Якубовский, В. Андрей Новиков: «Могилевский зритель голосует ногами – «за!» / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 15 сакавiка. — С. 7.
Беседа с директором Могилевского областного драматического театра Андреем Новиковым.
— Андрей Федорович! За три года «М’аrt.контакт» вошел в жизнь театра, стал крупным событием культурной жизни области. Количественный рост очевиден: география стран, число театров и спектаклей. Что можно сказать о качественных переменах?
— Главный вывод — форум, особенно его фестивальная программа, привлекли внимание к театру массового зрителя и значительно подняли его художественный вкус. Что бы там ни говорили, но один из объективных показателей эффективности – это касса. Так вот — билеты на все спектакли «М’аrt.контакта» в этом году были раскуплены за 4 дня. А ведь спектакли эти, напомню, не коммерческие. Как правило, это проблемные, экспериментальные постановки, соответствующие концепции форума.
— Так, может быть, с ценой на билеты «продешевили»?
— Билеты стоят немало, 10-12 тыс. рублей. Уверен, что раскупили бы и за 25 тысяч. Но нам важно было не оставить за бортом фестиваля нашего постоянного зрителя, который такую цену не «потянет».
Вообще, если говорить о качественных переменах, я бы сконцентрировал внимание на том влиянии, которое форум оказывает на молодежь. Можно уверенно говорить: она уже не та, что три года назад. Совсем другой интерес, понимание театра. Спектакли по Я.Купале, Маркесу — еще недавно мы бы не рискнули за них взяться. А сегодня очевиден их успех.
— Немалое значение в этом процессе имеет специальная программа форума…
— Да, после первого форума в 2006 году для нас было некоторым откровением, что он оказался столь притягательным для творческой молодежи. Поэтому расширили проблематику творческих мастерских, мастер-классов. Если заметили, мы целенаправленно исследуем отечественное театральное пространство. На первом форуме акцент был на возможности молодой режиссуры, год назад — на особенностях белорусской драматургии. Основная тема нынешнего — потенциал классики.
Хотел бы сказать и о другом. «Круги» от «М’аrt.контакта» расходятся далеко и затрагивают не только театралов. К фестивалю подтянулись молодые журналисты, художники, фотохудожники. Сформировалась своеобразная школа молодых театральных критиков. На многих фестивалях пытались выпускать информационный бюллетень по итогам каждого дня. Но только у нас это получилось в прошлом году. Намерены эту работу продолжать.
На нынешнем форуме планируем показать три выставки. Молодые фотохудожники предложили свои работы. Интересную коллекцию покажет дизайнер Катя Комарова. Художники-сценографы Андрей Меренков и Олег Рыбаков выступят в несколько неожиданном амплуа и, надеюсь, приятно удивят зрителей. На каждую из выставок мы отводим два дня.
— Каким вы видите будущее форума? Куда ему развиваться?
— Мы не хотели бы форсировать события. Есть прежде всего рамки, которые определяются материальной базой, финансированием. В этом году на реконструкцию поставлены зал филармонии, кукольный театр. Поэтому приходится рассчитывать на свои возможности.
Конечно, можно было арендовать большие залы, реализовать билеты… Но мы не хотели бы коммерциализировать фестиваль. Это означало бы отступление от изначальной идеи форума, его концепции, которая себя оправдала.
Ведь не случайно он проводится в эти дни и закрывается 27 марта. Хотелось сделать подарок к Международному дню театра для себя и зрителей. Заодно обсудить важные профессиональные вопросы.
С каждым новым фестивалем видим, как он развивается. Для нас важнее всего качественные изменения, о которых говорили ранее. Поэтому дирекция форума столь большое внимание уделяет отбору фестивальных спектаклей. Если вы изучали афишу, то могли убедиться, что среди них нет случайных. За каждым из них — имена известных режиссеров, мастеров сцены, первоклассная драматургия. И здесь, поверьте, есть куда двигаться.
Еще больше ресурс для развития у специальной программы форума, которой занимается в основном Владимир Петрович. А когда созреют условия, появятся новые материальные возможности, уверен — у нас будет чем их наполнить.
— Андрей Федорович! Второй год у театра нет главного режиссера. Вам приходится совмещать обязанности директора и художественного руководителя. Не трудно?
— Дело совсем не в том, трудно или нет. В истории театра был период, когда главные режиссеры были, но менялись каждые 1,5-2 года. Не думаю, что тогдашним директорам было легче, чем мне.
Проблема даже не в том, что нет достойных режиссеров, желающих стать художественным руководителем. Видели совсем недавно, как мучительно решался вопрос с главным режиссером столичного Русского драм-театра им. М.Горького?
