Ермошина, Л. Выборы — от слова «выбирать» : [беседа с председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидией Ермошиной] / Л. Ермошина ; беседовал С.Головко // Беларуская думка. — 2017. — №12. — С. 20—27.
Совсем скоро, 18 февраля 2018 года, у нас в стране состоятся выборы депутатов местных Советов 28-го созыва. Остались позади несколько этапов этой избирательной кампании, сейчас идет выдвижение кандидатов в депутаты, впереди — их регистрация и проведение обладателями кандидатских мандатов агитации среди избирателей. Рассказать о том, как проходят предвыборные мероприятия, обозреватель «Беларускай думкі» попросил председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Лидию ЕРМОШИНУ.
Лидия Михайловна, избирательная кампания по выборам депутатов местных Советов 28-го созыва почти достигла своего экватора. Как бы Вы охарактеризовали этот процесс? Возможно, есть какие-то отличия нынешних выборов от предыдущих?
— Выборы депутатов местных Советов 2018 года и предшествующая им избирательная кампания проводятся по тому же законодательству, что и предыдущие. Тем не менее определенные отличия и особенности у этого процесса все же есть и направлены они исключительно на усовершенствование нашего выборного процесса. Центральная избирательная комиссия включает в свои постановления рекомендации, которые наработаны во время прошедших в прошлом году парламентских выборов и годом ранее президентских выборов. В частности, они касаются порядка информирования граждан: так, значительно большая роль отводится интернету. Например, сейчас все постановления, которые принимаются местными избирательными комиссиями, как и решения региональных исполнительных органов, касающиеся организации и проведения выборов, размещаются не только в местных газетах, как было раньше, но и в глобальной сети, причем в сжатые сроки — в течение 3 дней от даты принятия. По рекомендации Центризбиркома на сайтах местных исполнительных комитетов появился баннер «Выборы-2018» с выходом на страницу, где и должна размещаться вся актуальная предвыборная информация.
Кроме этого, демократизировался и стал более прозрачным процесс образования избирательных комиссий. А именно -появилась возможность присутствовать на заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов наблюдателям от общественных объединений и политических партий, которые имеют своих наблюдателей в ЦИК. И они присутствовали на совместных заседаниях президиумов областных и Минского городского Советов депутатов и областных и Минского городского исполнительных комитетов во время формирования областных и минской городской избирательных комиссий. Отмечу, что в белорусском законодательстве нет такой нормы, как наблюдение за процессом формирования местными органами власти региональных избиркомов. Но ЦИК своим постановлением заложил эту норму, и я считаю ее правомерной, направленной именно на демократизацию избирательной кампании.
То же касается и процесса подсчета голосов в день выборов. Эта норма нашла отражение в методических рекомендациях Центризбиркома, где расписывается порядок расположения членов комиссии у стола при подсчете. Именно это действие всегда подвергалось критике со стороны наших оппонентов и особенно оппозиции. Теперь мы указываем, что одна сторона стола должна быть открыта для обзора наблюдателей. Пока данная рекомендация не сформулирована как законодательная норма, но на основании соответствующего постановления ЦИК уже дважды применялась во время проведения двух предыдущих избирательных кампаний — по выборам президента в 2015 году и прошлогодних выборов депутатов Палаты представителей. В 2014 году на выборах депутатов местных Советов 27-го созыва такая норма еще не действовала, поэтому на этом уровне она будет применяться впервые.
— Завершился первый после объявления выборов этап — образование территориальных комиссий. Можете ли оценить их состав? И как Вы думаете, почему в них попало мало представителей оппозиционных сил?
— Я могу сказать, что количественный показатель выдвижения представителей в составы территориальных комиссий по выборам депутатов местных Советов 28-го созыва ниже уровня 2014 года -тогда было выдвинуто больше. Если говорить о качественном составе избирательных комиссий, то и он несколько отличается от предыдущих, четырехлетней давности выборов, — у нас сейчас в избиркомах всех уровней превалируют представители политических партий и общественных объединений. Их количество значительно увеличилось по сравнению с избирательной кампанией 2014 года.
