Спасение от неминуемой гибели

Гришанова, Людмила. Спасение от неминуемой гибели : [могилевчанин, ветеран Великой Отечественной войны Б. Савинов] / Людмила Гришанова // Могилевская правда. — 2017. — 14 декабря. — С. 14.

000074_38193919 декабря — День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца.

Святителя Николая Чудотворца почитают как первого помощника странствующих, «путеводителя», выводящего на верную дорогу в прямом и переносном смысле. Бытует множество преданий о чудесной помощи, оказанной православным святым.

По воде, яко посуху, и по морозу с посохом

Своим покровителем на протяжении всей жизни почитал святителя Николая  могилевчанин Борис Савинов, ветеран Великой Отечественной войны, начинавший боевой путь в финскую войну. Ратная служба Бориса Александровича отмечена 29 наградами, среди которых орден Красного Знамени, два ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны. Фронтовик служил в разведке, защищал Москву, командовал штрафным батальоном, встречался со многими видными деятелями армии. Испытав в жизни многое, в преклонном возрасте Савинов выбрал служение Богу, став священнослужителем, как его отец и дед. Наш земляк был настоятелем Свято-Покровской церкви в пос. Вейно Могилевского района, возле которой и похоронен. Также служил в Трехсвятительском кафедральном соборе. Как завещание потомкам оставил отец Борис тетрадь с воспоминаниями, записанными под диктовку уже незрячего человека, в которой особое место занимает рассказ о помощи Николая Чудотворца. Некоторые описываемые события кажутся настолько «сказочными», что возникают сомнения в их подлинности. Но какой резон было сочинять их священнику на закате дней? Даже родиться Савинову довелось ночью 14 января 1918 года   на станции Никола-Палома. Его мать схватки застали прямо на вокзале: ее загородили от любопытных глаз своими шинелями солдаты, ожидавшие поезд.

Впервые святитель Николай Чудотворец спас 8-летнего Бориса от неминуемой смерти, когда мальчишка ловил рыбу и перевернулся вместе с лодкой, вытягивая пятикилограммового леща. Причем лодка накрыла утопающего. «Внезапно лодка опять перевернулась, а в ней сидит старичок с веслом. Он вытащил из воды меня и леща достал. Когда я поднял на него глаза, то вижу, что он… стоит на воде и не тонет», — свидетельствовал пожилой священник.

Следующая встреча Савинова с уже знакомым ему старичком состоялась в 1928 году, когда десятилетний Борис возвращался из города (было это в России). Был сильный мороз.  «Я в больших ботинках, набитых соломой, шел из Костромы в Галич», — вспоминал он. Путь у парнишки оказался непростым. Он надеялся на помощь. Ведь в кармане лежала записка: «Псаломщик храма Рождества Богородицы, что на реке Ноля Галичского района, Борис Савинов  идет в свое село пешком по бедности. Прошу священников оказать ему приют. Епископ Арсений». В селе Шишкино настоятеля церкви не оказалось дома, потому что три дня назад его арестовали. Жена его от горя заболела и слегла, трое деток оставались голодными. Благо в вещевой сумке Бориса лежали две булки хлеба и один рубль. Мальчишка поделился хлебом с семьей батюшки. В городке Судиславль, куда пришел к вечеру, завернул в дом к местному священнику, чтобы переночевать. Тот угостил гостя чаем из пареной репы. С его семьей странник тоже поделился хлебом. Утром продолжил путь в сорокаградусный мороз. Когда оставалось пройти около десятка километров, силы покинули ребенка, ему захотелось присесть прямо в сугроб. В эту минуту  Бориса догнал старичок с посохом, взявший его за руку, от которой по телу мальчишки разлилось тепло. При входе в деревню Завражье старичок предложил: «В дома нас ночевать не пустят, пойдем лучше в баньку теплую». Завел Бориса в баню, оказавшуюся протопленной, а сам вышел и не вернулся.

