Андрей Новиков: «Могилевский зритель голосует ногами – «за!»

Якубовский, В. Андрей Новиков: «Могилевский зритель голосует ногами – «за!» / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 15 сакавiка. — С. 7.

Беседа с директором Могилевского областного драматического театра Андреем Новиковым.

— Андрей Федорович! За три года «М’аrt.контакт» во­шел в жизнь театра, стал крупным событием культур­ной жизни области. Количе­ственный рост очевиден: география стран, число театров и спектаклей. Что можно сказать о качественных переменах?­

— Главный вывод — форум, особенно его фестивальная про­грамма, привлекли внимание к театру массового зрителя и зна­чительно подняли его художе­ственный вкус. Что бы там ни говорили, но один из объектив­ных показателей эффективности – это касса. Так вот — билеты на все спектакли «М’аrt.контакта» в этом году были раскуплены за 4 дня. А ведь спектакли эти, на­помню, не коммерческие. Как правило, это проблемные, экспериментальные постановки, соот­ветствующие концепции форума.

— Так, может быть, с ценой на билеты «продешевили»?

Билеты стоят немало, 10-12 тыс. рублей. Уверен, что раскупили бы и за 25 тысяч. Но нам важно было не оставить за бортом фестиваля нашего по­стоянного зрителя, который та­кую цену не «потянет».

Вообще, если говорить о ка­чественных переменах, я бы сконцентрировал внимание на том влиянии, которое форум оказывает на молодежь. Можно уверенно говорить: она уже не та, что три года назад. Совсем другой интерес, понимание те­атра. Спектакли по Я.Купале, Маркесу — еще недавно мы бы не рискнули за них взяться. А сегодня очевиден их успех.

— Немалое значение в этом процессе имеет специальная программа форума…

— Да, после первого форума в 2006 году для нас было некото­рым откровением, что он оказал­ся столь притягательным для творческой молодежи. Поэтому расширили проблематику твор­ческих мастерских, мастер-классов. Если заметили, мы целе­направленно исследуем отече­ственное театральное простран­ство. На первом форуме акцент был на возможности молодой режиссуры, год назад — на осо­бенностях белорусской драма­тургии. Основная тема нынеш­него — потенциал классики.

Хотел бы сказать и о другом. «Круги» от «М’аrt.контакта» рас­ходятся далеко и затрагивают не только театралов. К фестивалю подтянулись молодые журналис­ты, художники, фотохудожники. Сформировалась своеобразная школа молодых театральных кри­тиков. На многих фестивалях пытались выпускать информаци­онный бюллетень по итогам каж­дого дня. Но только у нас это получилось в прошлом году. На­мерены эту работу продолжать.

На нынешнем форуме плани­руем показать три выставки. Молодые фотохудожники предло­жили свои работы. Интересную коллекцию покажет дизайнер Катя Комарова. Художники-сце­нографы Андрей Меренков и Олег Рыбаков выступят в несколь­ко неожиданном амплуа и, наде­юсь, приятно удивят зрителей. На каждую из выставок мы отво­дим два дня.

— Каким вы видите будущее форума? Куда ему развивать­ся?

— Мы не хотели бы форсиро­вать события. Есть прежде всего рамки, которые определяются материальной базой, финанси­рованием. В этом году на рекон­струкцию поставлены зал филар­монии, кукольный театр. Поэтому приходится рассчитывать на свои возможности.

Конечно, можно было арендо­вать большие залы, реализовать билеты… Но мы не хотели бы коммерциализировать фести­валь. Это означало бы отступле­ние от изначальной идеи фору­ма, его концепции, которая себя оправдала.

Ведь не случайно он прово­дится в эти дни и закрывается 27 марта. Хотелось сделать по­дарок к Международному дню театра для себя и зрителей. Заодно обсудить важные про­фессиональные вопросы.

С каждым новым фестивалем видим, как он развивается. Для нас важнее всего качественные изменения, о которых говорили ранее. Поэтому дирекция фору­ма столь большое внимание уде­ляет отбору фестивальных спектаклей. Если вы изучали афишу, то могли убедиться, что среди них нет случайных. За каждым из них — имена известных ре­жиссеров, мастеров сцены, пер­воклассная драматургия. И здесь, поверьте, есть куда дви­гаться.

Еще больше ресурс для раз­вития у специальной програм­мы форума, которой занимает­ся в основном Владимир Петро­вич. А когда созреют условия, появятся новые материальные возможности, уверен — у нас будет чем их наполнить.

— Андрей Федорович! Вто­рой год у театра нет главного режиссера. Вам приходится совмещать обязанности ди­ректора и художественного руководителя. Не трудно?

Дело совсем не в том, трудно или нет. В истории теат­ра был период, когда главные режиссеры были, но менялись каждые 1,5-2 года. Не думаю, что тогдашним директорам было легче, чем мне.

Проблема даже не в том, что нет достойных режиссеров, желающих стать художественным руководителем. Видели совсем недавно, как мучительно решал­ся вопрос с главным режиссе­ром столичного Русского драм-театра им. М.Горького?