Дело, наверное, в том, что у нас постепенно отмирает и, думаю, со временем вообще исчезнет такая норма, как выдвижение в составы избирательных комиссий представителей трудовых коллективов. Эта норма в первую очередь была нужна и важна для выборов в местные Советы, потому что именно здесь трудовые коллективы, как, наверное, ни в каких других избирательных кампаниях, заинтересованы в выдвижении в отмеченные структуры своих представителей. Но прошел первый этап избирательной кампании, и оказалось, что от общего числа претендентов на места в избирательных комиссиях представители трудовых коллективов составляют только около 10 %, что совсем немного. Основная масса — 50 % — выдвигается от граждан сбором подписей: по-видимому, это из-за того, что данная форма выдвижения самая простая. Затем идут общественные объединения — их представителей в избирательных комиссиях около 30 %.
Больше всего у нас профсоюзных выдвиженцев, что вполне закономерно -Федерация профсоюзов Беларуси самое массовое общественное объединение в стране. На втором месте по числу представителей — республиканское общественное объединение «Белая Русь», на третьем — Белорусский союз женщин. Заметно представлен в территориальных избирательных комиссиях и Белорусский республиканский союз молодежи. А вот представительство политических партий оказалось совсем незначительным — только около 1,5 %. Это потому, что основная масса избирательных комиссий — сельские и поселковые. А туда политическими партиями выдвинуто около двух десятков человек, да и то только от двух партий — Коммунистической и Партии труда и справедливости.
— Тем не менее от представителей в первую очередь оппозиционных партий звучат нарекания, мол, их обделили, не включив в составы избирательных комиссий выдвиженцев этих партий.
— Что касается невключения в составы комиссий представителей оппозиции, то, по моему мнению, здесь нет какой-то одной причины. Все зависит от персоналий, которых выдвигали оппозиционные партии. И дело не только в том, ниже или выше их квалификация по сравнению с другими. Я не думаю, что оппозиция выдвигает лиц деградированных. В основном это — вполне пристойные люди, многие из которых имеют высшее образование и т. д. Но при формировании избирательных комиссий оценивается в первую очередь способность претендента работать в коллективе. Ведь избирательная комиссия — коллектив, где выпячивание своего политического мнения вредит общему делу. Думаю, именно это обстоятельство учитывалось при включении представителей оппозиционных структур в избирательные комиссии.
Как бы то ни было, образование комиссий шло открыто и гласно, и представители политических партий и общественных объединений, которые присутствовали на заседаниях исполкомов и президиумов местных Советов, получали объяснения данному процессу. И если не включенные в состав избиркомов граждане или представители политических партий с чем-то были не согласны или считали, что процесс не был законным, то они имели право в трехдневный срок обратиться в судебные инстанции и обжаловать решения местных властей по поводу образования территориальных комиссий.
— Многие политические партии и общественные движения заявили о массовом выдвижении своих представителей кандидатами в депутаты. Пойдет ли это в итоге на пользу так называемому местному парламентаризму?
— Отмечу, что общественные объединения не могут выдвигать кандидатов в депутаты. Согласно избирательному законодательству такое право есть только у политических партий: они могут выдвигать кандидатов в депутаты на заседании своих руководящих местных органов. Причем выдвижение должно происходить строго по принципу территориального соответствия. Это значит, что руководящий областной орган партии может выдвинуть кандидатов в депутаты во все округа, в областной Совет, но не выдвигает при этом в городской Совет, даже расположенный на территории данной области. Что же касается сельских, поселковых, а есть у нас еще Советы первичного уровня — городские (городов районного подчинения, таких немного — 14), то в них может выдвигать низовое звено партии, а именно — действующая на данной территории первичка. Но подчеркну, в сельской местности у наших политических партий почти нет первичных организаций. Совсем немного на низовом уровне представлена Коммунистическая и Аграрная партия, но последняя вот уже на протяжении нескольких лет не принимает участия в выборах. Вообще из 15 политических партий нашей страны в первом этапе избирательной кампании приняли участие, то есть выдвинули своих представителей, только 8.
