саулиуса Варнаса. Болеем за наших!