Максимова, Елена. Александр Баль: время взлетать! / Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2018. — 17 января. — С. 10.
«В нашем городе холодно, и художник-мороз окна поразрисовывал белой гладью из роз». Мороза нынешний декабрь не припас. А вот роз, настоящих, не нарисованных, в этот вечер в фойе Могилевского театра драмы было много: люди несли их Александру Балю. Декабрьские встречи с известным белорусским бардом уже стали доброй традицией.
А — АВТОРСКАЯ песня. Всемирный день авторской песни — 22 декабря — время зимнего солнцестояния. В народе верили: старое солнце умирает — рождается новое…
Окуджава, Высоцкий — солнце бардовской поэзии. Городницкий, первый лауреат литературной премии имени Окуджавы, назвал Баля, лауреата Грушинского фестиваля и «Петербургского аккорда», надеждой бардов старшего поколения. «Наверное, я все-таки не оправдал доверия Александра Васильевича», — полушутя говорит его Могилевский тезка Александр Васильевич. А вот песни пишет и исполняет всерьез. До ручьев пота. Так что оправдал-не оправдал — время покажет.
Начиналось все для паренька с гитарой на лестничной клетке девятиэтажки, где от стен отражается эхо… Эхо полюбилось Балю: играет в его концертах.
— Пусть меня услышит эхо!
— Эхо! — откликаются зрители на песню «Здравствуй, море!»
Б — «БЕССОННИЦА, Гомер, тугие паруса…»
Гомер — самый первый бард. Семь городов Древней Греции боролись за право называться родиной слепого поэта…
Александр -. почетный гость на многих фестивалях молодых авторов-исполнителей. Как-то к микрофону вышла девушка и спела: «Я так тебя люблю, как никто никогда не любил, бла-бла-бла». Жюри приуныло: не каждому дано сочинять. Да и слово «люблю» поистерлось, растеряло смысл. Слишком часто оно употребляется, по делу и без дела. «Попробуйте сделать признание без слова «люблю», но чтобы он понял и отозвался», — посоветовал Баль. И написал песню «Ну, где ты».
На концерте прозвучала и другая, ранняя, одна из самых светлых его песен о любви — «Кукушка обещала много лет»:
Ах, если б знать наверняка,
Что обреченный на века
Быть облаченным в облака
Найду просвет
Что в час, когда отступит мгла,
Скажу я, где же ты была
Так много лет
Я б не дал спуску парусам
…На всех парусах мчался Александр Баль в Калининград. Янтарный край — особое место. Море, барды, песни… Во время фестиваля «Балтийская ухана» на зов струны пришла Ольга. Так он нашел свой янтарь — Музу, которая отправилась с ним на край света.
«Как мне тебя уберечь» — одна из самых правдивых песен о любви. Хотя в ней нет такого слова.
К — «КАМИН». Пожалуй, самая полюбившаяся поклонницам песня Баля. Когда-то бард исполнял ее в финале выступлений. Пока не пришла записка: «Спойте «У камина» — да мы уж и пойдем»… Она открыла второе отделение. С посвящением маме, которая сидит в зале во время каждой встречи.
Встречи в декабре излучают тепло. Будто все сидят у камина и ведут разговор по душам. О том, как неплохо было бы сидеть, обнявшись, и смотреть, как «уцепился мороз за стекло». Или открыть книгу Андерсена и прочитать финал: «Нет, о таком счастье он и не мечтал, пока был гадким утенком».
«Гадкий утенок» — своеобразная сказочная биография Баля. Поэтому счастью сочинителя не было конца, когда театр решил поставить эту гениальную сказку. Режиссер Василий Николаевич Галец дал всем полную свободу. В результате партию Гадкого утенка поет сам Баль: «Это счастье, если смогла сбыться Мечта».
К — «КОСТЕР». Одна из песен «Машины времени». Песни Макаревича — начало начал для Александра Баля. Вышел после фильма «Душа» — и душа загорелась: хочу так же сочинять и петь. «Это счастье — придумывать песни и с надеждой по свету слоняться». До этого были «Пираты XX века» -душа промолчала, не отозвалась.
«Этот чудак все сделает не так — и его костер взовьется до небес!»
«Не спрашивай меня, где я беру огня» — одна из самых любимых песен поклонников. Учащается ритм -повышается градус страсти: «Небо требует моей жертвы!» Просидеть тихо, как мышь под веником, или выйти из хаты и «нарубить дров»?!
