В глине живет душа мастера

Подлипская, Т. В глине живет душа мастера : [могилевский гончар Евгения Афонасенко] / Татьяна Подлипская // Магілёўскія ведамасці. — 2018. — 7 сентября. — С. 11.

Посещая одну из достопримечательностей Могилева — этнографический музей под открытым небом «Белорусская деревня XIX века», туристы особенно интересуются работой местных мастеров. Здесь в одном из домиков-мастерских творит гончар Евгения Афонасенко.

Не боги горшки обжигают

Возрождая древнее ремесло, она показывает посетителям забытые способы изготовления посуды и глиняной игрушки; приобщает к основам гончарного дела молодежь и детей, чтобы не прервалась невидимая нить традиций этого древнего искусства.

Если внимательно понаблюдать за Евгенией, то с удивлением отмечаешь, как ловко в ее руках из обычного кусочка глины оживают оригинальные поделки. И в очередной раз становится понятно: не боги горшки обжигают!

Мастер гончарного дела могилевчанка Евгения Афонасенко однозначно убеждена: в глине, которая очень отзывчива на каждое наше прикосновение, живет душа мастера. Вот почему важно творить только с хорошим настроением и улыбкой на устах. Ведь иначе, утверждает она, все работы, которые сделаны нехотя, как правило, при обжиге трескаются. В этом Евгения лично убеждалась и вынесла для себя урок: если нет настроения, то не приступай к делу — жди вдохновения.

Вот уже более двадцати лет Евгения не представляет себе и дня без работы с глиной. Это когда-то детское хобби настолько увлекло девушку, что она, будучи абитуриенткой, выбрала вместо истфака МГУ им. А.Кулешова (куда ранее подала документы) Бобруйский художественный колледж.

— Историю любила со школьной скамьи, но в последний момент передумала быть студенткой истфака, — вспоминает Евгения. — Забрала документы и отвезла их в другое учебное заведение, в Бобруйск. Быстро пролетели студенческие годы. Не успела оглянуться, а в руках — заветный диплом по специальности «декоративно-прикладное искусство». Вот так из увлечения глина переросла в мой «хлеб». Работать с этим природным материалом всегда одно удовольствие. Не перестаю постоянно учиться, совершенствую мастерство, осваиваю новые техники… В этом плане очень помогает интернет. Всегда полезно пообщаться с коллегами, поучаствовать в выставках.

Творческий процесс, или Как рождается чудо

В музее под открытым небом туристы часто застают Евгению за любимым делом. То она творит на гончарном круге, то занимается лепкой, то декорирует изделия… Всем гостям Евгения Михайловна эмоционально рассказывает о своем творчестве.

— Прежде всего акцентирую внимание посетителей на старинной посуде, которая отличается и по цвету, и по качеству. Туристы часто спрашивают, можно ли в глиняной посуде хранить продукты. (Порой некоторые посетители считают гончарную посуду предметом декора, и мало кто знает про ее функциональность). Рассказываю им о ее предназначении. Так, многие продукты лучше хранить именно в керамической посуде, которая обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы сохранять температуру и свежесть положенного в нее, а также увеличивает срок хранения, — советует Евгения Афонасенко. — Очень часто гости покупают обереги, многие берут предметы для коллекционирования (магнитики, колокольчики, статуэтки). Заказывают авторские работы. Весьма любопытные вещи (серию музыкальных коровок и коров-официантов) пришлось лепить накануне для постоянного клиента из Израиля, у которого собрана уже большая авторская коллекция коровок из разных стран. У нас с ним плотное сотрудничество на протяжении долгого времени. Глина — материал практичный, звонкий, певучий и при любом подходе он благодарно откликается. Из него получается столько всего интересного!

Евгения Афонасенко отмечает, что авторские работы ей лепить уж очень увлекательно! Также она постоянно напоминает, что у белорусов тесно переплетается история и этнография.

— Например, вещи, которые производили звук (свистульки, колокольчики), в первую очередь создавались для того, чтобы изгонять все плохое от ребенка, из дома. Каждый колокольчик что-то символизирует, — продолжает разговор мастер. — Например, если колокольчик в виде мельницы, он для того, чтобы жизнь не стояла на месте. Если он предназначался для малышей или стариков, то делался в форме ангелочков. Согласно поверью, колокольчиком нужно было ежедневно звонить по разным углам, изгоняя из дома всю нечисть.

В мастерской у Евгении Афонасенко стоит множество самых разнообразных работ -от посуды до игрушек. Каждая из них очень оригинальна, глаз не оторвать. И все же одними из ее любимых персонажей являются русалки и сказочные птицы Сирин.

Работы Евгении разъехались по разным уголкам родной Беларуси. Приобретали их туристы из других стран — России, Израиля, Франции, Германии и др.

— Я сапожник без сапог,  — мило улыбается Евгения и заверяет, что дома у нее работ практически нет. — Они у меня долго не залеживаются. Стоит им только появиться в интерьере, как тут же дарю их друзьям, которые приходят ко мне в гости и начинают любоваться ими. Так было уже не раз. Для меня это за счастье. Себе потом сделаю еще одну. Больше всего работаю в технике мелкой пластики. На изготовление глиняной игрушки уходит от нескольких недель до месяца. Все начинается с эскиза. Затем делается форма будущей работы — самый сложный этап. После этого идет проработка мелких деталей. Когда все готово, приступаю к замывке, затем — сушка (она происходит в естественных условиях). Далее работа снова замывается и декорируется.

Долгое время Евгения Афонасенко учит деток своему мастерству. Получив еще и педагогическое образование, она успешно совмещает работу ремесленника в музее под открытым небом с преподавательской деятельностью. В детской школе искусств №6 города Могилева руководит детской студией художественной керамики «Гліняныя забаўкі». Ее воспитанники неоднократно становились победителями международных и областных конкурсов.

— К нам приходят на занятие детки в возрасте 4-6 лет. Важно, чтобы ребенок сам хотел лепить. Он должен быть заинтересован в своем результате, — подчеркивает Евгения. — Глина вырабатывает усидчивость, развивает мелкую моторику, формирует образное мышление и воображение, а также многие другие качества. Приступая к любому делу, важно верить в свои силы и помнить, что навык оттачивается только в деле, а совершенству нет предела.

1 2 3

Татьяна ПОДЛИПСКАЯ.
Фото автора.