Думаю, что любое партийное выдвижение на пользу местному парламентаризму. У нас ведь партийная система не развивается, поэтому, если в выборах в местные Советы будут участвовать политические партии, то, возможно, они как-то о себе заявят, зарекомендуют на местном уровне, а пока их там практически не знают. В местных Советах депутатам надо работать, а не заниматься политиканством. Причем эта работа бесплатная, общественная, что представителей некоторых политических партий, видимо, не устраивает.
Что касается общественных объединений, то они могут проводить выдвижение своих кандидатов в депутаты на собраниях трудовых коллективов либо собирая подписи. При этом руководящие органы общественных объединений имеют право помочь своему выдвиженцу образовать инициативную группу в количестве от 3 до 10 человек.
— Лидия Михайловна, по-моему, налицо, мягко говоря, обделенность общественных организаций в вопросе выдвижения кандидатов. Ведь некоторые их этих организаций по своему количественному составу значительно превосходят политические партии…
— … и тем не менее не имеют права выдвигать кандидатов в депутаты на заседаниях своих руководящих органов? Я с вами согласна. Скажу прямо — выступаю за уравнивание в правах по выдвижению кандидатов в депутаты общественных организаций и политических партий. Это мое мнение. Эта мысль появилась после того, как ко мне на нескольких приемах граждан обращались жители разных регионов с жалобой на то, что с каждым годом выдвинуться кандидатом в депутаты становится все тяжелее, если ты не являешься членом политической партии. По их мнению, многие неохотно ставят свои подписи в поддержку весьма достойных людей, потенциально имеющих для завоевания депутатского мандата все шансы, или вообще не пускают членов инициативных групп партий в подъезды домов и т. д. Выдвижение в трудовом коллективе им тоже не всегда удается организовать надлежащим образом — зачастую возникают проблемы: не собирается кворум, не соблюдаются процедуры проведения собрания. Именно поэтому возникла у меня идея разнообразить имеющиеся способы выдвижения еще одним, который как раз и позволил бы выдвигаться по-настоящему сильным кандидатам, не состоящим в партиях.
Политические партии, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Беларуси, объединяют менее 3 % избирателей. При этом их представители находятся в более выгодных, я бы сказала, в более комфортных условиях по сравнению с теми, кто не является приверженцами каких-то политических взглядов. Они собирают свои карликовые съезды и без проблем выдвигают по всем округам представителей. В то же время члены общественных объединений, порой значительно превосходящих по численности отдельные политические партии, такого права не имеют. Возникает закономерный вопрос — почему? А ответ на него, как ни странно, прост: такая норма не предусмотрена в Избирательном кодексе, хотя она в целом и не противоречит нашей Конституции.
Поэтому я и ранее на совещаниях, посвященных обсуждению предлагаемых изменений в Избирательный кодекс, высказывала мысль дать общественным объединениям наравне с политическими партиями право выдвижения своих кандидатов. Не изменила своего мнения и сейчас, но пока не нахожу поддержки. Мои оппоненты утверждают, что общественных объединений у нас много, более тысячи. Мол, есть среди них и такие, которые объединяют и иностранных граждан, и несовершеннолетних, и т. д. Хотя я считаю эту норму демократичной, и она вполне могла бы сделать избирательную кампанию более состязательной и зрелищной.
Кстати, такая мера существует в Туркменистане, где общественные объединения при наличии в их уставе положения о готовности участвовать в выборах имеют право на выдвижение своих кандидатов в депутаты на заседаниях руководящих органов. И, как показывает практика, наиболее успешно эту возможность используют профсоюзы и республиканская женская организация.
— После каждой избирательной кампании в нашей стране наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ дают свои рекомендации, как им думается, по улучшению белорусского избирательного законодательства. А что нам было рекомендовано улучшить после парламентских выборов 2016 года?