Продала ботинки за тридцатку…

В 1940-е годы Борис Савинов работал в кафедральном соборе Костромы, где служила его тетка, монахиня Варвара. Как-то ему передали записку от матери с известием о болезни отца. Мать просила сына прий­ти в д.Смольница, чтобы послужить вместо отца. Получив благословение священника, он отправился к родителям. Дорога пролегала через г.Сусанино (Молтивино), от которого до Смольницы надо было идти 30 км, а можно и сократить путь до 6 км, идя прямиком через болото. Борис решил преодолеть болото, а заодно увидеть место, где ляхи убили Сусанина. Раньше там стояла часовенка и лежал большой валун. В болоте были проложены гати из досок, по которым Савинов шел около километра, пока не потерял их. Под ногами парня оказалась трясина, в которую он провалился выше колен. Болото стало затягивать бедолагу…Вдруг рядом оказался знакомый старичок с палочкой. Он протянул руку и с легкостью вытащил Бориса из хлюпающей жижи. Обувь парня утонула в трясине. Тогда старик снял заплечный мешок и достал ботинки: «Вот тебе обувка 42-го размера и чулочки, обувайся и иди с Богом. Сам я к тебе больше не приду, но если будет тебе в жизни трудно, молись святителю Николаю». Старичок ушел. Скоро добрался домой и Савинов. В подаренных ботинках будущий священник ходил долго. Когда во время Великой Отечественной войны он воевал на фронте, то в 1943 г. его мать, чтобы прокормить троих детей, решила продать ботинки. Их купил, не торгуясь, какой-то старик и заплатил тридцать рублей. На них мать на рынке приобрела пуд ржаной муки, вернулась домой с покупками, сунула руку в карман, а там — лежат те же деньги. На следующий день женщина потратила их в магазине на пшено и соль. По возвращении домой проверила карман, тридцатка опять оказалась при ней. На третий день после продажи ботинок мать получила «похоронку» на Бориса, что он погиб в боях под г.Запорожье. Она побежала в церковь и заказала на них панихиду. Больше деньги не вернулись к женщине. В это время Савинов находился в госпитале в Саратове. В какой-то момент ему стало так тошно на душе, что решил выброситься в окно. В последний момент раненого удержала за одежду пожилая медсестра. Она же, взяв адрес матери, отправила сообщение ей о ранении сына.

От пули защитил образок

Но вернемся к довоенным событиям в судьбе Бориса Александровича. В 1936 г. он служил диаконом в Костроме. 19 декабря, в праздник святителя Николая, он праздновал именины в гостях у соборного протоиерея. В присутствии четырех священников диакон рассказал о том, как у входа в церковную котельную мальчишки распевали частушку и пропел ее сам: «Сидит Сталин на лугу, гложет конскую ногу, тьфу, какая гадина — советская говядина». В шесть часов утра Савинов уже находился в тюремном подвале. За два дня до ареста Бориса навещал отец, приходил попрощаться. Отец рассказал о том, как топил в церкви печку. Слышит, в Никольском приделе кто-то ходит. Крикнул: «Кто там?» Из-за колонны вышел святитель Николай в полном облачении, как на иконе. Чтобы убедиться, что все происходит наяву, отец взял в руку уголек из печки и обжегся. А святитель Николай говорит: «Нет, отец Александр, ты не спишь. Готовься через семь дней предстать перед Господом. Тебя расстреляют. Твое служение продолжит сын Борис». В тюремном подвале Савинов увидел, что следователи сделали с отцом Николаем, именины которого недавно праздновал. После допроса батюшку бросили на пол, как мешок. На груди священника виднелись отпечатки раскаленных печатей, похожих на те, что ставят на просфоры. Когда он очнулся, то сказал диакону о том, что его уличают в заговоре против  Сталина. Когда на допрос привели Савинова, то вначале не били, а предложили в обмен на свободу выйти на церковный амвон и прилюдно отречься от Бога. «В противном случае  ты будешь расстрелян». Борис Александрович отказался. Морозной ночью его повезли на кладбище, на краю ямы приказали раздеться. Перед расстрелом предложили подписать отказ от Бога. Савинов отказался от предложения, мысленно взмолился: «Святитель Николай, помоги мне». Прозвучали два выстрела. «Одевайся, сволочь, тебя и пули не берут», — приказал ему чей-то голос. Еще две ночи подряд парня возили на кладбище — стреляли, возвращали в тюрьму. После непонятных мытарств «тройка» НКВД приговорила Савинова к 10 годам лишения свободы  в лагере строгого режима. Так Борис попал в лагпункт «Морозиха», где заключенные рубили лес, подготавливая место для затопления Рыбинским водохранилищем. Свой срок Савинов не отбыл до конца, его определили в 289-й особый лыжный батальон и отправили воевать в финскую войну. Судьба побросала Бориса Александровича «из грязи в князи». Во время Великой Отечественной  войны бывший заключенный не доучился в Велико-Устюгском военно-пехотном училище, став досрочно лейтенантом. Потому что вызвался добровольцем доставить продукты на волокуше по тонкому льду Ладожского озера в блокадный Ленинград. Конечно же безопасным путем провел лейтенанта «знакомый старичок». Но самое удивительное произошло с Савиновым, когда он шел в атаку при наступлении на немцев под г. Запорожье. «Что-то ударило мне в грудь, и я упал… Оказалось, что пуля попала в металлический образок святителя Николая, лежавший в кармане гимнастерки». Так Николай Чудотворец вновь спас своего подопечного.

…Поэтому и свои записки ослепший священник  озаглавил «Святитель Николай в моей жизни», приведя в них и множество других случаев помощи, оказанной ему свыше.

Людмила ГРИШАНОВА.