Да, проблема есть. И мы настойчиво ищем ее решение. Но чтобы это произошло, должно совпасть много факторов. Не все они зависят от нас.
— Совсем недавно читал интервью Пласидо Доминго и с удивлением узнал, что оперные постановки в «Метрополитен-опера», «Ла Скала» и Мариинском театре даже при полном аншлаге нуждаются в дотации. Прокомментируйте, пожалуйста.
— А что тут удивительного? Настоящее искусство, если это не китч и не масс-шоу, никогда себя не окупало. Даже «раскрученный» мюзикл «Кошки», который показывают в огромных залах, оправдывает расходы всего на 80%.
Вот данные, которые нам приводили недавно на курсах в Москве. В США тратится на развитие культуры в год $28 млрд. Из них только $4 млрд. — бюджетные средства. Остальное дают физические лица — меценаты, спонсоры. Причем 50% поступает от людей, чей годовой доход составляет $30 тыс. — от среднего класса. Но кого у нас можно отнести к этому классу?..
— А во что обходится организация «М’аrt.контакта»?
— Это очень небольшие деньги, которые выделяет областной бюджет. Основные расходы — проживание в гостинице, проезд и питание участников. Их будет более 300 человек.
Кстати, пользуясь случаем, хочу высказать благодарность облисполкому и областному управлению культуры в частности за большую поддержку всех наших начинаний. В том числе финансовую.
— Андрей Федорович! Театру исполняется 120 лет. Каким будет «бенефис»?
— Событие большое, и мы к нему готовимся. Будет торжественный вечер. Белорусское телевидение снимает видеофильм, посвященный юбилею. В программе также открытие памятной доски Сергею Степановичу Бульчику — единственному, кто получил в театре звание народного артиста Беларуси.
Но главный наш творческий подарок к юбилею — это, конечно, премьера спектакля «Женитьба Фигаро». Приглашена большая постановочная группа из Санкт-Петербурга. Затрачены немалые деньги. Работа над ним идет полным ходом. Уверен, спектакль будет достоин юбилея.
— А где взяли средства на столь объемный проект?
— На эту постановку получен госзаказ. Кстати, впервые за все время нашего суверенного существования. На таких же началах будет создан еще один спектакль — «Паром на бурной реке» — по рассказу Владимира Короткевича, который мы представим на фестиваль белорусской драматургии в Бобруйске.
— Если оглядываться на пройденный театром путь, какие из событий кажутся вам наиболее значительными?
— В театре вехи и этапы его развития принято связывать с именами главных режиссеров. Если говорить о послевоенном периоде, то следует прежде всего назвать Мироненко, Маслюка. Вообще, Могилевский театр всегда отличался хорошей актерской труппой, на ее базе порой формировались другие театры. Ведь в Беларуси, будем откровенны, актерская школа плохая. Поэтому здесь особенно была сильна преемственность поколений, передача актерской культуры от старших к младшим. Это, кстати, и на всех фестивалях с нашим участием отмечают. И эту традицию хотелось бы сохранить.
— Чем характерен новейший период в жизни театра, который начался, условно говоря, с его возвращения в реконструированное здание?
— Дело в том, что многое, о чем сейчас говорилось, за время перестроек в стране и в театре было утрачено. Больше всего пострадала труппа: кто-то умер, другие разъехались. Почувствовали это и могилевчане. Был период, когда зрителей, можно сказать, с улицы за руку приводили.
Пришлось отложить все и заниматься труппой. Молодежную часть создавали практически с нуля. Сегодня из того «призыва» мы имеем состоявшихся молодых актеров — Максименко, Лысенко, Романовский, Печникова, Кушнер, Кривонос… А следом идет очередная группа заявивших о себе — Дмитрий Дудкевич, Алексей Килессо (его, кстати, режиссер выбрал на роль Фигаро). Неплохо вписываются в коллектив недавние выпускники университета культуры Здоронковы…
— Значит, в театре сейчас ставка делается на молодежь?
— Нет, ставить вопрос так было бы непрофессионально. Потенциал опытных, зрелых мастеров мы тоже используем в полном объеме. Александр Александрович Палкин недавно отметил 70-летие, а играет 135 спектаклей в год.
Вопрос в другом — театру нужна сильная режиссура. Без этого творческие возможности труппы используются лишь на 50%. Поэтому нужно привлекать новых режиссеров, хороших и разных. И «М’аг1.контакт» — один из таких путей.
— В двух словах: Могилевский драмтеатр сегодня — это…
— …союз молодости и зрелости, сплав энергии и энтузиазма с опытом и мастерством.
— Пожелаем, чтобы эта «гремучая смесь» реализовала себя в творческих проектах, которые станут событиями культурной жизни!