— Да, БДИПЧ ОБСЕ традиционно после каждой избирательной кампании предлагает свои рекомендации по усовершенствованию белорусского избирательного законодательства. Поступили они в наш адрес и после президентских выборов 2015 года, и после прошлогодних парламентских. По поручению Президента страны для их анализа и выработки предложений при Центральной избирательной комиссии была создана межведомственная экспертная группа. В нее вошли представители всех госструктур, которые работают в области законодательства. Это в первую очередь — обе палаты парламента, Национальный центр законодательства и правовых исследований и др. По просьбам отдельных политиков на заседания экспертной группы приглашались также проявившие инициативу и заинтересованность политики. Так, вносила свои предложения депутат парламента А. Канопат-ская, поступили они и от республиканского исследовательско-просветительского общественного объединения «Говори правду». Что-то из предложенного было учтено, что-то нет. Группа выработала ряд предложений и представила их главе государства. Они изучаются.
Если говорить о предложениях БДИПЧ ОБСЕ, то за весь период, в который они к нам поступали, в общей сложности было удовлетворено около 50 % позиций. Это и то, о чем я уже говорила, что действует в рамках правоприменительной практики, то есть постановлений ЦИК.
Но отмечу: мы учитываем предложения исходя из практики. Ведь можно написать закон, а правоприменительная практика будет никакой. Так, к примеру, Сталинская конституция была самой демократичной в мире, тем не менее о демократии в тогдашнем СССР не могло быть и речи. Поэтому все то, что в наших условиях приживается и идет на пользу общему делу, принимается и используется на практике, в том числе и с учетом предложений БДИПЧ ОБСЕ.
Если возникают какие-то вопросы в процессе избирательной кампании, то ЦИК дает на них свои разъяснения. К выборам в местные Советы 2018 года мы подготовили две брошюры, практические пособия по работе избирательных комиссий и выполнению избирательного законодательства в целом, где приводятся разъяснения, моделируются примерные ситуации, которые могут возникнуть, даются образцы всех необходимых документов. Все рекомендации Центральной избирательной комиссии, включая и те, что носят краткосрочный характер, размещаются на нашем сайте, как и все постановления. Также они печатаются в СМИ. Например, сразу же после объявления даты выборов холдинг на базе газеты «Советская Белоруссия» пошел нам навстречу и опубликовал в одном из своих изданий вкладку с рекомендациями по выборам в местные Советы 28-го созыва. Они же есть и на сайте ЦИК.
Кстати, представители оппозиции изучают материалы на нашем сайте, даже находят опечатки. Мы их за это, естественно, благодарим. У нас поначалу закралась техническая ошибка: вместо слова «январь», был написан «декабрь». Это было замечено одним из оппозиционеров. Он нам написал, мы его поблагодарили и исправили ошибку…
— Сейчас в разгаре очередной этап избирательного марафона — выдвижение кандидатов. Как идет этот процесс? Что можно прогнозировать? И какие бы Вы дали рекомендации потенциальным кандидатам в депутаты?
— Выдвижение депутатов началось 10 декабря и закончится 8 января. Процесс этот проходит нормально, в рамках законодательства. Потенциальным кандидатам в депутаты я могу пожелать только активности и непосредственной работы с избирателями. Ведь предвыборная агитация «глаза в глаза», как подтверждают исследователи-психологи, является наиболее эффективной. Наше избирательное законодательство гарантирует и иные возможности для так называемого завоевания сердец избирателей — пускай их используют, не ленятся.
— А какие это возможности?
— Каждому кандидату в депутаты бесплатно может быть предоставлено помещение для встречи с избирателями. Сейчас упрощен порядок и для проведения встреч с избирателями на открытом воздухе. Он не подпадает под действие закона о массовых мероприятиях — применяется уведомительный принцип властей, но проведение встреч с избирателями разрешается только в местах, которые определили местные власти. Правда, зимний период не совсем благоприятный для таких встреч, но возможность есть. Я же считаю, что для местных выборов вполне достаточно кандидатам в депутаты проводить встречи в предоставленных помещениях, в трудовых коллективах, если, конечно, их там захотят выслушать — гарантий тут нет никаких. Избирательная комиссия только содействует в предоставлении помещения, оповещает избирателей, но никоим образом не влияет на посещаемость ими данного мероприятия — не пришли избиратели, значит, и встречи не было.
