Служение любимому делу

Михайловская, Е. Служение любимому делу : [беседа с завучем начальных классов СШ № 38 Могилева Е. А. Михайловской] / Елена Михайловская ; беседовл Михаил Володин // Зямля і людзі. — 2018. — 3 кастрычніка. — С. 10. 

В первое воскресенье октября мы отмечаем один из самых светлых праздников, к которому каждый из нас имеет непосредственное отношение, ибо все мы родом из детства. У каждого было 1-е сентября и был первый учитель, имя которого с особой теплотой и душевностью хранит наша память. Тот, кто встретил малыша, открыл ему школьную дверь и повёл в таинственный, полный загадок и открытий, Мир Знаний. Об одном из тружеников этой благородной, вечной профессии и пойдёт речь. Сегодня это уже опытный, высокопрофессиональный педагог — завуч начальных классов ГУО «Средняя школа № 38 г. Могилёва» Елена Алексеевна Михайловская.

Когда Лена начала задумываться о том, по какой дороге в жизни пойти, то особых метаний и сложности в выборе профессии, не было. Её мама — педагог, отец — офицер системы правопорядка, и она в своих мечтах видела только широко раскрытые двери школы, десятки пытливых глазёнок и чувство счастья от того, что ты будешь приносить ответы на их бесконечные «почему». Сама она училась в СШ №18 города Могилева в математическом классе, что очень помогло в будущем систематизировать свои мысли, взгляды и цели. В то же время серьёзно увлекалась музыкой, закончила музыкальную школу по классу фортепиано.

Значительную роль в выборе профессии сыграло и то, что был у неё яркий пример — любимая учительница, преподаватель русского языка и литературы Людмила Васильевна Ковалёва. Она очень тщательно сама готовилась к урокам, учила ребят думать самостоятельно. В частности, это выражалось в том, что она никогда не спрашивала учеников по критике, а требовала высказывать на литературное произведение свою точку зрения, свои взгляды на факты и события там изложенные. Что было, вообще-то, необычно для того времени. Лене хотелось быть похожей на неё, соответствовать уровню её знаний, эрудиции, интеллигентности, манере поведения.

После окончания школы подала документы в педагогический институт на педфакультет, где также была дополнительная специальность — музыка.
Практику проходила в своей же школе у опытного педагога Елены Михайловны Шупик, которая была завучем и щедро делилась с коллегами своим опытом, знаниями, методикой работы. Впечатляли её стиль, свойственная только ей манера работы с малышами. Для студентки это была очень большая школа педагогического опыта.

После окончания института перед нею, как это и грезилось в мечтах юности, широко раскрылись двери новой по тому времени школы №43 города Могилёва. Как говорится, повезло и с директором, им был Валерий Иванович Дмитриев, опытный, чуткий, корректный руководитель. Здесь, в этом коллективе, уже не Лена, а Елена Алексеевна, стала формироваться как педагог, как будущий лидер коллектива учителей начальных классов.

— Елена Алексеевна, как всё начиналось?
— Главное — в том, что было у кого учиться, набираться опыта, педагогического мастерства, Всем этим щедро делилась завуч начальных классов Татьяна Викторовна Дроздовская. Я, в ту пору молодая учительница, может, несколько восторженно, но вполне искренне видела в ней идеал руководителя коллектива педагогов, глубоко освоившего свою профессию, познавшую психологию, как своих подчинённых, так и детворы. Благодаря ей, я поняла, что значит быть настоящим учителем. И мне хотелось стать такой же, как Татьяна Викторовна.

Это просто великолепный человек. Её спокойствие и уверенность передаются тебе, стиль её работы можно кратко отметить — очень грамотный руководитель. Ведь она работала с людьми, и потому обстоятельно, как говорится, по полочкам могла разложить пути понимания и разрешения любой возникшей проблемы. Аргументированно, убедительно, да так, что всё начинает играть в новых, но очень понятных цветах. Мне хотелось ей понравиться, и я поняла, что лучший способ для этого — совершенствоваться как учитель.

Как раз на это время пришлось начало двухтысячных годов, когда твёрдо, уверенно мы стали осваивать прогрессивные методики. И сразу внимание привлекло развивающее обучение Николая Зайцева. Тем более, что Татьяна Викторовна отметила: «Это ваше, занимайтесь этим, вникайте, учитесь, применяйте на практике».