Да, проблема есть. И мы на­стойчиво ищем ее решение. Но чтобы это произошло, должно совпасть много факторов. Не все они зависят от нас.

—  Совсем недавно читал интервью Пласидо Доминго и с удивлением узнал, что опер­ные постановки в «Метропо­литен-опера», «Ла Скала» и Мариинском театре даже при полном аншлаге нуждаются в дотации. Прокомментируйте, пожалуйста.

А что тут удивительного? Настоящее искусство, если это не китч и не масс-шоу, никогда себя не окупало. Даже «раскру­ченный» мюзикл «Кошки», кото­рый показывают в огромных за­лах, оправдывает расходы всего на 80%.

Вот данные, которые нам при­водили недавно на курсах в Мос­кве. В США тратится на разви­тие культуры в год $28 млрд. Из них только $4 млрд. — бюджет­ные средства. Остальное дают физические лица — меценаты, спонсоры. Причем 50% посту­пает от людей, чей годовой до­ход составляет $30 тыс. — от среднего класса. Но кого у нас можно отнести к этому классу?..

— А во что обходится орга­низация «М’аrt.контакта»?

— Это очень небольшие день­ги, которые выделяет областной бюджет. Основные расходы — проживание в гостинице, проезд и питание участников. Их будет более 300 человек.

Кстати, пользуясь случаем, хочу высказать благодарность облисполкому и областному уп­равлению культуры в частности за большую поддержку всех на­ших начинаний. В том числе фи­нансовую.

— Андрей Федорович! Те­атру исполняется 120 лет. Ка­ким будет «бенефис»?

— Событие большое, и мы к нему готовимся. Будет торже­ственный вечер. Белорусское те­левидение снимает видеофильм, посвященный юбилею. В про­грамме также открытие памят­ной доски Сергею Степановичу Бульчику — единственному, кто получил в театре звание народ­ного артиста Беларуси.

Но главный наш творческий подарок к юбилею — это, конеч­но, премьера спектакля «Женить­ба Фигаро». Приглашена боль­шая постановочная группа из Санкт-Петербурга. Затрачены немалые деньги. Работа над ним идет полным ходом. Уверен, спек­такль будет достоин юбилея.

—  А где взяли средства на столь объемный проект?

—  На эту постановку получен госзаказ. Кстати, впервые за все время нашего суверенного суще­ствования. На таких же началах будет создан еще один спектакль — «Паром на бурной реке» — по рассказу Владимира Короткевича, который мы представим на фестиваль белорусской драма­тургии в Бобруйске.

—  Если оглядываться на пройденный театром путь, ка­кие из событий кажутся вам наиболее значительными?

—  В театре вехи и этапы его развития принято связывать с именами главных режиссеров. Если говорить о послевоенном периоде, то следует прежде все­го назвать Мироненко, Маслюка. Вообще, Могилевский театр все­гда отличался хорошей актерс­кой труппой, на ее базе порой формировались другие театры. Ведь в Беларуси, будем откровенны, актерская школа плохая. Поэтому здесь особенно была сильна преемственность поколе­ний, передача актерской культу­ры от старших к младшим. Это, кстати, и на всех фестивалях с нашим участием отмечают. И эту традицию хотелось бы сохранить.

—  Чем характерен новей­ший период в жизни театра, который начался, условно го­воря, с его возвращения в ре­конструированное здание?

—  Дело в том, что многое, о чем сейчас говорилось, за время перестроек в стране и в театре было утрачено. Больше всего по­страдала труппа: кто-то умер, другие разъехались. Почувство­вали это и могилевчане. Был пе­риод, когда зрителей, можно ска­зать, с улицы за руку приводили.

Пришлось отложить все и за­ниматься труппой. Молодежную часть создавали практически с нуля. Сегодня из того «призыва» мы имеем состоявшихся моло­дых актеров — Максименко, Лы­сенко, Романовский, Печникова, Кушнер, Кривонос… А следом идет очередная группа заявив­ших о себе — Дмитрий Дудкевич, Алексей Килессо (его, кста­ти, режиссер выбрал на роль Фигаро). Неплохо вписываются в коллектив недавние выпускники университета культуры Здоронковы…

— Значит, в театре сейчас ставка делается на молодежь?

— Нет, ставить вопрос так было бы непрофессионально. По­тенциал опытных, зрелых масте­ров мы тоже используем в пол­ном объеме. Александр Алексан­дрович Палкин недавно отметил 70-летие, а играет 135 спектак­лей в год.

Вопрос в другом — театру нуж­на сильная режиссура. Без этого творческие возможности труппы используются лишь на 50%. По­этому нужно привлекать новых режиссеров, хороших и разных. И «М’аг1.контакт» — один из та­ких путей.

— В двух словах: Могилевский драмтеатр сегодня — это…

— …союз молодости и зрело­сти, сплав энергии и энтузиазма с опытом и мастерством.

— Пожелаем, чтобы эта «гремучая смесь» реализова­ла себя в творческих проек­тах, которые станут события­ми культурной жизни!