Мудрость народная не устареет
И с незапамятных пор
Помнится мне, что в морозы согреет
Лучше, чем шуба, топор!
Две картинки из жизни как-то подсмотрел Баль, и появилась песня «Как нам не страшно жить». Сначала проехался с ящиками рассады на голове на дизеле до Орши и послушал реплики дачников. Ни о чем. Потом на Минском рынке — диалог пожилых супругов. «Народу как-то много», — заметила бабушка. «Войны давно не было», — ответил дедушка.
Зал рассмеялся. Призадумался. Стушевался…
Л — ЛЮБОВЬ. Каждой песне — свое время и свое место.
Было время — 21 декабря 2012 года — все только и говорили, что о конце света. Александр Баль предложил поклонникам спрятаться за толстыми стенами театра. Конец света не состоялся -пошутили и разошлись по домам. А Баль написал дурашливую «И возразить тут нечем»… До личного конца света оставалось два месяца. В феврале 2013 не стало Ольги БаЛь.
Песни-реквиемы памяти Оленьки — «Я не плачу», «Счастье мое», «Ведь для нас с тобой, кроме нас с тобой, в мире ничего нету», «Небесный метроном» -рвут сердце пополам.
Если ты слышишь,
Я в твой любимый мотив
Все никак не добавлю ни слова
Если ты слышишь,
Самое время тебя
На груди убаюкивать сердцем
Если ты помнишь,
Стоило только обняться
В часах ускорялись мгновенья
Если ты помнишь,
Время училось у нас учащению
сердцебиенья…
П — ПЕСНЯ. «Песни — как женщины». О женщинах Александр Баль может говорить бесконечно. И петь.
Премьера песни, которую бард предложил назвать кратко и емко -«Бабы — дуры». Редактор передачи «Подых струн» настояла на эвфемизме: «Холостяцкая грусть». Это не история — сплошные афоризмы: «Легкий марш духового оркестра мне сегодня бы был под стать», «В сердце — вера, в руках — гербера!»
Герберы хочется подарить автору в благодарность за «Ворону». Философская песня — о верности мечте, трудности борьбы за счастье, трудности веры в счастье — запоминается интонацией, зрелостью и глубиной чувств, горечью и надеждой.
С — СВЕТ. Свет в творчестве Баля накапливался постепенно.
В 90-е годы появилась и сразу полюбилась поклонникам «Песня о любви. К свету и теплу». История о сантехнической трагедии стала визитной карточкой Сан Васильича… В 2015-м откровением стал «Одинокий человек»:
— Духовой оркестр — моя любимая достопримечательность в нашем городе. Два года назад я ездил к фонтанам почти каждое воскресенье. Шаркающие ноги пожилых людей. В основном -женщин. Мужчины стесняются и стоят в сторонке…
Был сентябрь. Последний за сезон вечер. Танцы закончились. Я сидел недалеко на скамейке, Мимо, прихрамывая, шел дяденька. Переложил пиджак с одной руки на другую. И вдруг — стук каблучков! Как вспыхнула на секунду жизнь в его взгляде! Как он оглянулся! А ведь на его месте может быть каждый из нас. А ведь это я…Так появилась песня.
Ю — ЮМОР спасает. Самое главное — не быть угрюмым. Посреди неприглядного пейзажа подсмотрел Александр Баль неприглядную картинку. И вышла песня «Так уж вышло».
Дама с собачкой прогуливалась на фоне Днепра с заливными берегами. Дяденьки, выпивавшие на фоне гаражей и сараев, приставали с вопросами:
— Как ваша собака называется?
— Шарпей.
— Как, шалфей? А, шарфей!
Александр называет себя недоигравшим ребенком. Любимое занятие — придумывать песни для детских спектаклей. У барда полная копилка шуточных песен! Он умеет шутить над собой — это высший критерий внутренней свободы. Одна из актуальных в декабре — «Песня о Заколдованной Снегурочке». Такая странная девочка. Не в себе. Не вполне. Баль исполнил ее на фоне декораций зеленых елок к сказке «По щучьему веленью».
А — «АЭРОПОРТ». В финале «взлетела» новая песня. Начало «Аэропорта» — в… Смоленске! Беседа за столом, вопрос от смолян и ответ Александра: выход — только аэропорт! Шквалом аплодисментов встретил полный зал «крылатый» хит: «Время давно взлетать!»
Елена МАКСИМОВА
Фото www.mycity.by и из архива Александра БАЛЯ