— В чём суть и новизна этого обучения?
— Методика Зайцева, российского педагога, позволяет научить детей писать, читать и считать в сжатые сроки и более эффективно, чем те, традиционные, которые нам на тот момент предлагались. Она отличается тем, что обучение идёт на высокохудожественных, классических произведениях, образно говоря, не «мама мыла раму», а «тает снег, текут ручьи», где уже имеется данное и вывод. То есть, ребёнок стоит перед фактом умозаключения. В процессе обучения используются произведения К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других классиков. При данной методике идёт развитие духовно-эмоциональной, нравственной сферы. Что крайне важно, привлекает красота, эстетика языка, литературного стиля. И это сразу, с первого класса, с первых уроков обучение чтению, и в целом, грамоте. Кстати, это то, чего очень не хватает нашим традиционным учебникам.

У Зайцева методика складового чтения, мы это называем слиянием, он учил читать не по слогам, а чтобы сразу было смысловое звучание. Артикуляция, звук — здесь налицо довольно широкий спектр воздействия на всю область психики ребёнка. Оно происходит через несколько анализаторов ребёнка: зрительные анализаторы, это таблицы, которые дети не просто читают. Они их даже могут петь под музыку. При занятиях использовались разные сопроводительные песенки, и что очень важно — устное народное творчество. Учились дети читать по книжкам, припевая знакомые народные песенки, к примеру, «Во саду ли в огороде».

Мы были одними из первых в регионе, кто использовал этот метод. Проводилось много семинаров различных уровней, давались открытые уроки. Мне это очень нравилось, и я с удовольствием их проводила.

А однажды на уроке была видеосъёмка, попросили оператора снять один из уроков, а потом появились конкурсы «Лучший по профессии (учитель)». И вот это как раз оказалось кстати, может, урок и не был лучшим, но были готовые записи, и их отправили на районный конкурс 2005-го года. Так я заняла второе место по району, третье — по городу и четвёртое — по области. Потом были и другие победы.

— Это было замечено, оценено, и вы получили назначение с повышением?
— 14 февраля 2006 года я была направлена завучем в СШ № 38.

— Задачи ваши изменились, горизонты расширились, объём работ стал другой. Как вы это восприняли? С чего начали?
— Естественно, всё началось со знакомства с коллективом. Классов много, коллектив большой, учителя опытные, зрелые, а я ещё совсем молодая. Смотрю на них, всё это понимаю, и у меня неожиданно вырвалась фраза: «Мне не остаётся ничего делать, как только вскочить в ваш поезд». Все заулыбались, и я поняла, что меня приняли, а про себя подумала, как сказала Екатерина 2-я: «Если хочешь долго править, ничего не меняй». Конечно, многое поменялось в работе с тех пор, но, приобретая опыт, старалась делать это тактично, незаметно, поступательно, без резких рывков и потрясений.

— Елена Алексеевна, прошло двенадцать лет…
— Мне кажется, что у нас хороший коллектив, хотя бы вот такой факт — наши учителя, уходя на пенсию, не хотят идти в другие школы города, так они привязались душой к своей. В других учебных заведениях предлагается полная ставка, а они говорят, хоть три часа, но в своей. Чтобы быть объективной, приведу слова родителей наших учеников: «Коллектив начальных классов очень сильный, профессиональный». Не без шероховатостей, конечно, но в целом, коллектив работоспособный, я бы сказала — высоконравственный, мы создали у себя климат доброжелательности, сопереживания, неравнодушия. Если у кого беда случилась, люди готовы помочь материально, поддержать морально.

— А как взаимоотношения с администрацией школы?
— Так сложилось, что у нас правильно расставлены приоритеты, каждый занимается своим делом, иными словами — применяется высокий уровень доверия. Тем не менее, директор наш Олег Анатольевич Белочкин руководитель требовательный, в случае необходимости, спросит довольно конкретно, при этом не повысит голос, — он корректный человек. Мы его очень уважаем.

— На что делается упор в работе?
— В последние годы значительно выросло олимпиадное движение. Исследовательская деятельность — наш конёк. Особенностью является то, что в ней участвуют все классы, каждый учитель представляет свои работы. Если она не проходит на районном или городском уровне, то читается и слушается в школе. Повторюсь, исследовательская работа — это работа, которую ведёт учитель со своим учеником по какой-то выбранной теме. Для ребёнка это открытие, его видение предмета, доказательство того или иного явления.