Еще предвыборную агитацию можно проводить в СМИ. Правда, здесь есть некоторые нюансы — только кандидатам в депутаты, начиная от районного и городского звена и заканчивая областным и минским городским, будет представлено бесплатное эфирное время по местному радио — районному или городскому, областному. К сожалению, у нас уже нет проводного радиовещания, и это вызывает определенные проблемы — не каждый избиратель услышит обращение кандидатов в депутаты по своим избирательным округам. С другой стороны, ничто не мешает кандидату в депутаты вести агитацию через интернет. Не ограничивается избирательным законодательством также создание страничек в соцсетях. Однако, во-первых, при этом трудно определить, сколько потенциальных избирателей привлечет страница конкретного кандидата. Во-вторых, человека могут знать в Сети, а потенциальные избиратели — нет. Поэтому, еще раз подчеркну, кандидатам в депутаты нужно встречаться с избирателями и освещать свою позицию, свои взгляды, обнародовать положения своей программы.
— Календарь нынешних выборов был дополнен разделом о сроках создания личных избирательных фондов кандидатов в депутаты. Для чего это было сделано?
— Право на создание личных финансовых избирательных фондов кандидатов в депутаты существует в многих странах. В Беларуси ранее такая норма не практиковалась. Но в 2013 году у нас отменено государственное финансирование предвыборной деятельности кандидатов. Это значит — средства, ранее выделявшиеся им для изготовления предвыборной печатной продукции, теперь направляются местным избирательным комиссиям, которые выпускают информационные материалы о кандидатах в депутаты для последующего направления их избирателям конкретного округа.
Почему это сделано? В Центральную комиссию постоянно поступали жалобы от избирателей, особенно во время местных выборов, что они не осведомлены о кандидатах, баллотирующихся по их округу. А это — следствие слабой предвыборной агитации, которую вели кандидаты, или вовсе отсутствия таковой. Многие кандидаты в депутаты местных Советов считали лишним издавать листовки даже на государственные средства, а избирательные комиссии в каком-то смысле потворствовали им, так как были заинтересованы оставить больше средств экономии для их перераспределения себе на премию. Это устраивало всех, кроме избирателей, которые зачастую узнавали о кандидатах в депутаты перед самым голосованием — уже придя на избирательный участок. Поэтому мы пришли к решению — не изымать выделенные на эти цели деньги из бюджета выборов, а распределять на избирательные комиссии и обязывать их делать информационные материалы.
Впервые листовки с портретами кандидатов в депутаты и краткой о них информацией были изготовлены избирательными комиссиями на выборах в местные советы в 2014 году. Это новшество положительно оценили избиратели.
Могу сказать, что оппозиция не довольна этим решением. Почему? Ответ тут прост: выделение денег на изготовление материалов предвыборной агитации напрямую кандидату в депутаты служило прикрытием для изготовления за эти средства различной печатной продукции неопределенного тиража…
— А с чем связано уменьшение депутатских квот — в 2014-м в местные Советы было избрано около 19 тыс. депутатов, в выборах 2018 года предвидится избрание 18 тыс. 111 депутатов?
— В сельской местности, к сожалению, становится все меньше избирателей, соответственно, и депутатов меньше. По сравнению с выборами депутатов местных Советов 27-го созыва упразднено уже более 700 избирательных округов.
— В последнее время некоторые аналитики высказываются за переход от выборов в сельские Советы к выборам сельской администрации. Каково Ваше мнение на этот счет?
