Рожденные революцией : [о роли Могилева в образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией] / информационное агентство «Могилевские ведомости», Управление КГБ по Могилевской области // Могилевские ведомости. — 2018. — 7 августа. — С. 7.
Близость фронта и наличие царской Ставки в Могилеве во многом осложняло установление советской власти и образование органов государственной безопасности на Могилевщине. Пришедшая весть 25 октября 1917 года о свержении власти буржуазного Временного правительства с радостью и воодушевлением была воспринята местным населением. Делегаты от Могилевской губернии присутствовали на II Всероссийском съезде Советов, который взял власть в свои руки. Рабочие и интеллигенция были готовы немедленно начать формирование новой власти на местах. Но процесс этот стал непростым.
На следующий после свершения революции день генерал Духонин заявил, что будет до последнего бороться за восстановление власти Временного правительства. Штаб в Ставке оказывал всяческую поддержку мятежу Краснова, а после его провала начал незамедлительно стягивать к Могилеву верные воинские части.
Нужно учесть то обстоятельство, что в связи с нахождением царской Ставки в Могилеве здесь были сосредоточены солидные воинские подразделения. Недаром этот город считался военной столицей Российской империи. Огромный корпус жандармов охранял царя и его свиту. Вся обстановка в губернии была под плотным контролем контрразведки. После падения царского режима вся эта сила не могла исчезнуть в мгновение ока. На нее, несомненно, и опиралась буржуазная интеллигенция и другие контрреволюционные элементы, превращая город в военно-политический центр реакции, где вынашивались антисоветские планы. Духонин напрочь отказывался признавать новую власть и начать переговоры о перемирии, чего требовал от него Ленин. 9 ноября 1917 года он был освобожден от должности Верховного Главнокомандующего. Новым главкомом назначался большевик Н.В.Крыленко.
Необходимо было немедленно подавить это реакционное гнездо. Местные отряды самообороны только начали формироваться. Поэтому на помощь им по приказу В.И.Ленина в Могилев были направлены эшелоны с революционными частями. 1 декабря они приблизились непосредственно к Могилеву.
2 декабря Могилев спешно покинули представители иностранных военных миссий и лидеры буржуазных партий, а оставшиеся представители Ставки готовились бежать в Киев. На этом фоне Могилевский Совет рабочих и солдатских депутатов принял решение об установлении советской власти в Могилеве и образовании Военно-революционного комитета, который организовал строгий контроль над деятельностью Ставки. Прибывшие эшелоны революционных войск из Петрограда заняли Ставку. Народная власть начала свой победный марш по всей губернии.
Из воспоминаний первого председателя Могилевской Губчека А.Е.Старосотникова:
«…Бурные дни переживал в то время город на Днепре. На улицах и площадях собирались солдаты, рабочие, городская беднота. Повсюду возникали горячие митинги, на которых выступали большевики, меньшевики и эсеры. Однажды я попал на Театральную площадь. Перед большой толпой солдат и жителей города выступал первый советский Верховный главнокомандующий Н.В.Крыленко, прибывший из Петрограда во главе отряда моряков для ликвидации контрреволюционной ставки. Крыленко рассказывал о победе Октябрьской революции в Петрограде и Москве, о положении на фронте, о том, что польские контрреволюционные войска под командованием генерала Довбор-Мусницкого перешли в наступление и двигаются на Могилев. Он призывал к созданию революционной армии и защите республики Советов».
Новой власти нужна была структура, которая противостояла бы силам, стремящимся к свержению устанавливающегося строя. Поэтому в «Известиях ВЦИК» в декабре 1917 г. появилось Обращение ВЧК ко всем Советам на местах. В нем, в частности, говорилось: «При Совете Народных Комиссаров образовалась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией.
Комиссия обращается ко всем рабочим, солдатам и крестьянам с призывом прийти на помощь комиссии в борьбе с врагами революции. Все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена на вред революции и власти народа, направлять в Комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем.
Комиссия предлагает всем Советам на местах немедленно приступить к организации таких же комиссий. Общими, объединенными усилиями скорее и легче будет сломлено сопротивление врагов революции».
Однако декабрьское обращение ВЧК, содержащее призыв к созданию подобной структуры на местах, в глубинке должным образом не было воспринято. И, вероятно, потому, что власть еще не набрала необходимой силы, и из-за вмешательства различного рода внутренних факторов. Поэтому вскоре Всероссийская чрезвычайная комиссия вновь обратилась ко всем Советам с повторным предложением образовать местные структуры ЧК. И это постановление ВЧК от 22 марта 1918 года было незамедлительно принято к исполнению. Новая власть почувствовала всю пагубность господствующего беззакония в регионах. Она стала задыхаться от погромов и грабежей, неся потери и в рядах преданных ей людей, поскольку от террора контрреволюционных элементов гибли верные товарищи.
На Могилевщине созданию органов ЧК препятствовал статус прифронтовой территории с ее неразберихой и политической чехардой.
Весной 1918 года немецкая оккупация стала реальностью. Голубая лента Днепра установила границу. На левобережье со стороны Луполова на страже стояли революционные матросы, на правобережье господствовали кайзеровцы. Вся Могилевская губерния в то время представляла собой прифронтовую полосу. Поэтому губисполком перебрался в Мстиславль, где 24 мая принял решение о создании Могилевской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Первоначально в комиссию планировалось включить 5 человек. При этом предполагалось, что губисполком в ней будет представлять 1 человек (от РСДРП). Во время обсуждения вопроса оказалось, что фракция левых социалистов-революционеров (эсеров) также настаивает на включении в состав комиссии своего представителя. В конечном итоге сошлись на том, что в состав Губчека вошли два представителя губисполкома: от РСДРП — Старосотников, от партии левых социалистов-революционеров — Букатинов. Таким образом состав комиссии увеличился до 6 человек. В протоколе не зафиксировано, кто был назначен председателем Губчека. По аналогии с последующими назначениями можно только предположить, что им стал представитель РСДРП, а представитель эсеров занял должность его заместителя.
Задач у чекистов было много. Они сводились в основном к выявлению шпионов и диверсантов иностранных государств, разгрому вооруженных банд, привлечению к ответственности саботажников и спекулянтов. Работать приходилось в сложнейших условиях разрухи, голода, террора. Но чекисты выполняли свой долг с честью, внесли существенный вклад в сохранение родившегося государства рабочих и крестьян.