— И какие результаты этой деятельности?
— Активное и результативное участие в ней показали учителя Наталья Николаевна Напреенко, Жанна Александровна Галецкая, Тамара Васильевна Лаппо, Светлана Борисовна Желнова, Лилия Владимировна Пахомова, Татьяна Николаевна Козлова. Работа эта продолжается вот уже семь лет, за это время нами получено 38 Дипломов на районных конкурсах и 17 — на городских. Таким образом, мы в числе лидеров. Наш опыт получил довольно широкое распространение. У нас уже много лет работает исследовательское общество «Момент истины». Оно ведётся по определённым методикам. Исследовательская деятельность прослеживается практически на каждом уроке учителя. Это потому, что я сама вышла из школы развивающего обучения, и очень поощряю эти методы и подходы.

— Приведите, пожалуйста, пример такой работы.
— Очень яркая работа учительницы Татьяны Козловой «Есть ли жизнь под стеклянным колпаком». Дети вырастили растения в закрытых стеклянных сосудах, создав оптимальные условия тепла, света, влажности, то есть соответствующий микроклимат. Были и другие очень интересные работы.

Впервые в нашей школе я столкнулась с проблемой спецобразования детей с особенностями психофизического развития. Стала уделять этим вопросам много времени и внимания. Впервые были созданы условия для обучения учащихся-колясочников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это очень сложно — создание безбарьерной среды для ребёнка. Также взаимодействуем с Бобруйской школой-интернатом для слабослышащих детей. Мы ищем способы коммуникации с детьми с нарушениями слуха.

Особенностями исследовательской деятельности являются различные социальные проекты. Вот одна из работ. Мы ездили в бобруйскую школу, дети учили жестовый язык. Наши учащиеся пробовали общаться, наблюдали, как получается. Они к нам приезжали, проводили совместный урок, который вели два учителя — сурдопедагог и обычный учитель.

— А как обстоят дела с популярным олимпиадным движением?
— Когда-то эта работа была малорезультативной. Но потом дело сдвинулось. Так, в 2015/2016 учебном году хорошие места на предметных олимпиадах заняли семь наших работ, в прошлом — пять, и в этом году — опять семь. Хорошие результаты показывают такие учителя, как Н.Н. Напреенко, С.Н. Чемерюкова, Н.М. Зюзькевич. Активное участие в исследовательской деятельности принимают учащиеся Диана Михайловская, Алексей Акинчиц, Алексей Непапушев, Вероника Миланич, Елена Ковган, Дарья Николаева, Валерия Русак.

— За всеми этими проектами, олимпиадами, конкурсами не забыты ли сами дети, души ребячьи? Как они это воспринимают? Как вы находите с ними пути взаимопонимания? Чувствуется ли в их глазах живое отражение понимание?
— Вся эта работа проводится только ради самого ребёнка, если нет понимания с его стороны, то всё бесполезно. Естественно — это принципы гуманной педагогики, школа жизни. Вот заходишь, например, в класс, идёт урок литературного чтения, смотришь на ребят и если в глазах пусто, то настроение падает, значит, где-то недоработка, что-то сделано не совсем профессионально. Урок надо провести так, чтобы ученики впечатлились, загорелись. Ведь каждый из них уже личность, у него своя оценка предлагаемого материала, он его воспринимает по-своему, выводы делает индивидуальные. И надо постоянно искать пути проникновения в духовный мир ребёнка, чтобы ничего не разрушить, а помочь укрепить позитив, пытливость, способствовать развитию положительных качеств, деликатно ответить на волнующие его проблемы. Помочь ему, нащупывающему тропинки в определении своей позиции в окружающем мире.

— А кроме обычного образовательного процесса, какие ещё имеются возможности у детей для самоусовершенствования, развития своих наклонностей и способностей?
— У нас обычное учреждение образования, но созданы условия для занятия различными видами искусств. Например, хореографией, имеется кабинет, где занятия проводит учитель со специальным высшим образованием Ольга Михайловна Братко. Она сама шьёт костюмы, ставит номера, сотрудничает с родителями. Только в прошлом году их творчество принесло школе двенадцать дипломов, в том числе международного уровня. Возрождается музыкальное образование, занятие изобразительным искусством.

В преддверии нашего профессионального праздника хочу поздравить всех своих коллег, и ныне работающих, и находящихся на заслуженном отдыхе с Днём учителя! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, душевной бодрости, успехов, прекрасного настроения. Всех Вам благ!

Беседовал Михаил ВОЛОДИН