— Отмечу, что являюсь апологетом этого движения. Еще накануне предыдущих выборов в местные советы Центральная избирательная комиссия и бывший председатель Минского облисполкома Б. Батура выступили с инициативой упразднения Советов первичного звена — сельских и поселковых — и формирования органов местного управления только лишь на уровне исполнительной власти, то есть избрания руководителей сельских и поселковых администраций. Вынося данное предложение на обсуждение заинтересованных государственных органов и ведомств, мы исходили из прагматичных целей. Ведь не секрет, что депутатами сельских Советов чаще всего избираются люди, которые в силу своих должностных полномочий и так обязаны решать проблемы жизнеобеспечения жителей конкретного сельского региона. Кроме того, данная мера позволила бы значительно удешевить процедуру избирательного процесса — примерно на 30 %, поскольку отпала бы необходимость в образовании более 1 тыс. территориальных избирательных комиссий.
Это предложение сначала вроде бы поддержали, но затем разгорелась полемика, и в итоге предложенные изменения были отвергнуты парламентом и облисполкомами. Коль создалась такая спорная ситуация, глава государства принял, на мой взгляд, единственно правильное на тот момент решение — на время отложить рассмотрение вопроса.
Знаю, что нашу точку зрения поддерживают многие, в том числе и на уровне местных Советов. Однако она не принята. Но я уверена, что к данному вопросу белорусским законодателям еще придется вернуться — происходит урбанизация населения, и проблема Советов первичного уровня никуда не уйдет. Хотим мы того или нет, со временем именно районные Советы депутатов станут первичным звеном в законодательной вертикали власти.
— Есть ли какие-то особенности по наблюдению за ходом выборов-2018?
— Особенности заключаются в том, что международные наблюдатели на выборы депутатов местных Советов не приглашаются. Это не входит в международные обязательства нашей страны. Тем не менее у нас сложилась такая практика -по просьбе иностранных послов мы разрешаем им наблюдать за выборами, то есть зарубежные диппредставительства в лице своих дипломатов могут осуществлять краткосрочное наблюдение в день выборов. Правда, особой заинтересованности это у иностранных дипмиссий не вызывает. В 2010 году, когда появилась эта «новинка», было порядка 50 наблюдателей из посольств, на прошлых выборах в местные Советы — всего 15 человек. Сколько будет на этот раз — посмотрим. Но, по-моему, большинство зарубежных диппредставительств утратило интерес к наблюдению за нашими выборами в местные Советы.
— Уже в ближайшей перспективе, в 2020 году, в Беларуси, согласно конституционным срокам, должны будут пройти выборы президента и парламента. Это две масштабные избирательные кампании, возможно ли их совмещение в одну?
— В 2020 году выборы президента должны состояться не позднее 30 августа, а выборы в Палату представителей — не позднее 10 сентября. Нашему законодательству не противоречит совмещение двух избирательных кампаний. Но я не думаю, что эти выборы нужно совмещать. Скорее всего, когда придет время, будет принято соответствующее политическое решение и какую-то избирательную кампанию перенесут на более ранний срок. Какую — об этом должны договориться глава государства и парламент.
Провести две кампании подряд в один год непросто. Наверное, было бы разумнее сделать одни выборы, например, осенью 2019 года, а другие — уже в 2020-м. Но в нашем случае все будет зависеть от очень многих факторов — и от международной обстановки, и от экономики. Плюс будет подготовлена серьезная политическая аналитика, состоятся социсследования. Пока что слишком рано об этом говорить. Тем более что сейчас актуальна избирательная кампания по выборам депутатов местных Советов 28-го созыва, которая, я убеждена, завершится успешно.
— Спасибо, Лидия Михайловна, за обстоятельный разговор.
ЕРМОШИНА Лидия Михайловна.
Родилась в г. Слуцке Минской области. Окончила юридический факультет Калининградского государственного университета (1975).
С 1975 по 1987 год работала юрисконсультом торговых и промышленных предприятий в Калининграде, Бобруйске. В 1987-1988 годах — помощник прокурора Октябрьского района г. Калининграда. С 1988 по 1996 год — юрисконсульт, заведующий юридическим отделом Бобруйского горисполкома.
В 1992 году избрана членом Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. С 1996 года — председатель Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Заслуженный юрист Республики Беларусь.
Беседовал Сергей ГОЛОВКО